Зачем нужно выполнять артикуляционную гимнастику |
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4.Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
- Чёткие ощущения от органов артикуляционного аппарата является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Артикуляционная гимнастика обязательно должна выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится.
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства можно изготовить карточки с рисунками — символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем и себя, и взрослого. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Улыбка.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Трубочка.
Вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.
Удерживать это положение на счет до 10.
Улыбка – трубочка.
Сочетание двух упражнений: «Улыбка» и «Трубочка».
Заборчик.
Улыбнуться, обнажая передние верхние и нижние зубы.
Удерживать это положение на счет до 10.
Окошечко.
Вытянуть губы вперед и приоткрыть их, обнажая передние верхние и нижние зубы. Зубы при этом сомкнуты. Удерживать это положение на счет до 10.
Заборчик – окошечко.
Сочетание двух упражнений: «Заборчик» и «Окошечко».
Толстячок
Надуть обе щеки одновременно, удержать на счет до 5 – 10.
Затем надувать щеки попеременно (правую – левую)
Часики.
Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка
рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Качели
Рот открыт, губы в улыбке.
1.Широкий язык поднять к носу, затем опустить к подбородку. Повторить 5- 10 раз.
- Широкий язык поднимать к верхней губе, затем опускать к нижней.
Лопата
Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.
Горка
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Чашечка
Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.
Футбол
Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.
Вкусное варенье
Рот открыт. Языком облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. Выполнять движение по кругу сначала по часовой стрелке, затем — против.
Почистим зубки
Рот открыт. Языком «почистить» сначала верхние, а затем нижние зубы. Выполнять движение по кругу сначала по часовой стрелке, затем — против.
Лошадка
Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им.
Грибок
Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать).
Гармошка
Открывать и закрывать рот, удерживая язык в положении «Грибок». В процессе выполнения данного упражнения подъязычная связка (уздечка) должна ощутимо растягиваться.
Маляр
Открыть рот. Языком совершать движения вперед – назад по нёбу. Язык «красит» в ротике потолок.
Барабан
Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Успехов!