Игнатович Ирина Максимовна

                  Зачем нужно выполнять артикуляционную гимнастику

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.

Артикуляцион­ная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо­щи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4.Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

  1. Чёткие ощущения от органов артикуляционного аппарата является основой при обучении письму на началь­ном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Артикуляционная гимнастика обязательно должна выполняться  систематично, в противном случае новый навык не закрепится.

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка.  На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства можно изготовить карточки с рисунками — символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем и себя, и взрослого. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (ввер­ху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­жение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Улыбка.

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Трубочка.

Вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Удерживать это положение   на счет до 10.

Улыбка – трубочка.

Сочетание двух упражнений: «Улыбка»  и  «Трубочка».

Заборчик.

Улыбнуться, обнажая передние верхние и нижние зубы.

Удерживать это положение на счет до 10.

Окошечко.

Вытянуть губы вперед и приоткрыть их, обнажая передние верхние и нижние зубы. Зубы при этом сомкнуты. Удерживать это положение на счет до 10.

Заборчик – окошечко.

Сочетание двух упражнений: «Заборчик»  и  «Окошечко».

Толстячок

Надуть обе щеки одновременно, удержать на счет до 5 – 10.

Затем надувать щеки попеременно (правую – левую)

Часики.

Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка

рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Качели

Рот открыт, губы в улыбке.

1.Широкий язык поднять к носу, затем опустить к подбородку.  Повторить 5-                                   10 раз.

  1. Широкий язык поднимать к верхней губе, затем опускать к    нижней.

Лопата

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1    до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

Горка

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Чашечка

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

Футбол

Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

Вкусное варенье

Рот открыт. Языком  облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. Выполнять движение по кругу сначала по часовой стрелке, затем  — против.

Почистим зубки

Рот открыт. Языком  «почистить»  сначала верхние, а затем нижние зубы.  Выполнять движение по кругу сначала по часовой стрелке, затем  — против.

Лошадка

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им.

Грибок

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать).

Гармошка

Открывать и закрывать рот, удерживая язык в положении «Грибок». В процессе выполнения данного упражнения подъязычная связка (уздечка) должна ощутимо растягиваться.

Маляр

Открыть рот. Языком совершать движения вперед – назад по нёбу. Язык «красит» в ротике потолок.

Барабан

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Успехов!