Игнатович Ирина Максимовна

                                                       Как  разговорить молчуна?

Совет 2

Хочется обратить внимание на тот факт, что «речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и  «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

                                        Какими упражнениями можно развивать речь?

  1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
  3. Играйте в слова. Это может скрасить скучный поход по «делам» или необходимость постельного режима. К таким заданиям можно отнести:

— какими словами, красками можно описать время года;

— назови слово – предмет, слово – действие, слово – цвет, только веселые слова;

— расскажи о предмете: какой он; что он может делать;

— играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что…

Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что…;

— играйте в игру « Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

— играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т. д.;

— играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка.

  1. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
  2. Играйте в игру: « Найди ошибку»

В лес растут грибы. – В лесу растут грибы.

Шишки растут в елке. – Шишки растут на елке.

  1. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
  2. Разыграйте знакомую сказку в « лицах» с разной интонацией.

 Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

— для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;

—  ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный ребенок сразу замкнется. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным  произношением звуков речи.

Разумная семья всегда будет воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения!