Черноусова Наталья Владимировна

Приветствую гостей моего блога и надеюсь представленная информация будет Вам полезной!

Формирование саморегуляции познавательной деятельности ребёнка через игровые средства

  Начало школьного обучения – переломный момент в жизни ребёнка. Придя в первый класс, дети зачастую демонстрируют импульсивные формы поведения, неадекватно реагируют на трудности в учении, не умеют принимать требования учителя и следовать им в учебной деятельности. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает школьник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения, поэтому ее нужно формировать. И в этом могут несложные игры.

Хочукалки

Цель: формирование умения произвольно управлять своими чувствами.

Ход игры: педагог карандашом медленно в воздухе рисует любую букву. Детям предлагается угадать букву, но не кричать ответ, а дождаться команды ведущего и прошептать (пропищать и т.п.) ответ.

Черепаха

Цель: развитие саморегуляции.

Ход игры: побеждает тот игрок, кто за минуту проползёт наименьшее расстояние.

Фонарики

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Ход игры: положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на поверхности стола. Необходимо по сигналу ведущего одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

Светофор

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, согласованности движений и внимания.

Ход игры: дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.

По окончании упражнения педагог говорит:

— А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».

За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» — сажать ребенка на стульчик.

Знаете ли вы цифры?

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Ход игры: —  Давайте посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Взрослый рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают.

Летает — не летает

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов.

Ход игры: все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.

Педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.

Роботы

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания.

Ход игры: выполнение движений по инструкции. Например, «Подними правую руку вверх, а левую спрячь за спину. Быстро поменяй их местами.»

Разновидность игры — «Вежливые роботы». Движение надо выполнять только после слова пожалуйста. Например, «Встань на колено, а руки положи на голову, пожалуйста». «А теперь поменяй ногу» (слово «пожалуйста» не сказали, значит движение не выполняется).

Действуй!

Цель: снятие напряжения; развитие саморегуляции и самоконтроля; развитие умения слышать и выполнять инструкцию; развитие слуховой памяти; развитие общей моторики и координации движений; развитие скоростных качеств (при усложнении игры — на время или в паре с другим ребёнком, как в соревновании).

Ход игры: взрослый даёт инструкцию, постепенно её усложняя, а ребёнок должен её выполнить. Например: «Добеги до стола и вернись ко мне». Потом усложняет: «Добеги до стола, постучи по нему два раза и вернись ко мне». Затем ещё усложняет: «Добеги до стола, постучи по нему два раза, 1 раз подпрыгни и вернись ко мне» и т.д.

Запрещённое движение

Цель: формирование навыка концентрации и переключения внимания, навыка самоконтроля

Ход игры: дети становятся в одну шеренгу, ведущий — напротив них.

Ведущий (сначала взрослый) показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запретное — его нельзя выполнять. Например, это может быть хлопок руками, приседание или прыжок на одной ноге. Ведущий начинает показывать различные движения. Задача участников — повторять все, кроме предварительно обозначенного «запретного движения».

Способ контроля: выполнивший запретное движение – получает штрафное очко. Можно назначить два запретных движения. Или часто менять инструкцию: одно запретное движение сменяется на другое.

 

Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО.

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании). Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к углублению в проблему. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество детей
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  • целенаправленную детскую деятельность;
  • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
  • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:

1 Погружение в проект.

2 Организация деятельности.

3 Осуществление деятельности.

4 Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы, помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности представлена в таблице:

Воспитатель Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную

игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы

 

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают

формы и способы презентации полученных результатов

 

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

– при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

– деликатно контролирует;

– обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

– репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

— выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

– консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

– добывают необходимые и недостающие знания;

– фантазируют;

– готовят презентацию

 

Презентация результатов

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию

 

Демонстрируют:

– понимание проблемы, цели и задачи;

– умение планировать и осуществлять работу;

– найденные способы решения проблемы;

– самоанализ деятельности и ее результата;

– взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности. Представим примерную тематику детских проектов в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа

Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому. Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):

  • Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
  • Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
  • Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати).
  • Зонты и зонтики. Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
  • Варежки и перчатки.
  • Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
  • Я катаюсь на качелях.
  • Любимая еда в детском саду и дома.

И так далее.

Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей, связей и отношений; развитие наглядно-образного мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).

Примерная тематика проектов:

  • Идем к врачу.
  • Как проверить и сохранить слух.
  • Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядка, прием пищи).
  • Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы и т.п.
  • Полезно-вредно для зубов.
  • Опасно-безопасно.
  • Острые предметы в наших руках.
  • Правила поведения в автобусе.
  • Мы — пешеходы.

Старшая и подготовительная к школе группы.

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность, учебная и исследовательская деятельность.

Примерная тематика проектов:

  • Что внутри у человека? (Создание буклета или дидактического плаката).
  • Азбука здоровья.
  • Зимние и летние виды игр (иллюстрированная картотека игр) или Во что поиграть зимой и летом?
  • Как увидеть красивые сны?
  • Чистота в нашей группе.
  • Осторожно, незнакомец!
  • Ядовитые растения и ягоды (создание дидактической игры).
  • Стоп: крыши, деревья, люки! (Создание правил безопасного поведения).
  • Осторожно, пешеход!
  • Что и как мы едим?
  • Создаем меню для малышей.
  • Наши друзья — витамины.
  • Где искать витамин С?
  • Накорми меня правильно, или Книга полезных советов.
  • Сладкое и полезное (выпуск стенгазеты).

Детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

Продуктивной Вам работы.