Косович Валентина Анатольевна

Методические рекомендации

Развивающая предметно-пространственная среда

Педагогические технологии

Родительская страничка

 

 

Методические рекомендации
По образованию я учитель истории, ну вот и уже тридцать лет работаю воспитателем в детском саду. В институте увлекалась археологией, ездила в археологические экспедиции. Вот этот опыт мне пригодился в моей педагогической деятельности. Как-то работала на старшей возрастной группе, где из 25 ребят, 18 мальчишек. Все гиперактивные, каждый день нужно было что – то новое , чтобы увлечь ребят. Сначала предложила на групповом участке поискать «секретики»: одни прячут, рисуют карту – другие находят. Так песочница превратилась в площадку для раскопок, в группе создали археологический макет. Дошкольники в игровой форме получали знания о зарождении жизни и первых жителях планеты Земля, познакомились с разнообразием видов доисторических животных, в том числе найденных в Красноярском крае, а также представление о науке палеонтологии. Для поддержки интереса к теме, в группе детского сада организовала передвижные мини-выставки научно-познавательной литературы. Ребята с азартом участвовали в практических опытах, самостоятельно проводили эксперименты и мини-раскопки эпохи динозавров. Создали свой музей палеонтологии. Музейные экспонаты: динозавров, мамонтов, ящур, саблезубых тигров — мы лепили, рисовали, конструировали сами. Юные палеонтологи рассказывали малышам о своем увлечении, особо гордились коллекцией динозавров. В исторических поисках были не только ребята , но и их родители , совместное увлечение сплотило всех. Ребята выросли, учатся в школе, изучают историю. Мои сегодняшние воспитанники играют экспонатами той коллекции и собирают свою. Я свой «секрет» успеха тоже берегу и передаю молодым коллегам.В настоящее время наблюдается повышенный интерес родителей ко всем вопросам воспитания и образования детей. В то же время бурные успехи научно-технической революции порождают и противоречия, невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, сколько естественнонаучными знаниями, техническими способностями. Это достаточно чётко проявляется в современном семейном воспитании, когда родителей порою интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребёнка к овладению точными науками, когда освящённое многовековой традицией общение с дошкольниками в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, игр с компьютером, прослушиванием магнитофонных или DVD- записей. Средства массовой информации (особенно телевидение) вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» К. Батюшков. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.
Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить. Детская книга пишется для воспитания, а воспитание – велико дело: «им решается участь человека», так говорил В.Г. Белинский.
Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Но это могучее воздействие книги на воспитание ребенка надо использовать осторожно и умело родителям и воспитателям.
Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребёнка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. Белинский говорил: «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился — вы сделали свое дело».
Надо умело подбирать книги для чтения детям. Не надо читать все подряд. Книга богата познавательным материалом: тут и природа, и жизнь животных, и мир человека. Многое детям в книгах не понятно, что важно довести до сознания детей. Очень важны беседы по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, если да (нет) почему?
Попросите выполнить зарисовку. Дошкольник, да и школьник, с большим интересом выполняют эти задания. Такие задания будят мысль детей, влияют на личность самого ребенка, на его поведение.
Для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок по натуре эмоционален. Его привлекает все красивое, яркое. И надо обратить внимание ребенка на то, кто эту книгу так красочно оформил – художник, познакомить с другими профессиями людей участвующими в создании книги.
Очень важно чтобы ребенок давал самостоятельную оценку своему герою. В своей беседе с детьми взрослые должны стараться подвести детей к основной мысли, идее произведения. Ребенок, придя в школу, затрудняется в определении главной идее произведения. Он старается подробно пересказать весь текст рассказа, что совсем не требуется. Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, надо как писал известный русский методист Д.И. Тихомиров – «научить маленьких наших читателей (или слушателей) мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому родители должны читать детям книги очень выразительно. Именно посредством голоса, дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы. Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка . Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. С этой целью объекты деятельности педагоги постарались разместить в группе в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т.д.). В большинстве случаев, площадь групповой комнаты детского сада не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы является использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая доступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей . Для предоставления ребенку свободы, большого «поля» выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, появилась возможность  использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

 

Развивающая предметно – пространственная среда

Хочется поделиться опытом использования развивающего пособия для детей «Колесо чудес», которое отображает все центры развивающей предметно – пространственной среды (РППС) в группе. Данное пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Многофункциональное пособие помогает решать множество образовательных задач: развитие логического мышления; развитие сенсорных способностей; развивать представление о множестве; тренировать наглядно-образное мышление; закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Воспитанники вместе с родителями изготовили именные прищепки для обозначения своего выбора в кругу.  При использовании круга в образовательной деятельности  ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать деятельность, исходя из своих интересов, желаний и потребностей, зафиксировав свою прищепку на «Колесе» и пригласить друга, чтобы вместе провести эксперимент, просто поиграть, порисовать. Для этого продумываю,  в каждом центре  проблемно-игровые ситуации учитывая возрастные особенности детей.

Считаю, мною максимально используются дидактические возможности РППС, интегрируя все виды детской деятельности. В ходе познавательной деятельности, осваивая опыты с водой, песком, воспитанники делают выводы и фиксируют в таблице.

Используя нетрадиционные спортивные тренажеры, сделанные руками родителей для укрепления здоровья, дети  развивают ловкость, внимание, выносливость.

Для развития творческого потенциала детей, воображения, самостоятельности, активности, знакомства с бытом и историей своего народа  театральную студию дополнила мини-музеем «Русская горница» с сундуком для ряженья.

В центре сюжетно-ролевых игр,  среда динамична и с привлечением детей своевременно изменяется. Атрибуты к играм подобраны, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

В группе имеется макет купе вагона, где получают первоначальное представление об особенностях доступных возрасту профессий железнодорожников. Знакомство с трудом машиниста, проводника, развивают любознательность, наблюдательность, умение входить в определенный образ, выполнять игровые действия в соответствии  с ролью.

Ежедневно в конце дня, на вечернем круге подводим итоги и делимся своими достижениями, впечатлениями о путешествиях, спортивными победами.  Уходя  домой, ребята   рассказывают родителям, что интересного было сегодня, чем займутся завтра.

Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. И он должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. Экологические пространства — это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников. Кроме традиционных видов «экологических пространств» — групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке. Экологические центры органично вписывается в интерьер каждой групповой комнатыПодбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны.

Не допускается иметь в группах ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

Муляж овощи и фрукты.

  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. •Альбомы «Времена года»;
  • книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала

. •Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями.

  • Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком.

. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки).

 Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

  • Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы. Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении. Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.

 

 

Педагогические технологии

Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать новое, поэтому активно использую разработки в этой области. Мультимедийные презентации MS Power Point, создаю с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении ООД, на примере — «Как прекрасен этот мир». Цель деятельности была ориентирована на формирование нравственных и эстетических чувств дошкольника через приобщение детей к прекрасному миру цветов.
В этом году впервые столкнулись с дистанционной работой с долго отсутствующими детьми. Хочу поделиться опытом работы в таких условиях, начала свою деятельность с взаимодействия с родителями воспитанников, в цифровом пространстве, создав совместные группы родителей, педагогов в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»). Подготовила консультации для родителей по организации образовательной деятельности дома. Организовала видеоконференции, занятия через ZOOM. Выстроила траекторию работы с родителями, как с проводниками: обновляю материал для бесед с детьми, поясняю дидактические игры. Проводим обмен опытом по домашнему обучению: в офлайн режиме выставки детского творчества, фестивали стихов и другие достижения детей.
Компьютер и другие электронные ресурсы повсеместно входят в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия, У детей долго не посещающих сад, приходя вновь начинается адаптация. Для решения этой проблемы использую электронные ресурсы: на занятии в режиме онлайн выделяю ребятам время на общение, коммуникативную игру, даю возможность рассказать свои детские новости. Используя интерактивные обучающие игры (игры-путешествия, «бродилки») организую одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраиваю образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей появиться творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность.

 

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях «Железная дорога – зона повышенной опасности!»

Дети и подростки, которые устраивают игры на железной дороге, подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Их беспечность угрожает безопасности движения поездов, жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, наносит дороге немалый материальный ущерб. Такие забавы зачастую заканчиваются трагически.
Все, кто находится вблизи железнодорожных путей, обязаны соблюдать общепринятые правила:
1. Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагона.
2. При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить, и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.
3. На переездах переходить пути можно только при открытом шлагбауме. Железнодорожники напоминают родителям, что оставлять детей без присмотра и позволять им играть вблизи железной дороги опасно для жизни.

Уважаемые взрослые! Не оставляйте детей одних вблизи железнодорожных путей. Помните, это опасно для их жизни!
ЗАПОМНИТЕ:
— проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах;
— при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• подлезать под железнодорожным подвижным составом;
• перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
• заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
• бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или
отправляющимся поездом;
• устраивать различные подвижные игры;
• оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);
• прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
• осуществлять посадку и (или) высадку во время движения.
• Уважаемые взрослые. Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги. Помните, что железная дорога – не место для детских игр.

Инструкция о правилах безопасного поведения детей на объектах железнодорожного транспорта
1. Общие требования безопасности:
• железная дорога является зоной повышенной опасности;
• бесцельное пребывание детей на ней и несоблюдение правил безопасного поведения нередко заканчивается трагически;
• движение по железнодорожным путям запрещено, даже при отсутствии на них подвижных составов;
• при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 метров к крайнему рельсу;
• на электрифицированных участках железной дороги не поднимайтесь на электрические опоры, не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам, не влезайте на вагоны, цистерны и другие железнодорожные объекты в целях предотвращения контакта с проводами высокого напряжения;
• не цепляйтесь за движущийся железнодорожный состав, маневренные тепловозы и другие подвижные составы.

2. Требования безопасности при переходе железнодорожных путей:
• переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуйтесь при этом пешеходными мостками, тоннелями, переходами, а там где их нет;
• по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;
• перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход;
• при переходе через железнодорожные пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
• подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава.

3. Требования безопасности при ожидании поезда:
• при ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры;
• не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда;
• не стойте ближе 2-х метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

4. Требования безопасности при посадке в вагон и выходе из него:
• подходите непосредственно к вагону только после полной остановки поезда;
• посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы;
• будьте внимательны — не оступитесь и не попадите в промежуток между посадочной площадкой вагона и платформой.
5. Требования безопасности при движении поезда:
• не открывайте на ходу поезда наружные двери тамбуров;
• не стойте на подножках в переходных площадках вагонов;
• не высовывайтесь на ходу из окон вагонов;
• не выходите из вагона при остановке поезда на перегоне.

6. Требования безопасности при экстренной эвакуации из вагона:
• в случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие;
• берите с собой только самое необходимое;
• окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым и инвалидам;
• при выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!!!

БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

с детьми старшего дошкольного возраста на тему

“БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ РАЗРЕШАЕТСЯ”

Задачи.

Обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека по железной дороге, объяснить правила поведения в поезде.

Упражнять в навыках правильного поведения в поезде, закрепить навыки невербального поведения, способствовать формированию культуры речевого общения, совершенствовать двигательные навыки.

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь.

Оборудование. Детали набора “Строитель ”, макет светофора, сказочные персонажи “Три медведя”, кассета с записью музыкальных фрагментов.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме “Железная дорога”, беседа на тему: “Железная дорога — детям не игрушка”.

Алгоритм деятельности:

Воспитатель. Ребята, посмотрите на наш зал. Мы с вами находимся на платформе железно дорожного вокзала, ожидаем поезд, чтобы отправиться в путешествие, подальше — от унылой бесснежной зимы. Но поедем мы не одни, а вместе с героями сказки “Три медведя”. Мишутка первый раз в поезде и медведица хочет показать ему, как вести себя в поезде, что можно и что нельзя.

Давайте посмотрим, как Настасья Петровна будет учить Мишутку (медвежонок пытается пройти в вагон без билета).

Медведица: Нельзя так делать, отдай свой билет проводнику.

(Мишутка отдает билет и пытается войти в поезд через окно)

Медведица: Нет, в вагон проходят через дверь.

Ребенок:

Я в окно не залезаю,

Я не птица, не летаю.

Упаду — не полечу,

Шишку на лоб получу.

(все заходят в вагон, занимают свои места)

Воспитатель. Ребята, что нужно сделать с одеждой, лишними вещами?

Дети. Верхнюю одежду нужно повесить, остальное убрать в багажный отсек.

Воспитатель. Правильно, в вагоне должен быть порядок.

(Мишутка разбрасывает игрушки)

Медведица.

Милый мой Мишутка,

Убери игрушку.

Об нее споткнешься,

Слез не оберешься.

Воспитатель. Не хочет Мишутка убирать игрушки. Надо помочь ему. А ты, Мишутка, запомни, что в поезде должно быть все на своих местах.

(медвежонок “пытается” сунуть лапу в электрическую розетку)

Медведица.

Запомни, мой мальчик,

Не суй в розетку пальчик.

Там живет его величество —

Колючее, злое электричество.

Воспитатель. А вы, ребята, будете трогать розетку? Кто живет в розетке? (ответы детей).

Ребята. А давайте поиграем!

(дети играют в лото, конструктор “лего”, рассматривают книги ит. д. медвежонок вытаскивает ножницы).

Медведица.

Ножницы стригут отлично,

Но и колются прилично.

Не играйте ножницами

С острыми концами.

Консультация для родителей «Мы за здоровый образ жизни!»

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

**Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

**Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

**Существует правило:

«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

— Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
— Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
— Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
— В-третьих, культура питания.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

— Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
— Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
— Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
— Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).

— В-четвертых, это гимнастика, физзанятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
**В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
**Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
**Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
**Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.
**Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
**Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
**Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов взанятиях;
— знание основных правил правильного питания;
— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
**Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
**Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века — гиподинамия, т.е. малоподвижность.
** Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
** Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение — основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время — вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
** Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.

Такие занятия приносят положительные результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.

Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
• осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
• повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
• развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
** Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
**Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается.
Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным.
Я желаю Вам быть здоровыми!