Фадеева Ирина Ивановна

«Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста»

 

В возрасте 3 лет  дети имеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность, самостоятельность. Это сказывается, прежде всего, в характере движений, которые становятся довольно разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. Например, дети овладевают не только обычной ходьбой, но и ходьбой на носках, с высоким поднятием колен, со сменой направления, врассыпную.

Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему миру, пытается сравнивать, сопоставлять предметы и явления. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Все это позволяет значительно расширить объем музыкального воспитания трехлетнего дошкольника.

Дети уже обладают определенным объемом навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность у детей в ее простейших формах начинает играть все большую роль.

Слушая песни, небольшие пьесы, ребята обнаруживают отзывчивость на музыку различного, достаточно ярко выраженного характера. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы. Восприятие становится более эмоциональным, дифференцированным.

В процессе дидактических игр развиваются музыкальный слух, сенсорные способности. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например, показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок («Чей домик?” Е. Тиличеевой); звенят колокольчиками или ударяют по барабану («Угадай, на чем играю” Е. Тиличеевой). Дидактические игры могут проводиться в виде подвижных игр.

В этом возрасте появляется певческое звучание голоса, который обретает силу; активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный диапазон (ре1 — ля1) — (ми1 — си1). Интонации становятся более разнообразными, пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.

В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая гимнастические, танцевальные образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), изменять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа. У детей формируется элементарная выразительность и ритмичность движений.

В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. Дети замечают особенности произведений изобразительного характера. Дети учатся понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем «рассказала» музыка; проявляя звуковысотный слух, различают высоту двух звуков в пределах октавы – сексты, различают тихое и громкое звучание, узнают некоторые инструменты (бубен, барабан, металлофон), их звучание, характерный ритм, связанный с игровыми образами («медведь идет”, «зайчик прыгает”).

При исполнении песен дома нужно обратить ваше внимание на то, чтобы дети пели естественным звуком, без напряжения и крика, протяжно, внятно произнося слова; не отставали и не опережали друг друга, если исполняют песню в ансамбле, правильно интонировали мелодию.

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

У детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3-х до 4-х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет:

— преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания);

— чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность);

— наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера);

— ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

— ярко выраженная способность к подражанию (родителю нужно быть самому артистичным, эмоциональным, уметь вовлекать ребёнка в совместную музыкально-творческую деятельность).

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

Большое значение для музыкального и общего развития вашего ребёнка имеет предметно-пространственная развивающая среда, которую необходимо создавать дома. Это различные музыкальные инструменты, игрушки и игры, музыкальный центр, желательно с микрофоном для пения (караоке), диски с музыкальными произведениями различной жанровой направленности (народная, классическая и детская современная музыка), а также книги и энциклопедии по музыке.

 

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому родителям необходимо проявить внимательность к детским предпочтениям.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Учитывая преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении, необходимо поддерживать интерес детей играми, подбирать музыку непродолжительного звучания.

 

 

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления). Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. В связи с этим детям интересны музыкально-коммуникативные игры и упражнения. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности при инсценировках, театрализации песенок, при игре детей на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещё требует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности, предпочитают частую смену деятельности.

Дети шестого года жизни:

— начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

— могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

— могут вспомнить знакомые песенки по вступлению или мелодии;

— могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами, исполняя при этом разные партии;

— начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

— выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами);

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности.

 

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности.

В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость. Дети 6-7 лет:

— могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

— могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

— у детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

— могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

— способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Это нужно учитывать при включении двигательных импровизаций в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок.

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Консультация для родителей

«Слушаем и поем песни военных лет, и песни посвященные ВОВ»

        

         День победы занимает особое место в жизни каждого человека, чьи родные участвовали или погибли на фронтах ВОВ. В нашем детском саду ежегодно проводится праздник, посвященный Дню Победы. Дети поют песни о Победе, читают стихи, чтят память погибших минутой молчания, возлагают живые цветы к обелиску погибшим воинам. Перед праздником с детьми проводится цикл бесед-рассказов о событиях военных времен, дети слушают художественные произведения о войне, песни военных лет, песни о Победе, марши.

         И в преддверии этого великого праздника хочется поговорить о песнях, которые помогали людям в тяжелые дни Великой отечественной войны. Ведь в песне есть слова и есть музыка, которые тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В дни войны многие композиторы писали песни о войне. Они самые лучшие, которые пели и стар, и млад, на фронте и в тылу. Песни — они, как друзья в беде и в радости.  Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыку вдвойне!

         В первый период войны на всех призывных пунктах, на учебных воинских сборах пели патриотические песни, написанные ещё в довоенное время, такие, например, как легендарная «Катюша». Она прошла всю войну. «Катюшами» на фронте стали называть реактивные миномёты — грозное оружие того времени.

         «Катюша»— популярная советская песня, написанная композитором Матвеем Блантером, на стихи Михаила Исаковского еще в довоенные годы. Впервые песня прозвучала в исполнении Валентины Батищевой в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра Виктора Кнушевицкого 27 ноября 1938 года. Позднее песню в свой репертуар включали известные советские исполнители — Лидия Русланова, Вера Красовицкая, Георгий Виноградов, Эдуард Хиль, Анна Герман и другие.

         В первые дни войны родилась песня «Священная война». Музыку написал известный композитор Александр Владимирович Александров, а слова — поэт Василий Иванович Лебедев — Кумач. Большая сила и энергия в чеканном ритме и фанфарных ходах мелодии превращают эту песню в величественную песню — гимн.Впервые песня прозвучала 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР перед отправкой на фронт. С 15 октября 1941 года песня стала ежедневно звучать по всесоюзному радио после боя кремлевских курантов. С тех пор эта песня считается своеобразным символом защиты Отечества.

             «Синий платочек» — популярная советская песня. Автор музыки — польский музыкант Ежи Петерсбурский. Он написал музыку в 1940 году. На эту музыку было написано несколько вариантов стихов. Но самым известным вариантом, который стал известен широкой публике стали слова драматурга Якова Галицкого. Широкую известность песня приобрела в исполнении Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.

         «В землянке» — советская песня, написанная в годы Великой Отечественной войны композитором Константином Листовым на стихи Алексея Суркова. Осенью 1941 года журналист Сурков, стал очевидцем и участником ожесточенных боев на Истре, где и написал стихотворение «В землянке». А знаменитая песня на эти стихи родилась в феврале 1942 год. Наибольшую известность песня приобрела в исполнении Лидии Руслановой.

             «Огонек» — популярная советская песня военных лет. Автор слов — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен. Стихотворение «Огонек» Михаила Исаковского было опубликовано в газете «Правда» 19 апреля 1943 года. На это стихотворение сочиняли музыку многие известные композиторы, но популярной песня стала в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева.

         Музыка к песне «Темная ночь» была написана композитором Никитой Богословским для фильма «Два бойца» в 1943 году. В срочном порядке поэт Владимир Агатов написал текст. За одну ночь была записана фонограмма и уже на следующий день был снят эпизод фильма, в котором Марк Бернес исполнил эту песню.

         «Смуглянка» —  как часть сюиты была написана композитором А. Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году. В исполнении Краснознамённого ансамбля А. В. Александрова впервые была исполнена и одновременно транслировалась по радио в 1944 году из Концертного зала имени Чайковского (солист Николай Устинов). Песня мгновенно разошлась по фронтам и стала популярной в тылу. Но особую популярность песня приобрела после того, как она прозвучала в кинофильме «В бой идут одни «старики», вышедшем в 1973 году.

         Песня «Эх, дороги…» была написана в 1945 году композитором Анатолием Новиковым и поэтом Львом Ошаниным и после ее премьеры в ноябре 1945 года в исполнении солистам ансамбля НКВД Ивана  Шмелёва, стала одной из самых популярных песен послевоенной поры.

Тема народного подвига по сей день находит отражение в произведениях современных композиторов.

         «На безымянной высоте» — песня о Великой Отечественной войне, записанная в 1963 году для кинофильма «Тишина» (1963). Композитор — Вениамин Баснер, автор слов — Михаил Матусовский. Первым исполнителем песни, прозвучавшей в этом кинофильме стал певец Лев Барашков. Сюжетом для стихов песни стали реальные события боя в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на высоте 224,1 у деревни Рубежанка Калужской области. В неравном бою 18 советских солдат под командованием лейтенанта Евгения Порошина сражались за высоту против 500 немецких солдат, поддерживаемых танками и артиллерией.

         Песня «День Победы» была написана композитором Давидом Тухмановым на стихи поэта-фронтовика Владимира Харитонова в 1975 году к 30-летию Великой Победы. Впервые прозвучала 9 мая 1975 года в праздничном выпуске передачи «Голубой огонек» в исполнении Леонида Сметанникова, но тогда эта песня осталась незамеченной. А на праздничном концерте, посвященном Дню милиции в ноябре 1975 года песня была исполнена в прямом эфире певцом Львом Лещенко. С тех пор, песня «День Победы» вот уже 40 лет является музыкальным символом, с которым ассоциируется победа наших солдат в Великой Отечественной войне.

         Многие песни о войне стали популярными благодаря первоклассным исполнителям, давшим им своеобразную «путёвку в жизнь». Так, например, песни «Журавли» и «День Победы» своей известностью обязаны Марку Бернесу и Льву Лещенко.

Так же вы можете послушать песни посвященные ВОВ на сайтах:

inkompmusic.ru?song=Военные песни 1941 — 1945

detskie-pesni.comprazdniki/9-maja

inkompmusic.ru?song=Детская 9 мая

         Добавьте в cвой play list в телефоне или компьютере песни военных лет, песни о Победе, слушайте их вместе с детьми, пойте их все вместе, и с бабушками и с дедушками – это очень сближает поколения.

Рекомендованные музыкальные произведения для прослушивания вместе с детьми:

— «9 мая» — музыка и слова З. Роот,

— «Темная ночь» — муз. Н. Богословского, сл. В. Агатов,

— «Три танкиста» — муз. Д. Покрассова, сл. Б. Ласкина,

— «На безымянной высоте» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского,

— «Песня о мире» — муз. А. Филиппенко, сл. Г. Волгиной,

— «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача,

— «В землянке» — муз. К. Листова, сл.А. Сурикова,

— «Алеша» — муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкин,

— «На солнечной поляночке» — муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова,

— «Вечер на рейде» — муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина,

— «Эх, дороги» — муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанин,

— «Огонек» — муз. Народная, сл. М. Исаковского,

— «Последний бой» — муз. и сл. М. Ножкина,

— «Журавли» — муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатова.

Советы для родителей «Музыка в общении с ребенком»

 

         Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим ребенком в удивительный мир гармонии звуков.

         Создайте домашнюю фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку или использовать при укладывании ребенка спать.

         Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен,различных танцевальных и маршевых мелодий.

         Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.

         Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.

         Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.

         Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.

         Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.

         Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.

Я хочу Вам привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком.

         Например, игра на развитие слуха«Угадай что звучит». Для этой игры понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш, только держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук, и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.

         Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно от 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, ее можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

         Можно играть в такую игру на развитие музыкального слуха. Назовем ее «Музыкальные бутылки» (стаканы, бокалы). Для игры нужны какие-либо идентичные стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я буду рассказывать на примере бутылок.

         Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука.

         Далее с теми же предметами можно сочинять какие-либо простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком — слева, и, соответственно, которые звучат высоким — справа. Поверьте, ребенку 5-6 лет будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо наипростейшую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите Вашему малышу. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.

Есть еще одна игра, которая поможет Вам развить у Вашего ребенка чувство ритма мелодии. Назовем эту игру «Угадай мелодию». А правила игры очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему малышу песенку, и прохлопайте ее. То есть прохлопайте ритм песенки. Не забывая, что когда в оригинале мелодия тихая, нужно хлопать тихо, а когда громкая — соответственно, громко. Пусть Ваш малыш угадает эту мелодию, а затем загадает свою.

         Но не забывайте, что ребенку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре испытывайте только припев песенки, или даже всего несколько строчек. Например, если Вы загадали «Антошку» достаточно прохлопать только «АнтОшка, АнтОшка, пойдем копать картОшку». Это будет приблизительно так: 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; два хлопка; пауза; два быстрых хлопка; пауза; 3 хлопка (второй более громкий); пауза. Все нужно повторить два раза. Если ребенку будет трудно угадать, добавьте к хлопкам еще звуки, например «пам-пам-пам». Но не нужно петь мелодию, просто проговаривайте ритм. Не забывайте предлагать          Вашему ребенку прохлопать мелодию вместе с Вами, так ему легче будет сориентироваться.

Рекомендованные музыкальные произведения для прослушивания:

o И. Брамс «Колыбельная»

o Бах-Гуно «Аве Мария»

o Э. Григ «Концерт для фортепиано с оркестром №1 ля минор»«Пер Гюнт»«Утро»«В пещере горного короля».

o Ф. Лист «Любовная греза» №1

o Ф. Мендельсон музыка к комедии «Сон в летнюю ночь»

o В. А. Моцарт: Симфония № 41, «Маленькая ночная серенада», фрагменты из оперы «Волшебная флейта».

o С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор»«Вокализ» (соч. 34 № 14, «Рапсодия на тему Паганини».

o Ш. К. Сен- Санс Сюита «Карнавал животных» (пьсы«Лебедь»«Аквариум»)

o И. Штраус вальсы«На прекрасном голубом Дунае»«Сказки венского леса».

o П. И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Си бемоль мажор»«Струнный квартет №1», фортепианные циклы «Времена года» и «Детский альбом».

o А. Вивальди «Времена года».

Музыкально — экологический праздник https://disk.yandex.ru/d/ZTUoLCyO-kVBog

Спортивный танец с лентами https://disk.yandex.ru/i/elC82o1wl_ah6A