Руденко Галина Николаевна

Я рада приветствовать всех на моей страничке, на которой поделюсь с вами моим опытом работы музыкального руководителя в детском саду!

_______________________________________________________________________________________________________________

Важнейшим условием работы в детском саду является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. С интересными приемами Вы можете ознакомиться в моей презентации РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

https://disk.yandex.ru/i/LLDx3TtPoWRabQ

_______________________________________________________________________________________________________________

Элементарное музицирование, как метод развития музыкальности и творческих способностей дошкольников

Элементарное музицирование является универсальным методом для развития музыкальности и творческих способностей дошкольников.  Главное условие успеха элементарного музицирования у детей — это музыкальные инструменты.
Когда Карл Орф задумал создать систему детского музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от музыкальных инструментов,
а ввёл их как обязательное условие
педагогического успеха, так как понимал, что никакая деятельность без «орудия» невозможна. Мы даём детям ножницы, чтоб они научились вырезать, кисточку и краски, едва они могут хоть что-то самостоятельно нарисовать. Поэтому, чтобы развить у детей интерес к музыке, мы как можно раньше должны дать им возможность заниматься элементарным музицированием.
В основе элементарного музицирования лежит использование и комбинирование ЭЛЕМЕНТОВ музыки: крошечных ритмических и интонационных мотивов, тембров, а также игра темпом, динамикой и различными исполнитeльcкими приемами.
Есть ли для музыкального развития ребёнка разница между тем, когда он исполняет музыку (пусть самую простую) сам, и тем, когда он просто слушает, как играет для него педагог? Разница огромная. Самостоятельные действия вовлекают дошкольника в музыку целостно и интенсивно, а успешные самостоятельные действия ведут к желанию и потребности общаться с музыкой ещё и ещё!
Вот почему в музыкальной деятельности дошкольников очень важны положительные эмоции, удовольствие и успех! Это — психолого-биологический фундамент успешной педагогики.
Важнейшей целью музыкальной деятельности должно стать эмоциональное развитие детей.
Эмоциональный мир маленького ребёнка развит соответственно его небольшому опыту. Поэтому в музыке он может полноценно откликнуться только на эмоции, которые ЕСТЬ В ОПЫТЕ. Постепенное расширение этого опыта происходит и в жизни, и в музыкально – образовательной деятельности. На что же может опереться музыкальный руководитель в решении этой непростой задачи?
Ребёнку за дошкольную жизнь надо освоить гигантский объем знаний и умений. А наиболее эффективно, согласно исследованиям психологов, человек учится в состоянии счастья и радости! Радость — это даже не эмоция или состояние, это КАЧЕСТВО детства.
Именно поэтому дети не любят грустить, не могут долго горевать. Поэтому в музыкальной образовательной деятельности в детском саду есть высшая цель — доставить детям радость и счастье. Достичь этой цели, как нельзя лучше помогает система музыкального воспитания Карла Орфа. Её суть заключается в элементарном музицировании, в игре на простейших музыкальных инструментах. В движении под музыку, в инсценировке детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием, тем более что такие танцы и движения сопровождаются не только игрой на музыкальных инструментах, но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бедрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и т.д.  Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно – ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом возникают ассоциативные связи между предметом (явлением) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т.п.
Чтобы понять, как конкретно можно использовать метод Карла Орфа, приведём конкретный пример.
«Игpa с барабаном». Сядьте с детьми в широкий круг, чтобы было удобно двигаться. Скажите, что из Африки пришло письмо, но оно спрятано в барабане. Кто на барабане поиграет, сможет прочитать письмо. Во время песни ведущий двигается внутри круга с барабанной палочкой и отдает её любому ребёнку. Тот подходит к барабану в центре круга и играет на нём импровизацию. Педагог спрашивает детей, о чем они сейчас узнали из «барабанного» письма. Затем помогает наполнить содержанием детские импровизации: «Барабан рассказал, что в Африке очень жарко, что там растут кокосы и бананы, живут львы, слоны и крокодилы, туда приехал Доктор Айболит, чтобы лечить зверей и т. д. Выбирается новый ведущий, и игра повторяется.
Пояснение «содержания письма» очень важно для детей. Оно, конечно, абсолютно произвольно, но таким образом мы даем детям понять, что музыка рассказывает обо всем, что есть в жизни, о том, что они знают и любят. Знакомство с первичной семантикой музыки начинается именно в дошкольном возрасте, когда дети узнают отдельные выразительные элементы музыки, и эти элементы можно по-разному, вариативно толковать. Так, дождик можно сыграть на тарелочке, на треугольнике, на полу – и это будут разные дождинки.

______________________________________________________________________________________________________________

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ

Предлагаю вам музыкальные загадки, которые Вы можете загадать своим детям.

https://disk.yandex.ru/i/YF3lCaRWK1y4Dg

_____________________________________________________________________________________________________________

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей

         Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия –

это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В  старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный  материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.