Груздева Ирина Васильевна

Уважаемые коллеги и родители, приветствую Вас на своей страничке!

Психолог — это человек, который говорит то, что известно каждому, на языке, которого не понимает никто.

Работаю с детьми дошкольниками более 15 лет, главной целью своей работы считаю содействие психологическому и личностному развитию детей в процессе их воспитания, образования и социализации.

В своём блоге хочу поделиться с Вами интересными педагогическими идеями, а также своими наработками из психологической практики:)

Наши дети на вопрос «как дела» 99 раз из 100 говорят «нормально». Но чтобы понять, что скрывается за ответом «нормально» оказывается, нужно по-другому формулировать вопросы.
Ниже 100 вопросов ребёнку, на которые ему будет интересно отвечать, которые дадут родителю кучу новой информации o детях и займут вас всех достаточно надолго.
1. Нескучные вопросы вместо «Как прошёл твои день?»
• Какое событие сегодня было самым интересным?
• Что нового ты узнал за день?
• Что заставило тебя улыбнуться сегодня?
• Кто сделал что-нибудь смешное, весёлое, глупое?
• Что удивило тебя сегодня?
• Помог ли ты кому-нибудь?
• Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?
• Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?
• Тебе было грустно?
• Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?
• Bo что ты играл сегодня со своими друзьями?
• C кем ты сидел сегодня за обедом?
• C кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?
• Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?
• Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? A кто не очень?
• Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?
• Что-нибудь привело тебя в раздражение?
• Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?
• Было ли что-то, что тебя смутило?
• C чем ты был не согласен сегодня?
• Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?
• Что y тебя не получилось на этой неделе? A что получилось?
2. Вопросы, которые развивают фантазию
• Если бы c неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?
• На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?
• Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?
• Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?
• Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?
• Если бы y тебя была своя пещера, что было бы внутри?
• Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?
• Какое животное могло бы хорошо водить машину?
• Каких изобретений не хватает миру?
• Что было бы, если бы машина времени существовала?
• Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?
• Если бы y тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?
3. Вопросы o ребёнке
• Какие 5 слов описывают тебя лучше всего?
• Что тебе нравится в себе? А что нет?
• Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?
• Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?
• Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?
• Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?
• Какие звуки тебе нравятся?
• Чего взрослые про тебя не понимают?
• Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?
• Какое занятие делает тебя счастливым?
• Какой праздник ты любишь больше всего?
• Как ты заботишься o других людях?
• Что вызывает в тебе нежность?
• Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?
• От чего ты можешь заплакать?
• Что заставляет тебя злиться?
• Что тебя пугает?
• Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?
• Если бы y тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?
• Если бы y тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?
• Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?
• Если бы ты писал книгу, o чем бы она была?
• Тебе нравится что-избудь дарить другим людям?
• Каким был бы твои идеальный день?
• Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?
• Чему бы еще ты хотел научиться?
• Каким был самый счастливый/несчастливый момент в твоей жизни?
• Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?
• Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?
• Чем ты больше всего гордишься в жизни?
• Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?
• Что ты будешь делать, если кто-то обзовёт тебя?
• Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чем бы ты прославился?
• Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?
• Если бы ты мог провести один день c каким-либо человеком, то с кем?

13.09.2021г.

«Мультики, гаджеты: что с этим делать?» 

Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей?

Многие родители дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном  возрасте  у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя   незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру.

Для компьютерной игры характерны:

  • преобладание механического следования игровому действию с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
  • многократный повтор действия для достижения результата;
  • малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
  • попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.

Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка?

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

  • Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день.
  • Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом.
  • Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет.
  • Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет.
  • После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности.
  • После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении.

Как понять, что детской психике причинен ущерб?

Первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы.

И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.

 Чем опасны гаджеты?

Планшеты   и    телефоны    провоцируют    болезни    глаз:

Близорукость. Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее 60 см. К тому же маленькие объекты заставляют очень сильно напрягаться глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм.

Конъюнктивит. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глаза не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.

Формируется совершенно противоестественная для чтения и письма динамика работы глазных мышц. Ребёнку трудно удерживать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх, кроме этого, нарушается функция движения глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

Увлечение гаджетами влечёт за собой нарушение опорно-двигательного аппарата у детей:

Нарушение осанки формирует проблемы в развитии костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – получить хорошую физическую нагрузку.

Нарушения ритма дыхания. Зачастую компьютерные игры держат детей в таком напряжении, что они забывают дышать. Нарушение дыхания вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Чем выше компьютерная зависимость, тем чаще сидит

за компьютером, тем реже занимается спортом или мало двигается,

тем самым иммунитет слабеет.

Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?

Эту зависимость и побеждать не надо, стоит только вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать.

У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много. Например, рисование, конструирование, лепка. Можно записать ребёнка в спортивную секцию: плавание, танцы, футбол, гимнастика и т.д. Только надо найти такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие.

Необходимо всячески поощрять друзей, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Родителям надо обязательно подкидывать своим детям интересные игры и идеи совместного времяпрепровождения.

Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше.

Только общение с родителями, их внимание и любовь, совместные игры и совместная деятельность помогут ребёнку не привыкнуть к гаджетам.

Также хотелось бы отметить воздействие на неокрепшую психику ребёнка просмотра мультфильмов. Педагогам, психологам хорошо известны развивающие эффекты мультфильмов. Мультфильмы (далеко не все) воспитывают у детей нравственные качества, обогащают представлениями об окружающем мире, раскрывают тонкости социальных отношений. Но при этом надо всегда учитывать возраст ребенка и содержание мультфильмов.

А каковы отрицательные моменты?

Последствия частого и бесконтрольного просмотра современных мультиков приводит к серьезным проблемам со здоровьем и психикой. Динамичная смена кадров, яркие слуховые и визуальные эффекты приводят к перегрузке нервной системы, что может перерасти в гиперактивность ребенка.

Развивается синдрому дефицита внимания, неспособность сосредоточиться, рассеянность, невозможность воспринимать информацию на слух, отставание в развитии речи и другим серьезным нарушениям) в дошкольный и школьный период. Мультзависимость может аукнуться в школьном возрасте, когда ребёнок не сумеет сконцентрироваться на учебе и будет числиться в отстающих.

У ребенка проявляется отсутствие интереса к творческой деятельности – малышу неинтересно самому придумывать игры, конструировать сказочные города, рисовать. Он становится заложником всё новых и новых стимуляций с экрана.

Самое главное, ребенок, сидящий у экрана, привыкает не действовать, а ждать. У него нет интересов, нет инициативы, нет целеустремленности.

Вскоре родители, воспитатели замечают: «Ребенку ничего не интересно».

Конечно, не следует понимать, что ребенку вообще нельзя смотреть мульфильмы. Можно и нужно. Но позвольте несколько советов, которые помогут вам избежать типичных ошибок в воспитании.

  1. Прежде всего, отведите специальное время для просмотра мультфильмов. Желательно, чтобы оно было стабильным. Перед сном смотреть телевизор нельзя! Перенесите время просмотра на первую половину дня. Мультфильмы на ночь – прямой путь к кошмарам, переизбыток эмоций и впечатлений не даст малышу спокойно уснуть.

Со старшим дошкольником можно договориться на время. Допустим это будет 1 час в определенное время. Когда час истекает, постарайтесь после этого придумать что то увлекательное. Например, совместную прогулку, игру. Это сразу развлечет ребенка и пропадет желание сидеть весь день у экрана.

2. Выбирайте мультфильмы сами. Просмотрите содержание. Убедитесь, что мультик имеет познавательное значение, учит нравственности. Кроме того, просмотр мультфильма позволит вам обсудить с ребенком его содержание. Отсюда следующий совет …

3. Поговорите с ребенком после просмотра мультфильма: что ему запомнилось, что понравилось. О чем мультик? Какой главный герой? Как надо /не надо поступать.

  1. И самое главное. Если вы решили отнять гаджет, то надо обязательно подумать о том, что дать взамен. Чем будет заниматься ребенок? По сути, надо сменить вредный источник получения удовольствия на разумный, развивающий, полезный для ума.

Возможно вместо гаджета следует записать ребенка в секцию, кружок.

Да и гаджет может быть полезен для организации совместного дела.

Чтобы отучить от мультиков Вы должны научить ребенка занятиям, которые его могут заинтересовать, увлечь и обеспечить самозанятость ребенка.

Отслеживая  содержание мультфильмов, дозируя время просмотра, насыщая жизнь ребенка иными занятиями мы сможем отвратить зависимость от гаджетов и мультиков.

18.02. 2022

5 причин детского непослушания

1. Вы мало общаетесь с ребёнком.
Обилие новинок техники, появившееся в 21 веке, кажется, должно облегчить труд женщины дома и освободить ей время для занятий с детьми. Однако на практике мы видим обратное – времени больше не стало, мамы всё так же постоянно хлопочут по хозяйству, а усталость лишает их сил для игр с малышами. Порой родители замечают своего ребёнка лишь тогда, когда он ведёт себя вызывающе, балуется или грубит. Дети тоже это видят. Именно поэтому они стараются обратить на себя внимание, раздражая родителей. Как решить эту проблему? Постараться дать детям немного больше своей заботы и любви. Вот несколько практических советов для мам и пап. В течение дня старайтесь встречаться с ребёнком любящим взглядом. Контактируйте с ребенком физически, обнимая и целуя его, держа за руку. Как минимум 10-15 минут побыть с ребенком наедине вдали от кухни, телевизора и др. Почитать вместе, обсудить что-то интересное Если вы будете так поступать, дети будут чувствовать близость и будет понимание, что вы их любите.

2. Вы не доносите ребёнку мысль, сложно объясняете свою позицию. Иногда даже взрослые не понимают друг друга в тех или иных вопросах. Если хотите, чтобы дети вас слушали, то каждый раз просите ребёнка повторить то, что вы ему сказали.

3. Вы часто ругаете ребёнка.
От критики дети устают. Устают и начинают протестовать, ведь постоянную критику детская психика считывает как нелюбовь.

4. Вы не умеете слушать. Иногда стоить отвлечься от дел и внимательно послушать чадо. Вникните в переживания вашего ребёнка. Возможно, есть вопросы, которые его сильно беспокоят, тогда через непослушание он требует внимания.

5. Вы игнорируете эмоции ребёнка.
Не стоит просто заставлять ребёнка идти в школу, если он не хочет. Сначала нужно разобраться, почему он не хочет туда идти, и уже тогда предпринимать что-то. Так вы сможете узнать новое о ребенке, и позволите ему открыться вам.

25.04.2022

Секреты любви и взаимопонимания:

тайные мечты вашего ребёнка

Как же мы, взрослые, заняты своей работой, кухней, карьерой, приобретением новых автомобилей, домов и т. д. Между этими составляющими нашей взрослой жизни иногда появляются дети со своими капризами, желаниями, чувствами. Да-да, именно чувствами. И порой папа, «укрощающий» на работе своих подчиненных, или мама, способная составить многотомный годовой отчет по бухучету, искренне не понимают причин непослушания и капризов ребенка. Оказывается, есть секреты любви и взаимопонимания, которые просто необходимо освоить, чтобы не сожалеть о потерянном напрасно времени, когда нужно было вовремя понять свое маленькое чудо.

Каждый ребенок имеет свои тайные желания, о которых мы должны помнить и стараться исполнять их. Итак, мы публикуем тайные желания ребенка.

  • Любите меня и позволяйте мне любить вас.
  • Любите меня даже тогда, когда я не заслуживаю этого.
  • Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
  • Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
  • Говорите мне, что я хороший. Говорите, что я единственный, что вы готовы любить меня всегда, что бы ни случилось.
  • Верьте мне, с вашей помощью у меня все получится.
  • Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
  • Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду. Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение. Учите меня, что хорошо, что плохо. Делитесь со мной своими планами.
  • Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно, с моими братьями и сестрами.
  • Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
  • Обещаю, что я научусь говорить «спасибо»«пожалуйста»«извините».
  • Я знаю еще некоторые хорошие слова«Я люблю тебя, мама»«Я люблю тебя, папа».

4.08.2022

Лёгкая адаптация к детскому саду

  • Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
  • Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 3х лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Первую неделю малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
  • Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
  • Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером, целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите).
  • Дайте ребенку«оберег»— вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
  • Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как растёт урожай в детском огороде или соскучилась любимая игрушка.
  • Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
  • Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка

Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 3х лет к садику :

  • Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом«Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
  • Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 3х лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
  • Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детейчасто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых»обещаний.

Во время подготовки консультации для родителей вы имели возможность задать анонимно интересующий вопрос, опустив его в «Ящик доверия». Сейчас пришло время ответов на эти вопросы. (Воспитатель зачитывает вопрос и дает на него ответ).

Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду

Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому садуПоиграйте со своими детишками в такие игры:

«Детский сад»

Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:

  • «Дети собираются на прогулку».
  • «Дети обедают».
  • «Дети приходят в детский сад».
  • «Дети готовятся к дневному сну».
  • «Дети на прогулке».

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском садупривыкнет к мысли, что там хорошо.

«Сочиняем сказку»

Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».

«Хорошо-плохо»

Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, при отрицательном грозиться пальчиком и говорит«Аяяяй».

Варианты вопросов:

  • играть с игрушками в детском саду;
  • плакать утром;
  • дружить с другими детками;
  • стесняться попроситься в туалет;
  • самостоятельно кушать суп;
  • мешать деткам спать во время дневного сна;
  • делать утром зарядку и т. д.

В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.

5.09.2022

Методы поощрения и порицания в воспитании ребёнка

По результатам опроса, проведённого среди родителей в нашем детском саду, в качестве мер поощрения ребёнка родители чаще всего используют угощения –57,9% и семейные развлечения – 54,4%, далее примерно в равных частях % распределились между категориями «время за гаджетами» — 19% и «материальные поощрения» — 21%. В меньшинстве остался выбор ответов «телевизор» и категория «Другое» (вербальная похвала, покупаться в пенке, обнимашки, целовашки, никакие и пр.).

В качестве мер наказания – 51,7% родителей  лишают ребёнка каких-либо удовольствий. Большую долю составляет родители, применяющие вербальные средства («могут накричать») – 32,8%. И малую часть в % соотношении составляют ответы родителей в категории «Другое» – «Веду разъяснительную беседу, с указанием последствий», «Ставлю в угол». Совсем не используют физические меры наказания – 0%.

Наказать или нет? Вопрос очень щекотливый. Ребенок шагает по дороге жизни смело, не задумываясь над каждым шагом. Мы, взрослые, помогаем ему шагать по жизни, предостерегая и направляя его, рассказывая о том, как вести себя за столом и на улице, в общественном транспорте и в гостях. Нам кажется, что все эти правила непременно нужно соблюдать. Но всегда ли с этими правилами согласен ребенок? Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения — отлично, даже больше чем надо.

Таким образом, каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

В наше время среди педагогов, психологов и родителей бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. В свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.

Что же думают современные психологи? По их мнению, наказание является составляющей часть воспитания.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка с целью вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо и  формировать умение оценивать свое поведение. Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия — разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя и допускать безнаказанность. Без применения какой–либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически.

Сразу скажем, что физические меры наказания недопустимы, так как противоречат не только морально-этическим нормам, но и действующему законодательству.

Если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в детском саду возможно применить педагогически оправданные меры наказания:

  • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор– серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Просьбы или советы
  • Лишение ребенка чего-то приятного. При этом важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание — это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте несколько минут для них целое испытание!
  • Лишение каких- либо привилегий. Воспитатель может отстранить провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести или идти первым в строю — шалуны становятся последними.
  • Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание уже способно к рефлексии. Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель использует его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.
  • Иногда применяют так называемый метод естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил — убери, налил воду — вытри, сломал постройку — возведи новую. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Правила наказания

  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай».
  • За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать — за давностью все списывается.
  • Наказан — значит прощен, страницу жизни перевернул- никаких напоминаний.
  • Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
  • Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Рекомендуется, чтобы время наказания не превышало количества минут, равного возрасту ребенка (для 5-летнего — 5 минут).

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. «Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им взрослые.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают.
  • дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

Правило второе

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Необходимо определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье

Требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Правило четвертое

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Таким образом, поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «ВОСПИТАНИЕ». Поэтому каждому родителю необходимо знать основные правила поощрения и наказания, и применять их сбалансировано, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?» АСТ, 2008.
  2. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971.
  3. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. — М., «Гардарики», 2004.
  4. Леви В. Л Нестандартный ребёнок. М. : Леви-центр,1996.
  5. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятие. Игры». Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 2001.
  6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  7. Рылеева. Е. В. «Путешествие в мир эмоций». М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  8. Степина Н. М. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. : Айрис — Дидактика. Москва, 2004.

3.04.2023

Причины «плохого» поведения ребёнка

К сожалению, очень часто дети ведут себя плохо, не так, как ждут от них родители: капризничают, ругаются, устраивают истерики и даже дерутся. Почему так происходит? Возможно, у них дурной характер? Прежде чем определиться, какую воспитательную методику применить к своему ребенку, необходимо понять вероятную причину его поступка. Что он хочет сказать своим плохим поведением?

  1. Он хочет внимания

Если дети хотят внимания, плохое поведение нередко служит верным средством его приобретения. Когда родители разговаривают по телефону, общаются с друзьями, смотрят телевизор или готовят на кухне, дети чувствуют себя обделенными. Они могут крикнуть, закатить истерику или стукнуть брата, чтобы обрести их заинтересованность. Пусть это будет негативное внимание, но зато взрослый посмотрит на них, поговорит и выделит немного времени из своего плотного графика.

— Что делать?

Игнорирование негативного поведения и награждение (пусть даже это будет похвала) хороших поступков является одним из лучших методов борьбы с маленьким хулиганом.

  1. Он копирует чужое поведение

Дети учатся себя вести, глядя на других людей. Ребенок примеривает модели чужого поведения, глядя на сверстников в детском саду, просматривая мультики, играя в компьютерные игры и, главное, копируя своих родителей.

— Что делать?

Следите за тем, что ваш дошкольник смотрит по телевизору, в какие игры предпочитает играть, с кем из друзей общается чаще всего. Ну и, конечно, будьте образцом такого поведения, которое вы ожидаете от своего ребенка.

  1. Он проверяет границы дозволенного

Когда вы устанавливаете правила, вводите распорядок дня и говорите ребенку, что ему нельзя делать, он обязательно захочет узнать, насколько это серьезно. «Нельзя отбирать игрушки у брата!» – строго произносите вы, а трехлетний малыш обязательно проверит, почему нельзя, всегда ли вы это не разрешаете и что будет за нарушение правила. А вдруг завтра будет можно?

— Что делать?

Важно установить четкие границы и рассказать о последствиях. Если ребенок думает, что есть небольшой шанс необязательного выполнения вашего правила, то возникнет соблазн его нарушить. Дайте понять, что за каждое нарушение его ждет негативное последствие.

  1. Ему не хватает умений

Иногда проблемы с поведением связаны с отсутствием навыков. Например, ребенок, который испытывает недостаток социальных умений, может ударить другого малыша. Дети, которые не умеют говорить, могут кусать сверстников или родителей.

— Что делать?

Научите ребенка новым навыкам, которые помогут ему вести себя правильно. Не стоит наказывать или проучивать его, лучше покажите альтернативу плохих поступков, чтобы он смог научиться на своих ошибках.

  1. Он хочет независимости

Дети часто нарушают правила и ведут себя вызывающе в попытке отстоять свою независимость. Трехлетние малыши постоянно говорят «Я сам», хотя пока еще не готовы даже к элементарной самостоятельности. Но все равно будут кричать, отказываться от вашей помощи и вести себя неуважительно во много раз чаще, чем обычно.

— Что делать?

Предоставьте малышу свободу с четкими границами дозволенного. Помните, что в эти годы растет его самостоятельность, самооценка и закладываются основы личности.

  1. Он не может управлять своими эмоциями

Иногда дети понятия не имеют, что делать со своими чувствами. Они легко могут стать агрессивными, когда злятся. «Почему ты ударил Сережу?» – спрашивает мама у маленького драчуна. Тот в ответ лишь пожимает плечами.

— Что делать?

Дошкольников нужно обязательно учить здоровым способом выражения таких чувств, как печаль, разочарование, тревога и гнев, чтобы предотвратить плохое поведение. А уже семилетний ребенок, научившийся контролировать эмоции, много раз подумает, прежде чем ударить своего соседа по парте.

  1. Его потребности не удовлетворяются

Когда маленький ребенок испытывает голод, усталость или недомогание, он использует истерики, чтобы «рассказать» об этом. А как еще донести до мамы, что он устал в детском саду, немного приболел или хочет покушать?

— Что делать?

Например, идите с малышом в магазин только после того, как он поспал после обеда, или возьмите с собой бутерброды для быстрого перекуса. Постоянно интересуйтесь у ребенка, как он себя чувствует, и ищите подсказки, которые могут свидетельствовать об его неудовлетворенных потребностях.

Кстати, те дети, чьи желания хронически не удовлетворялись, могут иметь серьезные проблемы в будущем.

  1. Он борется за власть

Борьба за власть и желание контролировать собственное поведение нередко приводят к плохим поступкам – истерикам, негативизму и отказу от деятельности. «Миша, убери комнату», – требует мама, а ребенок демонстративно отворачивается к компьютеру и продолжает играть в очередную стрелялку.

— Что делать?

Один из способов избежать борьбы за власть – предложить ребенку на выбор два варианта. Например, спросите: «Ты когда будешь убираться в комнате: сейчас или подождешь, пока закончится мультфильм?» Предложив выбор, вы даете малышу некоторый контроль над ситуацией и убираете повод для ссоры.

  1. Он всегда получает то, чего хочет

Пожалуй, самая распространенная причина плохого поведения – дети ведут себя так, потому что это эффективно и приводит к желаемому результату. К примеру, малыш, поплакав и устроив сцену в магазине, получает заветную машинку. Маленький манипулятор быстро понимает, что громкий рев – отличный способ получить все, что он пожелает.

— Что делать?

Оставляйте без внимания детские капризы и не пытайтесь выполнять любой каприз. Их количество (и стоимость) со временем будет только расти.

  1. Ему нужна помощь специалиста

Иногда причинами плохого, а порой и опасного поведения являются самые разные нарушения психического развития. В частности, ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может вести себя импульсивно и агрессивно. Ребенок с задержкой развития зачастую хулиганит только потому, что не понимает правил поведения.

— Что делать?

Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника есть проблемы со здоровьем или нарушение развития, обязательно обратитесь к педиатру или психологу. Ведь плохое поведение в данном случае – признак гораздо более серьезных проблем.

17.04.2023

Как повысить интерес дошколёнка к учёбе

Должны ли дети хотеть учиться? Нет, не должны. Но мы, взрослые, родители и помогающие специалисты, можем помочь будущим первоклассникам «заразиться» интересом к учёбе. Давайте разберём, как сделать занятия более интересными для ребенка?

ⱱ Во-первых, стоит помнить, что дошкольник — прежде всего ребенок, и у него развита игровая деятельность. Это значит, что заданий в игровой форме должно быть гораздо больше обычных. Включайте фантазию!

ⱱ  Во-вторых, нужно узнать, что нравится конкретному ребёнку. Например, он увлекается космосом. Вы можете составить задания сами, учитывая его интересы, придумать различные карточки для чтения с фотографиями планет, найти готовые задания с темой, которая нравится ребёнку.

ⱱ  В-третьих, нельзя забывать про эмоциональный контакт. Эмоции — самый сильный инструмент во взаимодействии с ребенком. Ему будет гораздо интереснее заниматься с вами, если вы искренне им увлечены.

ⱱ В-четвертых, не забывайте про похвалу. Все дети нуждаются в заботе и одобрении. Говорите ребёнку чаще «какой ты молодец», и скоро увидите, что интерес к занятиям прибавится!

ⱱ И последнее, не перегружайте ребёнка! Средний урок в первом классе длится 30 минут. Это значит, что у дошкольника занятия должны длиться не более 20-25 минут подряд. Делайте перерывы на веселые физминутки и игры.

Помните, что ребёнок будет интересоваться учёбой и занятиями, если это будет приносить ему удовольствие.

Материал на основе лекции Семёновой О.А. «Общие принципы коррекционных занятий с дошкольниками».

1.06.2023

ЧТО необходимо ЗНАТЬ и УМЕТЬ поступающему в школу

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (дату и год рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Страну и город, в котором живёт.
  5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  6. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года).
  7. Часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток).
  8. Домашних животных, их детёнышей, повадки.
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детёнышей, повадки.
  10. Зимующих и перелётных птиц.
  11. Транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный.
  12. Различать одежду, обувь и головные уборы.
  13. Различать овощи, фрукты и ягоды.
  14. Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ).
  15. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  16. Свободно считать от 1 до 10 и обратно.
  17. Выполнять счётные операции в пределах 10 (±, 1, 2).
  18. Различать гласные и согласные звуки.
  19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее.
  20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «дубы», «сани», «осы».
  21. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  22. Знать наизусть стихи для детей.
  23. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ.
  24. Уметь составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.
  25. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  26. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет).
  27. Уметь выполнять задание по образцу.
  28. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-30 минут).
  29. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
  30. Сохранять хорошую осанку в положении сидя.

15.06.2023

Авторитет родителя в воспитании

          Когда ребенок совсем маленький, вы можете пользоваться своим родительским авторитетом, запрещая ему трогать опасные или грязные предметы.  В таком возрасте малыш ориентируется главным образом на взгляд взрослого и его интонацию. Сердиться и кричать бесполезно — вы только испугаете ребенка и добьетесь эффекта, обратного тому, который нужен: малыш ответит на ваши вопли заторможенностью или сделает вам назло.

         Ребенок признает ваш авторитет только тогда, когда прочно усвоит все запреты, а интериоризация, «присвоение» этих запретов, происходит постепенно, в ходе развития малыша.

ЕСТЬ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ СОВЕТ, который применим как к взрослым, так и к детям. Специалисты утверждают, что отрицание дурных чувств усиливает их. Если же их признать, это способствует восстановлению хорошего настроения.

Иными словами, не следует игнорировать чувства гнева, раздражения, страха, недовольства. Наоборот, надо вслух выразить позицию ребенка с учетом его чувств. Очень просто, правда? Нет, неправда. Слишком часто я возражала детям, когда они настаивали на своих чувствах. «Клоуны совсем не страшные, ты их не боишься». «Не нужно тебе больше Лего. И с тем, что у тебя есть, ты не играешь». «Ты не голодна. Ты недавно поела».

Как бы это ни было наивно, я обнаружила следующее: даже если я просто повторяю слова дочери, показывая, что понимаю ее мнение, этого часто бывает достаточно для примирения. Например, я могла бы сказать Элеоноре: «Не ной, ты же любишь купаться!» Вместо этого я говорю: «Тебе хочется поиграть, а принимать ванну ты не хочешь, хоть уже и пора». Такая стратегия поразительно эффективна, и это заставило меня понять: дети капризничают не столько потому, что их заставляют делать то или это, сколько потому, что их мнение игнорируют.

Что можно сделать, чтобы дети поняли, что я считаюсь с их чувствами?

ЗАПИСАТЬ. На моих детей, даже на еще не знающую букв Элеонору, производит сильное впечатление, когда я что-то записываю. Чтобы восстановить спокойствие, бывает достаточно взять бумагу и ручку и объявить: «Записываю: Элеонора не любит ходить в зимних ботинках».

НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ. Бывает, когда Элиза капризничает, я сажаю ее на колени и обнимаю минут пять. Когда мы встаем, она снова в хорошем настроении.

НЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ» ИЛИ «ПЕРЕСТАНЬ». Вместо этого я стараюсь объяснить, что понимаю их желание, но по какой-то причине не могу его удовлетворить: «Тебе хотелось бы еще здесь побыть, но нам надо идти домой, потому что папа забыл ключи». Ученые установили, что 85% обращений взрослых к детям имеют негативное содержание — «нет», «нельзя», «прекрати». Надо постараться свести такие высказывания к минимуму. Вместо того чтобы сказать: «Нет, только после обеда», — я говорю: «Хорошо, съешь, когда пообедаешь».

ВЗМАХ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ. «Будь у меня волшебная палочка, я бы сделала так, что на улице было бы тепло, и нам не надо было бы надевать куртки». «Будь я феей, то наколдовала бы, чтобы появилась коробка хлопьев». Так я показываю, что понимаю желания детей, и исполнила бы их, если бы могла.

СОГЛАСИТЬСЯ, ЧТО ЗАДАЧА МОЖЕТ БЫТЬ ТРУДНОЙ. Согласно данным научных исследований, люди дольше возятся с задачами, которые считают трудными. С Элеонорой я поступала наоборот. Думая, что поощряю ее, я могла сказать: «Снять носочки совсем нетрудно. Просто попробуй». Я стала говорить по-другому: «Носочки бывает нелегко снять. Лучше потянуть сзади, где пятка, чем там, где пальцы»».

19.06.2023                                                       Гретхен Рубин (из книги «Проект Счастье»)

Лето, самое время для отдыха и подготовки к школе будущих первоклассников,

хочется пожелать Вам успехов и поделиться с Вами лайфхаками 👇

 

ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ДАЁМ ДЕТЯМ, ТЕМ МЕНЬШЕ ОНИ УМЕЮТ И ХОТЯТ

        Мы все хотим сделать своих детей счастливыми. Мы все желаем им лишь самого лучшего. Но порой случается так, что мы начинаем путать понятия и подмешивать собственные приоритеты в чужую жизнь. Наша задача как родителей и воспитателей (как бы это не банально звучало) — научить детей учиться. Научить искать нужную информацию и отделять правду от лжи. Научить объезжать препятствия с наименьшими потерями, как физическими, так и моральными. Понимаете, научить, а не сделать всё за них: не подавать решения в уже готовом виде; не добывать возможное и не возможное; не убиваться ради; не баловать, а любить. Сделать самим порой проще, да и дать максимум — удовольствие. Но… Чем больше мы детям даём, тем меньше они умеют и хотят.

А как научить? Это же либо есть, либо нет. А вот и нет. Сейчас я не буду говорить о том, как сделать ребёнка более самостоятельным. Я попробую рассказать вам о том, как помочь ребенку научиться принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. Ведь именно этого вы хотите, верно?

По мнению психологов, первичными вещами в становлении детской личности будут:

▫ Изначальная физическая самостоятельность 

Будь то первые шаги, кормление, туалет, выбор игрушек в магазине, взбирание на шведскую стенку, прыжки в бассейне… как только вы видите в ребенке готовность к действиям, отпускайте. Не давите, позволяйте идти своим путём. Защитите от «падений» и предупредите о последствиях, но не делайте все это вместо, вместо него.

▫ Достаточная подвижность 

Помните, что лишь энергия рождает энергию. Бездействие её убивает. Не позволяйте детям ленится. Не позволяйте лениться и себе. Будьте положительным примером. Прогулки, походы, спортивные секции — всё это нужно детям как воздух. Без этого они перестают быть детьми.

▫ Спокойная и доверительная домашняя атмосфера

Это очень важный пункт. Если обстановка в доме нервозная, вам и всем другим членам семьи не хочется туда возвращаться, то ни о какой уверенности и самостоятельности не может быть и речи. Для любого ребенка дом – это место, где его всегда любят и ждут. Просто помните об этом. Старайтесь не приносить домой уличную злобу, не кричите и не обсуждайте вслух свои обиды и промахи.

▫ Семейные обеды и разговоры 

В моём детстве никогда этого не было. Но всегда очень хотелось. Это так здорово, когда собирается вся семья, когда идет живое общение. Когда младшие слушают воспоминания старших, учатся их опыту, а старшие в свою очередь – не мешают младшим высказать их собственную точку зрения. Это и есть обмен, именно это даёт силы и помогает принять верные решения.

▫ Четкие рамки дозволенного и однозначность ваших действий 

Даже взрослому человеку это очень сильно облегчает жизнь. Что уж говорить про детей. Не меняйте свои решения как перчатки: не допускайте двусмысленности фраз и раздвоенности решений внутри семьи. Договоритесь заранее и попросите всех членов семьи придерживаться выбранной тактики. Никогда не ругайтесь и не спорьте при детях. Это очень сильный удар по детской психике.

 Что еще вы можете сделать для своего ребенка как родитель: 

ν Будьте всегда на стороне детей

ν Слушайте и не перебивайте

ν Минимизируйте стрессовые ситуации

ν Берегите детство

ν Много путешествуйте

ν Учите иностранные языки

ν Ведите здоровый образ жизни

ν Посещайте музеи, кружки и детские клубы

ν Учите наизусть стихотворения и тексты

ν Не обращайте внимание на школьные оценки

ν Выработайте свою, наиболее оптимальную систему бонусов

ν Не бойтесь заслуженных наказаний (но, конечно же, не физических)

ν Хвалите детей за успехи

ν Не ругайте за неудачи

ν Объясняйте причины и следствия

ν Не делайте поспешных выводов

ν Не унижайте и не стыдите

ν Говорите правду

ν Обсуждайте с детьми любые темы

ν Никогда не сравнивайте их с другими детьми

ν Участвуйте во всех детских мероприятиях

ν Гордитесь и всегда уважайте детей

1.08.2023

«Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме​няется кардинальным образом. В привыч​ный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • длительный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчи​няться незнакомому взрослому;
  • резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
  • особенности нового пространственно-предметного окружения.

Выделяют три степени адаптации:

  • легкую (15-30 дней);
  • среднюю (30-60 дней);
  • тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, по​ступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положитель​ные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

  • при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
  • ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
  • малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые иг​рушки;
  • ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по​являются новые достижения, которым он научился в саду;
  • восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
  • нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
  • восстанавливается аппетит.

Адаптация — это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:

1.​ Возраст;

2.​ Состояние здоровья;

3.​ Уровень развития навыков самообслуживания;

4.​ Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5.​ Сформированность предметной и игровой деятельности;

6.​ Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от таких привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Способы уменьшить стресс ребенка.

∙​ необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

∙​ в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

∙​ каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

∙​ Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

∙​ В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

∙​ Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Рекомендуется:

1.Как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

2.Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день — верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Желаем УДАЧИ и ЛЕГКОЙ АДАПТАЦИИ!

4.09.2023

Воспитание молчанием…

«Мам! Ну мам, прости!»

В ответ — тишина и злобное лицо матери.. 🫢

Наказание молчанием — это пассивно-агрессивная форма эмоционального насилия, при которой чувства — неудовлетворенность, неодобрение и презрение не выражаются прямо.

🤬Это форма наказания с намерением причинить боль человеку, боль собственному ребёнку.

При этом оно не содержит информации о том, почему это происходит, как долго это продлится или что нужно сделать, чтобы молчание прекратилось, а тебя стали видеть.

💔 Ребенок, «на которого молчат», становится уязвлённым, тревожным и неуверенным. Он думает, что мама и папа перестали его любить, он никому не нужен

Это трудно перенести даже взрослым людям, но детям, жизнь которых находится в прямой зависимости от родителей — это совсем невыносимо! ❌

Наказание молчанием родители используют потому, что считают его довольно безобидным способом привести в чувство непослушного ребенка🫣

❌Также этот вид наказания считается самым «лучшим», потому что родители не допускают словесного или физического насилия.

Молчанием родители хотят передать ребенку, что они очень огорчены. Они думают, что лучше молчать, чем наброситься с криками или руганью.

Кажется, что если это не физические удары и не оскорбления, то это не сможет затронуть психику детей настолько, чтобы причинить какой-либо ущерб.

👉🏻НО ОНИ НЕ ПРАВЫ!

Игнорирование и молчание — это способ причинить боль без видимых синяков🤕Исследования показали, что акт игнорирования человека активирует ту же область мозга, которая активируется и физической болью.

Выбора между физическим насилием, оскорблениями и эмоциональным насилием не существует. Насилие — это насилие!🤬

Почему ребенок не слушается, нарушает запреты и провоцирует родителей?🥲

Наиболее распространенные причины описаны в психологической литературе. Это могут быть:

🚩 Чрезмерное количество запретов.

Стремление к свободе — естественная потребность каждой умной личности, а значит, в ответ на введение новых запретов вы будете получать желание их нарушать.

🚩 Кризис возраста.

На пути к взрослению маленький человек проходит через множество кризисов: кризис 1 года, 3 лет, 6–7 лет, прославленный подростковый кризис.

🚩 Родительская непоследовательность. Если вчера было можно, сегодня нельзя, а завтра снова можно, возникает резонный вопрос: почему же сегодня нельзя?

🚩 Расхождение родительских слов и дел. Вы запрещаете ребенку говорить плохие слова, но сами нет-нет да и вставляете в свою речь крепкое словечко? Обещаете: «Вот погоди, придем домой, ты узнаешь, где раки зимуют!», но наказания нет, вы забыли, у вас изменилось настроение… Любой ребенок — прекрасный психолог, он все подмечает. И перестает воспринимать ваши слова серьезно;

🚩 Недостаток уважения к личности ребенка. Маленький человек растет, и вот он уже не мал —но вы не хотите с этим согласиться. Что остается ребенку? Только доказывать, что он взрослеет, нарушая необдуманные родительские запреты;

🚩 Расхождение в методах воспитания у мамы и папы или родителей и бабушек-дедушек. Если мама предъявляет к малышу определенные требования, а папа разрешает эти требования нарушать — с поведением у ребенка будут проблемы (оно будет рассчитывать на защиту со стороны папы). Того же самого можно ожидать, когда мама и папа устанавливают для детей какие — то рамки («никакого сладкого до обеда», «спать — ровно в десять»), а бабушки и дедушки из доброты душевной позволяют внукам за эти рамки выходить.

22.10.2023

КОЛЛЕКЦИЯ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие МЫШЛЕНИЯ

 Что человеку даёт мышление? Возможность быть независимым и самостоятельным, уметь рассуждать и делать выводы, развиваться и расти. Вот почему так важна способность думать, анализировать информацию, строить умозаключения, мыслить критически. Если мы с вами хотим помочь ребёнку стать самостоятельным, образованным человеком, имеющим собственное мнение, то нам необходимо уделять внимание развитию его мышления.

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, ему необходимо приобрести некоторый практический опыт, закреплённый памятью. Постепенно окружающий мир, в который входит ребёнок, ставит перед ним такие задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, запоминать, — становится важным умение выделять связи и отношения между явлениями, умение сравнивать, анализировать, оперировать образами, символами, понятиями («почему дует ветер?», «почему в воде машинка тонет, а мячик плывёт?»).

Игра «Я знаю пять названий»

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по группам. Расширить и обогатить словарный запас. Способствовать развитию интеллекта. Воспитывать быстроту реакции, самостоятельность, инициативность.

Договариваемся с ребятами об очередности перехода мяча.

Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в баскетболе), приговаривая:

— Я знаю пять имен девочек. Аня — раз, Катя — два, Поля — три, Маша — четыре, Настя — пять.

Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово.

Я знаю пять названий городов, деревьев, диких животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д.

Игра «Раз, два, три лишний уходи»

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, но «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание: взрослый показывает ребёнку картинки, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выполнения задания можно предложить ребёнку пересказать полученный сюжет.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Взрослый предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игры «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Взрослый предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле. Либо можно прочитать стихи-нелепицы и также попросить ребёнка назвать несоответствия.

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Автор: В. Чантурия.

Развитие ВООБРАЖЕНИЯ

Из детей с богатым воображением вырастают люди, способные находить эффективные решения самых сложных задач, они намного легче могут справиться с непредвиденными ситуациями.

Упражнение «На что похоже?»

Поставьте кляксы на бумаге. Предложите ребёнку посмотреть на пятна с разных сторон, пусть он придумает на что похожи очертания клякс и дорисует их.

Упражнение «Дорисуй картинку»

Взрослый начинает схематически рисовать животное или предмет, затем отдаёт картинку ребёнку, который должен догадаться, что изображено на бумаге и провести финальные линии.

Упражнение «Сочиняем сказку»

Взрослый выбирает действующих лиц, помещая их в выдуманный мир, придумывая препятствия. Затем взрослый задаёт вопросы ребёнку: «А как бы ты поступил в этой ситуации? Почему герой сделал так? Что ещё он мог изобрести?». Можно придумать несколько альтернативных финалов сказки.

Упражнение «Дорисуй фигурки»

Ребёнку показывают картинки с несложными фигурами. Необходимо дорисовать недостающие детали, чтобы получить цельное изображение (например, три жёлтых круга можно превратить в солнце, цыплёнка, яичницу).

Развитие ПАМЯТИ

 Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей. Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребёнка развита память, может ли ребёнок быстро и качественно запоминать материал урока. Ребенку необходимо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

 Игра «Почта»

Игру начинаем взрослый со слов «Почта привезла мне…» и показываем ребёнку карточку с картинку (любой предмет, животное), затем кладёт карточку на стол картинкой вниз. Ребёнок берёт следующую карточку из стопки, повторяет то, что изображено на нашей картинке и показывает свою картинку, при это называя свой предмет. Так выкладываем и перечисляем по-очереди 6-10 картинок (зависит от начального уровня запоминания). Когда все картинки будут разложены на столе, просим ребёнка вспомнить и перечислить те предметы, которые «привезла почта», а взрослый переворачивает картинки, которые ребёнок правильно назвал.

Развитие ВНИМАНИЯ

Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех умений:

  1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций;
  2. Удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
  3. Развитие навыков самоконтроля.

Игра «Запретный номер»

Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия, преодоление двигательного автоматизма при гипер- и гипоактивности.

Ход игры:

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо её произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т.д.

Комментарий: игра особенно полезна для детей, испытывающих трудности при необходимости сосредоточения, гиперактивных. Также с помощью этой игры можно потренировать детей в счете, так как часто развитие навыков счета происходит автоматически, на слух. Другими словами, ребенок может посчитать от 1 до 10, но не может сказать, какая цифра стоит между 4 и 6.

15.11.2023г

ИГРАЙ САМ

      Умение играть с самим собой помогает ребёнку развивать организационные навыки, эмоциональную саморегуляцию и спасает 100500 материнских нервных клеток, поэтому не будем терять время☝️

1. Начните день с 20 минут только для ребенка. Присядьте рядом, заведите таймер и скажите: «Дружок, во что ты хочешь поиграть?». Не указывайте, что делать, не предлагайте правила игры. Не делайте ни-че-го😉 Будьте ленивыми. Просто доброжелательно комментируйте то, что он делает: «Ты выбираешь, во что поиграть. Ты взял машинку, (протягивает вам) ты хочешь, чтобы я поиграла с тобой (можно шепотом спросить «что мне делать?»).

Что это дает? Ощущение, что маме интересно смотреть за игрой (меня любят), развитие лидерских качеств (я хороший, я могу), осознанность (вот что я делаю).⠀

2. Создайте игровые замыслы (поставьте несколько машинок рядом с кубиками, один из которых положите в кузов, посадите кукол рядом с чашкой, соберите половину башни Лего), на которые ребенок будет внезапно «натыкаться» в квартире.⠀

3. Новое-это хорошо забытое старое. Часть игрушек прячете, потом достаёте под бурные аплодисменты. Первое время дети увлечённо играют в них самостоятельно.⠀

4. Дети играют, чтобы научиться быть взрослыми (раньше дети больше читали, потому что взрослые тоже проводили долгие часы с книгами. Или играли в войну или магазин. Сейчас дети снова нам подражают, пропадая в гаджетах). Предложите ребёнку книгу с раскрасками или наклейками, а сами сядьте рядом со своей книгой.

5. Замечайте даже самые маленькие успехи: «ты сегодня играл сам!», «у тебя получилось придумать интересную игру с мячиками». Расскажите бабушке, что ее внук/внучка занимал(а) себя сам(а) (1,5 минуты 😅). И помните, у детей активно развивается то, что поощряется.

28.11.2023 г.