Рослик Галина Николаевна

              Рада приветствовать Вас дорогие родители и педагоги на странице моего блога! Здесь Вы найдете интересную  и занимательную информацию  по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста! 

Здоровьесберегающие технологии в развитии  мелкой моторики и речемыслительной деятельности дошкольников.

  Введение:
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании  фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию

В этой связи весьма актуальным становиться вопрос о внедрении в практику работы в ДОУ здоровьесберегающих  технологий.

Здоровье сберегающие технологии- это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

               Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечнососудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Актуальным вопросом в соответствии с ФГС ДОУ является создание здоровье сберегающего пространства в ДОУ. Пространство рассматривается как комплекс социально –гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно– оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально- нравственную среду в детском саду.

                Неоспоримо, что основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

               Цель здоровьесберегающих технологий— обеспечить дошкольнику  высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

 Здоровьесберегающие технологии — это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий.

 Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

 1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

-динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

-подвижные и спортивные игры

-закаливающие процедуры

В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

 При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

—    Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

—    Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций ( страха, плача, беспокойства);
—      Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
—      Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
—      Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности процедур закаливания должны обеспечиваться:
—     Чёткой организацией  теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
—     Рациональной, не перегревающей  одеждой  детей;
—   Соблюдение режима прогулок во все времена года;
—      Гигиеническими  процедурами (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого,  дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта

 2  группа Технологии обучения здоровому образу жизни:

-утренняя гимнастика

  -физкультурные занятия

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

— маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;

— в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;

— в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

—      бассейн

—    точечный массаж

спортивные развлечения,  праздники ( День здоровья, СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

3 группа Технологии музыкального воздействия:

-музыкотерапия

-сказкотерапия

4 группа Технология коррекции поведения:

В каждой группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием для :
ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, скорлупы от орехов  где происходит массаж стопы ног.
 развития  дыхания и увеличения объема легких  используются султанчики и  вертушки.
массажа ладоней рук,  массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого  педагоги  используют различные массажеры СУ-ДЖОК, в том числе и самодельные — напальчник с пуговицами.
 массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики:  веревки с узелками, нашитые шпульки от ниток, фломастеры.
жедневной после сна  оздоровительной гимнастики под музыку.

  Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Пальчиковая гимнастика и самомассаж кистей рук с помощью СУ-ДЖОК.

Пальчиковая гимнастика и самомассаж — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для коррекции проблем связанных с речевым развитием  детей. Помимо этого эта  технология способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих и речевых способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика и самомассаж кистей рук проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцеви движений рук. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики и самомассажа  дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику и самомассаж  ежедневно с использованием массажных шариков и кольцевых пружин. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки   была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики самомассажа должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Чем же хорош метод СУ-Джок, почему его взяли на вооружение педагоги в ДОУ?

 Данная терапия очень эффективна – результат может появиться уже через несколько минут, а иногда и секунд! Кроме того, можно не бояться себе навредить, т.к. правильное применение метода приводит к излечению, а неправильное – просто не дает результата, но и вреда не на носит!

Су-джок доступен каждому. Поняв однажды его суть, Вы сможете пользоваться им всю жизнь.Самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребёнка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны головного мозга. Существуют следующие приёмы самомассажа: растирание, поглаживание, разминание, покручивание, вибрация, нажимание, активные и пассивные движения. Все упражнения проводятся в игровой форме. Игры и упражнения сочетаются с речью детей. Развитие речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук мелкой моторики. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

 Тысячелетиями, человек, одно из самых совершенных созданий природы, не замечал, что он обладает великолепным инструментом, предназначенным для защиты его жизни и для лечения всевозможных недугов. В 1986 году известный ученый из Сеула профессор Пак Чжэ Ву обнаружил полное соответствие человеческого тела кисти и стопе. Он разработал уникальную методику лечения, которую назвал СУ-ДЖОК терапией. СУ ДЖОК терапия способна корригировать не только физическое состояние организма, но и его эмоциональную и речевую  сферы. Главные достоинства  СУ ДЖОК терапии:

1.Высокая эффективность.

2.Абсолютная безопасность применения.

3.Универсальность метода.

  1. Доступность, как для взрослого, так и для ребёнка.

5.Простота применения.

Система органов человека на кистях и пальцах рук — это дистанционное управление организмом человека созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья.

Проводя оздоровительную работу с детьми в ДОУ, я использую самомассаж «Весёлый колобок», «Ёжик», «Хомячок» и др. разработанный мною, в основе которого лежат приёмы «СУ ДЖОК» терапии.  Разработанный самомассаж я использую в работе с детьми, в течение пяти лет. Движения с массажным шариком сопровождаем  придуманными вместе с детьми стихами, в результате происходит эффективное воздействие на акупунктуру кистей и пальцев рук с цель развития мелкой и общей моторики, а также воздействие на разные группы анализаторов помогает в развитии и коррекции речи детей.

 Самомассаж для кистей и пальцев рук  « Веселый колобок»

с использованием массажного  шарика в комплекте

 с кольцевыми пружинами.

Вот, веселый колобок!

У него колючий бок!

Держим шарик подушечками пальцев.

Перебираем поверхность шарика кончиками пальцев

Раз, два, три, четыре,  пять – будем колобок катать – 2 раза Шарик между ладонями, круговые движения на счет, локти в стороны
Крепко мы его сжимаем

Между ладонями катаем – 2 раза

Катаем шарик между ладонями вперед — назад
Мы сожмем его  немножко,

Будут круглыми ладошки – 3 раза

Сжимаем шарик в кулачке, перекладываем его из руки в руку
Каждым пальцем бок прижму

И другой рукой начну – 2 раза

Держим одной рукой шарик, пальчиками другой руки прижимаем к поверхности шарика
До локтя он добежал

Проследи, чтоб не упал – 2 раза

Кладем руку на локоть, катаем шарик от  ладони к локтю
А теперь колечко  взяли

И по пальцам покатали – 2 раза

Катаем колечко по каждому пальцу правой и левой рук
Массажировать не лень

Наши руки каждый день

Держим шарик подушечками пальцев, перебираем поверхность шарика

  Самомассаж «Ёжик» с использованием массажного шарика.

 Ёжик спрячь свои иголки, ( круговые движения 2 раза)

Мы же дети, а не волки

Спрячь свои иголки ЁЖ, (движения вперед, назад 2 раза)

Ты колючий, ну и что ж..

Мы хотим тебя погладить (перекладываем шарик из руки в руку)

Мы хотим с тобой поладить,( сжимаем шарик в ладони)

Ёж иголки отряхнул,          (круговые движения)

Ёж свернулся и заснул !

 Самомассаж «Хомячок» с использованием массажного шарика.

 Хомка, хомка, хомячок! ( круговые движения 2 раза)

Полосатенький бочок!

Хомка раненько встает,( движения вперед, назад 2 раза)

Щечки моет, шейку трет!

Убирает Хомка хатку ( круговые движения 2 раза)

И выходит на зарядку!

Раз, два, три, четыре, пять.. (перекладываем шарик из руки в руку)

Хомка,  хочет сильным стать!

 Самомассаж «Солнышко проснулось» с использованием массажного шарика.

Ладошка- это солнышко, ( круговые движения между ладоней  и по пальцам рук))

А пальчики – лучи,

Поет о солнце скворушка. (зажимаем 2 пальцами шарик)

Кричат о нем грачи.

Солнышко милое,              (перекладываем шарик из руки в руку)

Поделись своею силою!

Просыпайтесь лучики, ( круговые движения между ладоней  и по пальцам рук))

Согревайтесь, рученьки.

Пальцы – лучики проснулись,( шарик межу ладоней пальцы в стороны)

Дружно к солнцу потянулись!

   Выполняя  самомассаж  можно использовать: зубные щётки, шишки,  грецкие орехи, фасоль, горох, шестигранные карандаши, бельевые прищепки. Формы и виды самомассажа могут быть разнообразными, а польза и эффективность доказана и неоспорима. 

 

Литература:

1.Г.В. Ахутина  «Здоровьесберегвющие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход»2000г.Т.7.№2

  1. Ахименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов – на- Дону, Феникс, 2009г
  2. Н.К. Смирнова Педагогика и психология здоровья МоскваАПКиПРО, 2003г

3.Чаклин А.В., Милявская И.Л. Сохранить здоровье с молоду.Москва «Педагогика» 1987г.

4.Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологиив начальной школе. Москва «ВАКО»2004г.

5, Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение СПБ Дельта, 2003г

                         Точечный массаж для детей. 

По праву, одним из самых важных и древнейших способов лечения является точечный массаж. Процедура, без сомнения полезная, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья ребенка и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж – это воздействие на биологически активные точки, расположенные на теле человека.

Одним из самых эффективных методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова.

Метод высоко эффективен для профилактики лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух.

При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и в кровь выбрасываются интерфероны, секреторные антитела иммуноглобулины и другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту организма. Точечный массаж можно применять в начальной стадии простудного заболевания, когда появляется насморк, легкое першение в горле, чихание, а также для профилактики острых респираторных вирусных инфекций. В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.

Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Точечный массаж для детей в детском саду — это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.

 

Правила проведения массажа по системе А. А. Уманской:

  1. Точечныймассаж необходимо выполнять строго в последовательности, соответствующей нумерации на схеме
  2. Для профилактики гриппа и ОРЗ точечныймассаж рекомендуется делать 3- 6 раз в день, последний раз за два часа до сна.

Для лечения гриппа и ОРЗ — через каждые 30-40 минут или не реже одного раза в 1,5-2 часа, до полного восстановления здоровья, при этом чередовать массаж с ингаляциями, закапыванием носа, полосканием горла. Нужно обязательно соблюдать последовательность воздействий: начинать с зоны 1и заканчивать зоной 9.Воздействие на зону производится таким образом: сначала надавить на точку до ощущения болезненности, затем выполнить 9 вращений по часовой стрелке и 9 вращений против часовой стрелки.В области шеи движения должны быть направлены только сверху вниз, на симметричные зоны можно воздействовать одновременно двумя руками. Особая осторожность требуется при давлении на области 2 и 3. Резкое надавливание на зону 3 может вызвать внезапное головокружение, так как здесь располагаются сонные артерии, а в области 2 — учащенное сердцебиение.При точечном массаже происходит раздражение рецепторов. Импульсы идут в головной и спинной мозг, вызывая активацию важнейших нейроэндокринных образований и связанных с ними органов.

Точки воздействия

Каждый орган связан с определенной зоной на коже, куда он посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких зон на коже тысячи. Но девять из них являются основными, так как они связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма. Именно эти зоны и должны активироваться с помощью точечного воздействия.

  Первая точка

Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом грудины. В результате воздействия проходит кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение. Точка расположена на грудине, на четыре пальца ниже ямки в месте соединения ключиц.

Вторая точка

(яремная ямка). Регулирует иммунные функции организма — повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.   Расположена на передней поверхности шеи, над ямкой в месте соединения ключиц.

 Третья точка

Находится в развилках сонных артерий. Связана со слизистой гортани, глотки, с каротидным гломусом и щитовидной железой. При воздействии на эти зоны регулируется химический и гормональный состав крови, улучшается голос, исчезает охриплость. Массажные зоны расположены с двух сторон на переднебоковых поверхностях шеи, по бокам от гортани, под выступающими углами нижней челюсти.

Четвертая точка

Верхние отделы шеи, в области 1-5-го шейных позвонков. Связана с задней стенкой глотки, с верхним шейным симпатическим ганглием, который регулирует деятельность всех сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется вегето- сосудистый тонус. Проходят головные боли и головокружения. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.

Пятая точка

Находится в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, лёгких.

 Шестая точка

Находится в местах выхода второй ветви огромного тройничного нерва. Связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. При воздействии на эти зоны перестают болеть уши, улучшается слух, ускоряется развитие речи, предупреждается заикание и уменьшаются головокружения в транспорте, на качелях. Массаж улучшает носовое дыхание, состояние зубов, слизистых носа и гайморовых пазух, стимулирует организм на выработку собственного интерферона и других антивирусных веществ. Улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых полостей. Дыхание через нос становится свободным и насморк проходит. Точка расположена на верхней челюсти с двух сторон от крыльев носа.

 Седьмая точка

Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Уменьшается головная боль, косоглазие. Улучшается память, внимание, трудоспособность. Она расположена с двух сторон в начальных точках надбровных дуг у корня носа.

 Восьмая точка

(ушные козелки). Связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Массаж этой области воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат. Это “зона жизни”. При воздействии на нее дыхание становится свободным. Улучшается настроение, поведение, характер, нормализуется рост и вес Располагается перед козелками ушных раковин (у выступа перед ушным отверстием).

 Девятая точка

Расположена на кисти руки, в треугольнике между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами. При массаже этих точек рефлекторно нормализуется деятельность многих внутренних органов.

Нажимая на перечисленные зоны, мы включаем в работу главные органы и структуры (мозг, гипофиз, гипоталамус, вилочковую и щитовидную железы, шейный отдел спинного мозга, костный мозг грудины, нервные узлы и т. д., отвечающие за жизнедеятельностью всего организма: кроветворение, кровообращение, сосудистый тонус, дыхание, обмен веществ, состояние иммунитета, интеллект, память, речь, зрение, слух, обоняние, эмоции и т. д.

Методика проведения.

Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в лечебных — максимальное надавливание. Затем сделайте вращательные (как бы ввинчивая шуруп)движения — 9 раз влево и столько же вправо — и переходите к следующей зоне. Можно начать считать: , раз и два, раз и два» — это именно тот диапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система. Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого одновременно двумя руками делают растирающие движения пальцами (всегда сверху вниз) от задней к передней поверхности шеи. Другие симметричные зоны (6, 7, 8) тоже массируйте одновременно.

Воздействовать на биозоны следует в определенном порядке. Начинаем всегда с зоны 1, после чего последовательно переходим к зонам 2, 3 и т. д. Почему нельзя менять их местами? К примеру, вы помассируете только крылья носа (зона 6) и этим ограничитесь, что, конечно, улучшит кровообращение в данной области. Но свежего притока новых активных кровяных лейкоцитов не произойдет. Почему? Вы проигнорировали зоны 1 и 2, не «настроили» костный мозг грудины, отвечающий за кроветворение, не включили в работу вилочковую железу, синокаратидные и аортальные клубочки, контролирующие химический состав крови. Поэтому эффект хотя и будет, но не такой, как хотелось бы.

Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо подготовиться: остричь ногти, вымыть тщательно руки и согреть их. Однако прежде изучите внимательно методику, попробуйте на себе и затем, играя, во время чтения показывайте приемы малышу. Дети открыты и восприимчивы ко всему новому, а умение ухаживать за собой и оказывать помощь при недомогании придаст малышу уверенность в себе и жизнерадостность. А семья получить заботливого доктора! Эффективность точечного массажа в полной мере проявляется лишь при регулярном и систематическом применении. Но полный успех будет определяться еще и тем, насколько Вы сумеете заинтересовать малыша и вовлечь его в процесс. Стихотворное изложение «методики» позволяет привлечь внимание детей, легче освоить порядок воздействия и помогает быстро преодолевать свой недуг. Это своего рода гимнастика.

Проведение точечного массажу в игровой стихотворной форме.

«ГНОМИК ЗДОРОВЬЯ»

ЗОНА 1

Гномик в пальчиках живет

Он здоровье нам несет.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем с гномиком играть:

Руки у груди согнем,

Кружочки рисовать начнем.

Девять раз рисуем влево

Девять раз рисуем вправо.

ЗОНА 2

Гномик наш поднялся выше,

К шейке подобрался выше.

Снова хочет рисовать,

Пальчиками повращать.

Девять раз вращаем влево

Девять раз вращаем вправо.

ЗОНА 3

Гном еще поднялся выше –

К нашей голове поближе.

Легко мы будем нажимать,

Кружочки нежно рисовать.

Девять раз рисуем влево

Девять раз рисуем вправо.

ЗОНА 4

Гном за ушами спрятался

Смеется он над нами.

Видно очень хочет он

Поиграть с друзьями.

Его попробуем достать,

Сверху вниз понажимать.

Эй, друг, не зевай!

Ты до девяти считай.

ЗОНА 5

Неужели гномик наш

Убежал домой? Нет!

Всего лишь спрятался

За твоей спиной.

Сзади бугорок найдем –

И вокруг него пройдем.

Девять раз обходим влево

Девять раз обходим вправо.

 ЗОНА 6

Гнома мы ловить начнем –

Крылья носа разотрем.

Девять раз вращаем влево

Девять раз вращаем вправо.

ЗОНА 7

Гном еще поднялся,

К бровкам подобрался.

Гнома я в бровях ловил,

А он по кругу все ходил.

Девять раз идем мы влево

Девять раз идем мы вправо.

ЗОНА 8

Тут наш гном совсем умолк

И пустился наутек.

К ушкам подберемся ближе –

Может, здесь его услышим?

Девять раз покрутим влево

Девять раз покрутим вправо.

 ЗОНА 9

Прятаться наш гном устал,

И домой от нас сбежал.

Ключ от дома мы возьмем

И здоровье в нем запрем.

Девять раз покрутим влево

Девять раз покрутим вправо.

 Желаю успехов !

Стихи о безопасном поведении на железной дороге!

1 Хотела Маша срезать путь..

— Я , тут пройду уж как ни будь!

И через рельсы путь свой проложила,

Но тут ей путь подружка преградила..

-Постой, не торопись! Вокруг себя ты оглянись!

И вспомни, что ходить тут можно только по специальному

переходу или настилу!

Учите правила безопасности на Ж.Д. ребятки,

Они просты и очень кратки!

! –Переходить через Ж,Д. пути нужно по специальному

переходу или настилу!

2 Андрюша – непоседа,

По перрону с мячом бегал!

А мама просто сбилась с ног!

-Куда девался мой сынок?

Тут рядом поезд проходил …

Он чуть ребенка, под себя не затащил!

Мама Андрюшу нашла, и крепко за руку взяла!

Учите правила безопасности на Ж.Д. ребятки,

Они просты и очень кратки!

!-Играть и стоять на краю платформы очень опасно!

3 Мчится поезд … жарко и душно,

Окна в вагоне открыть очень нужно,

Петя решил.

— Я проветрюсь немножко!

Высуну голову прямо в окошко,

_ Что же ты Петя, подумай немножко!

Можно ли тебе высовывать голову в окошко..

Учите правила безопасности на Ж.Д. ребятки,

Они просты и очень кратки!

! Запрещено! открывать окна в поезде и высовывать

части тела из окон!.

Желаю успехов !

 

            Игры и упражнения по обучению

грамоте  для детей старшего дошкольного возраста

 Игровое упражнение : «Гласные –согласные».Закрепить характеристику гласных и согласных звуков:

Гласные звуки, девочки прекрасные  любят петь песенки

А О У И Ы ……. Носят красные костюмчики, обозначаются в схемах

красным цветом

Согласные звуки, мальчики любят стучать, рычать, шипеть,

свистеть, звенеть и не хочется им петь. Носят синие и зелёные

 костюмчики (тв. и мяг.),  обозначаются  в схемах синим и

 зелёным цветом.

Игровое упражнение: « Какие бывают звуки?» (Гласные звуки и согласные).-

 Назовите гласные звуки… (А, У, О, И, Ы, Э).   Гласные звуки можно петь, когда мы произносим гласные звуки нам ничего во рту не мешает. Обозначаем гласные звуки красным цветом.

А согласные звуки не поются, когда мы их произносим на пути возникают преграды язык, губы, зубы.

 —Назовите согласные звуки….( М,П,Д,К,Ж…)

Игровые упражнение:

 «Топни -хлопни».

Воспитатель: Если ты услышишь гласный звук, хлопни в ладоши,

если согласный топни ножкой. Воспитатель произносит звуки А, О, Д ,Т, Р

Ж, С, И, Л ,У, А…и т.д.

«Сколько звуков ты услышишь, столько пальчиков покажи»

Воспитатель произносит гласные звуки  , дети молча показывают пальчики.

«Какой звук ты услышал?» ( в начале слова, в конце).

Воспитатель называет слова: Аня, Азбука, Автобус (звук А выделяя голосом)

дети называют звук, который спрятался в  начале слова.

« Колокольчик — молоточек»

Воспитатель: — Назовите  гласные звуки, если назовёте правильно появиться колокольчик. -Назовите согласные звуки, если назовёте правильно ,то появиться молоточек. Дети называют звуки и на доске появляются колокольчики и молоточки.

Можно использовать квадратики красного и синего цвета, а также предметы молоточек и колокольчик.

Игра «Домики» воспитатель предлагает , ребёнку распределить буквы по домикам, называя звук  который живёт в его квартирке- букве.

Важно! Запомнить правило : Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.

 

 Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются, на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом  большого гнома ТОМА со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома ТИМА  маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Игровое упражнение «В гости к ТОМУ И ТИМУ» Скажите кому подарок ТИМУ или ТОМУ? Дети раскладывают предметные картинки для гномов

(машина, кукла, мишка, мяч, кубик..)определяя твердость и мягкость по первому звуку в слове.

 Игра «Посели в домики»( домики с синей и зелёной крышей)  Скажите, в какой домик вы поселите картинку?

Дети селят картинки по  характеристике первого звука в слове.( мишка , кукла, машина, лиса…  ит.д.) Дети  отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

 Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

 Игровое упражнение «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Можно использовать кубики с наполнителями и без него , на слух определяем характеристику звука и показываем кубики : звонкий «звучащий» кубик, глухой «не звучащий» кубик. Можно использовать слова :ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

Овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы рекомендуют следующие задания:

Игровые упражнения: «Живые слоги» ( мА, ба, ук, ..) Воспитатель раздаёт детям буквы на карточках и предлагает  образовать слоги ,называя их. По этому принципу «Живые слова», дети образовывают слова из букв.

 « Придумай слово по первому слогу» ( Ра, работа, радуга, ракета…) и т.д.

Воспитатель использует для этого упражнения мяч.

«На что похожа буква?» Воспитатель предлагает сравнить букву с предметом.

Дополнительные упражнения :-В ряду букв обвести в круг заданную букву.

— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

«Какую букву я напишу тебе на спинке, отгадай»Воспитатель «пишет» на спинке ребёнка букву, ребёнок называет. ( подключение всех групп анализаторов).

«Раз, два, покружись и ко мне повернись, превратись в букву.. » Дети стоят в кружке, водящий в середине, он должен будет отгадать, какую букву покажет каждый из ребят.

 Игровые упражнения: «Длинное- короткое» , «Слово». «Предложение»

Слово- это цепочка звуков и букв.

Предложение – несколько слов  взаимосвязанных между собой по смыслу.

Придумай слово «короткое» ( дом, кот..), «длинное»( карандаш, автомобиль…)

Можно показывать руками длину слова.

Назвать слова  по картинке.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов

Составление  слов, предложений по графической схеме

Деление слов на слоги разными способами : «Хлопками», «Шагами»,

«Подбородком».

 Воспитатель вместе с детьми произносит слова по слогам, и одновременно хлопают в ладоши на каждый слог, дети пальчиками показывают количество слогов в слове. Закреплять деление слов на слоги разными способами.

Игровые упражнения:

«Сколько раз ты хлопнул в ладоши, столько слогов в слове» Воспитатель вместе с детьми проговаривает слова и хлопает в ладоши, сколько раз дети хлопнули в ладоши, столько слогов в слове. Количество слогов можно назвать, или показать пальчиками. (при делении слов на слоги можно пользоваться разными способами «шагами», «подбородком»).

«Собери слова из слогов» Воспитатель раздает карточки со слогами и предлагает детям составить из них слова: со-ва, ва-за, ма-ши-на..и т.д.

«Телеграф»

На почте работает «телеграфист»

В далекие страны и города,

Он передаёт телеграммы всегда!..

Воспитатель отстукивает ритмический рисунок слов, дети по кругу передают его друг- другу, хлопая в ладоши.

Желаю успехов!!