Чернецкая Ольга Александровна

 

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
• Песенки-распевки проводятся в начале занятия, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.
• логоритмические распевки и упражнения направлены на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой, движением.
• дыхательная гимнастика направлена на тренировку дыхательных мышц вовремя пения.

  • артикуляционная гимнастика важна для выработки качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
  • пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук.
  • музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет ребенка, снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

 

Музыкальные пальчиковые игры

 

Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

Известно, что между речевой функцией и пальчиками существует тесная связь. Развивается  мелкая моторика, развивается речь ребенка.

Современное общество столкнулось с проблемами нарушений речи и письма -это «достижения» цивилизации. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих пальчиков. Таким образом, простые, повседневные манипуляции развивали мелкую моторику рук.

Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Как методическое средство пальчиковые игры, хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны по времени.

Пальчиковые игры незаменимы в воспитании дошкольников. Для общего развития ребенка они играют очень важную роль. Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием текста игровой гимнастики. Активное использование пальчиковых игр укрепляет мышцы кисти руки, что, в дальнейшем помогает в рисовании, в письме, способствует расслаблению на занятии, служит отличным способом для отдыха ребенка. Малыши с помощью пальчиковых игр узнают счет, каждая пальчиковая игра расширяет познания об окружающем мире, так как несет в себе новую информацию. Многие пальчиковые игры позволяют учить детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), различать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др), разыгрывать различные модели поведения персонажей с разными чертами характера.

Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Использование музыкальных пальчиковых игр на музыкальных занятиях и вне занятий развивает музыкальные способности ребёнка: слух, музыкальную память, вокальные данные, ритм, а также знакомит детей с элементарной теорией музыки и создаёт для ребенка благоприятную атмосферу для занятия. Постоянное применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что способствует в игре на музыкальных инструментах.

Персонажи и образы многих пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, мальчик с пальчик и обезьянки, дерево и птица, солнышко и дождик, нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую воспитательную ценность.

Издавна пальчиковые игры использовались «народной» педагогикой в воспитании детей.

В пальчиковых играх, которые известны всем«СорокаБелобока»«Ладушки»«Коза — рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых. Современные авторы значительно расширили бесценный музыкальный запас и позволяют использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр.

В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Например: «Пирожки»:

“Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).

 

«Цап-царап»

Музыка С. Гаврилова, слова Р. Алдонина

У котёнка лапки (Гладят поочередно каждую ручку)

Мягкие подушки

А внутри- царапки, (Шевелят пальчиками)

Острые игрушки

Цап, цап, цап-царап (Поочередно руками «царапают» перед собой)

Острые игрушки

Учит сына кошка: (Пальчиком «грозят»)

Не зевай, сынишка!

Где шуршит немножко, (Ладони лежат на коленях.

Там, наверно, мышка! (Пальцы рук согнуты, приподняты, шевелят ими).

«Вот как пальчики гуляют»

Слова Г. Вихаревой, обработка мелодии Раухвергера

Вот как пальчики гуляют, (По раскрытой ладошке «шагают» указательный и средний пальчики).

Пальчикпальчик догоняет

Будут пальчики гулять,

По ладошечке шагать!

Проигрыш (темп быстрый) (Пальчики «бегут»)

Пальчики теперь попляшут, (Подняв обе ладошки на уровень глаз быстро перебирают пальчиками «пляшут»)

Веселее пусть попляшут

Будут пальчики плясать,

Ну, а после отдыхать (Положить ладошки на колени).

 

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Почему с музыкой лучше?

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнениймузыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

 

  • Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игрыможете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.

В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.