Кербис Ирина Юрьевна

 

Проект «Мобильная студия LEGO PRO. Создание условий для развития творческих и инженерных способностей дошкольников»

Паспорт проекта

 

Название проекта «Мобильная студия LEGO PRO. Создание развивающей среды для развития творческих и инженерных способностей дошкольников».
Учреждение  Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Адрес   660113, г. Красноярск, ул. Партизанская 70Б,

8(391) 248-52-19.

Электронный адрес: ndou198@mail.ru

Состав проектной группы Епрева Е.Ю., Кербис И.Ю., Койвестонена С.В., Черноусова Н.В.
Сроки реализации проекта:  

2019-2024г.

 

Участники проекта: Педагоги,  воспитанники, родители воспитанников ЧДОУ «Детский сад № 198 ОАО «РЖД»

  Актуальность:   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Одной из эффективных технологий обучения детей является технология STEM-образования. STEM-образование одно из приоритетных направлений формирования инженерного, инновационного мышления. STEM объединяет четыре дисциплины: Science — науку (биология, физика и химия), Technology — технологию (конструирование), Engineering — инженерное дело и Math — математику, предполагает интегрировать их преподавание — изучать темы, а не отдельные предметы.

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ детей дошкольного возраста направлено на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество и реализуется в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности, различных видах творческой деятельности, освоении технологий XXI века.

Внедрение STEM-технологий требуют от детей самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо достижимо в рамках традиционной модели обучения. Поэтому коллективом детского сада принято решение о создании мобильной развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует развитию интеллектуальных, инженерных, творческих способностей детей дошкольного возраста.

Новизна: В настоящее время наиболее востребованной профессией в нашей стране является профессия инженера.  STEM-образование – один из основных мировых трендов. На одном из заседаний Совета по науке и образованию Президент Российской Федерации В.В.Путин призвал рассчитать потребности страны в  инженерных кадрах на 5-10 лет вперед и создать условия для развития практико-ориентированного образования инженерных кадров, адаптировать к этим задачам образовательные стандарты, использовав лучшие наработки советской инженерной школы, передовой зарубежный, и наш отечественный опыт. Следуя данной стратегии, наше Учреждение готово предложить воспитанникам и их родителям (законным представителям) игровое обучение и развитие, связанное с новейшими достижениями науки и техники. Поэтому для решения данных вопросов в нашем детском саду и разработан проект «Мобильная студия LEGO PRO. Создание развивающей среды для развития творческих и инженерных способностей дошкольников», нацеленный на развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста, посредством создания лаборатории СТЕМ-образование.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

 Цель проекта: Построение системы инновационной работы в ЧДОУ, через создание мобильной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей, активности в освоении технических и инженерных наук у старших дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Повысить качество образования посредством создания мобильных образовательных центров для развития предпосылок научно-технического  творчества детей старшего дошкольного возраста.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам формирования научно-технического, инженерного  мышления.
  3. Организовать различные мероприятия на базе ЧДОУ, с целью развития исследовательской, проектной деятельности детей, через решение задач технической направленности.
  4. Оказание на базе ЧДОУ консультативной помощи родителям (законным представителям), для поддержки интереса к науке и технике у детей, через создания специальной среды в домашних условиях.

Описание реализации проекта:

Организация деятельности по реализации проекта осуществляется через создание мобильной развивающей предметно-пространственной среды в различных помещениях доступных для детей (лестничных пролетах, коридорах, групповых помещениях, кабинетах).

Проект  реализуется в три этапа:

Организационный этап:

Учитывая потребности современного общества в развитии у детей инженерного мышления,  применение познавательных и конструктивных способностей дошкольников в научно-исследовательской деятельности, анализируя запросы родителей по развитию способностей детей в образовательном учреждении, а также изучив предпочтения и интересы детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности через опрос и наблюдение, были определены следующие направления:

— Создание развивающей среды в детском саду, через организацию мобильных центров активности в соответствии с ФГОС ДО.

— Использования яркого оформления познавательного игрового материала в необычных для восприятия местах, вне групповой комнаты, размещенных в холлах и на лестничных пролетах познавательных и поисковых заданий для детей и родителей (прикрепленных на ступеньках, стенах, планшетах вдоль лестницы), что привлекает особое внимание детей и родителей.

— Организация деятельности детей с использованием  метода «Круг выбора» для развития детской самостоятельности, инициативы в процессе планирования собственной деятельности. В рамках мобильной студии LEGO PRO дети могут перемещаться по центрам активности расположенным в разных группах и помещениях детского сада.

— Создание лего героя (знаковый персонаж) робот – поезд «Микс»  с целью дополнительной мотивации детей к познавательной деятельности в центрах активности, который будет направлять, оказывать стимулирующую помощь, обучать.

Практический этап:

Для реализации практической деятельности созданы следующие центры активности: конструирования «РобоСтар», моделирования и макетирования «Модель-Микс», математики и логики «Умный мир», интерактивная лаборатория «3D  моделирование».

Центр моделирования и макетирования «Модель-Микс»

Использование моделирования с целью формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия,  развивается  мышления детей.

Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Особенность моделирования как метода обучения заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

В работе центра используются три вида моделей:

Первый вид — предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Третий вид — графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляют собой графические изображения, карты, схемы и т. д.

Примерами наглядного моделирования являются: условные заместители, пиктограммы, мнемотаблицы и т.д.

Работая в центре, дети могут самостоятельно выбирать и использовать уже готовые схемы, технологические карты и другие виды моделей для игровой и исследовательской деятельности, а также создавать собственные модели.  Для их создания дошкольники могут использовать разнообразные материалы, представленные в центе: различные виды бумаги, картона, ткани; изобразительные материалы; клей; предметы-заместители и т.д.

Кроме того, на лестничных пролётах детского сада мы размещаем поисковые задания с использованием условных обозначений и моделей, загадок-ребусов ( ). Это стимулирует и поддерживает интерес детей и родителей.

Наряду с моделированием для интеллектуального развития детей мы используем один из перспективных способов — макетирование.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, позволяющая создать специальное игровое пространство. Макеты используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Макеты используются в предметно-пространственной среде, что соответствует принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого и познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, а также способствует развитию речи. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, делают умозаключения.

Виды макетов, используемые в деятельности данного центра: модели и карты, макеты-модели, макеты-карты, универсальный макет, ландшафтные макеты-карты. Выбор вида создаваемого макета зависит от цели и содержания проекта, либо образовательного события.

Этапы работы по созданию макета:

‒ Предварительный (создание игровой или проблемной мотивации; подготовка и сбор материала для создания макета; сбор познавательной и художественной литературы по теме; обогащение личного опыта детей).

‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов, в том числе из различных видов конструкторов.

‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, придумываются игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Примерные темы макетов: «Самый необычный дом», «Умный дом», «Транспорт будущего», «Карнавальная маска», «На космической планете», «Поезд будущего», «В глубинах морского дна», «Помогатор – умный помощник», «Мой город будущего», «Уникальный мост». Такие темы позволяют детям мыслить, как учёные – испытатели, изобретатели, архитекторы. Поэтому в качестве средства организации деятельности используется метод интеллектуальной децентрации («Как думает инженер, когда стоит мост? Что для него важно? А что важно для водителей машин, когда они переезжают через мост? Что важно для людей пешеходов? Значит, каким должен быть наш мост? Что нужно учесть в первую очередь?») и совместное экспериментирование.

Центр конструирования «РобоСтар»

Реализация деятельности в центре предполагает  организацию  образовательной, совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей с использованием различных видов  конструкторов.

Методы и приемы конструктивно-игровой деятельности обусловлены видами конструирования.

Можно выделить следующие виды конструктивно-игровой деятельности:

— Конструирование по образцу, которое заключается в том, что детям предлагают образцы объектов, выполненных из деталей конструктора и как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий основанная на подражании.

— Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Что бы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы.

— Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкции или назначения объекта, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь

ограничиваются определенной темой.

— Конструирование по условиям предполагает создание объекта из деталей  конструктора в соответствии с требованиями, которым он должен отвечать. Требования же эти отражают функциональное назначение реального сооружения. В таком конструировании ни содержание, ни способы деятельности по созданию постройки перед детьми не раскрываются. Исходя

из назначения и характера объекта, дети самостоятельно определяют конструктивный замысел. По условиям, данным взрослыми, дети должны вначале представить предмет, а затем найти способы его воссоздания. Конструктивный замысел создается ребенком различными способами.

— Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в качестве которой может быть фотография, рисунок готового объекта. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющихся у них элементов конструктора.

— Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам предусматривают предоставление детям простых схем-чертежей, отражающих структуру образца постройки. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, то есть они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

— Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном предстоящего объекта, конструкции (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали.

Центр математики и логики «Умный мир»

Комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по следующим направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счёт.

Деятельность детей в центре направлена на: формирование умения  сравнивать различные предметы по величине, разбираться в параметрах их протяженности; развитие сенсорного восприятия геометрических тел и становление элементарного геометрического мышления; формирование умения ориентироваться в пространстве; освоение временных понятий; знакомство с понятиями количества и счета.

В центре используется современное оборудование и развивающий материал:

— игра-головоломка «Пентамино» — развитие логического мышления;

— игра-головоломка «Гексамино» — развитие элементарного геометрического мышления;

— игра-головоломка «Три кольца» — развитие логического и образного мышления;

— игра-головоломка «Танграм» — развитие наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей;

— игра-головоломка «Колумбовое яйцо» — развитие умения читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме;

— игра-головоломка «Чудесный круг» — развитие образного и логического мышления;

— игра-головоломка «Чудо-крестики» — развитие воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины), умения планировать и анализировать результаты;

— игра «Счетовозик» — знакомство с цифрами и понятиями счета;

— кубики Никитина – развитие логического и образного мышления, творчества, умения распознавать и строить образ. Развитие способности к пространственной ориентировке и понимания аксонометрической проекции (плоского изображения трехмерных объектов);

— кубики с цветной диагональю — развитие пространственного мышления, умения выявлять пространственные отношения и закономерности;

— счетные палочки Х. Кюизенера – формирование умений решать логические задачи;

— математическая пирамида – развитие логического мышления и внимания, навыков устного счета: сложения и вычитания;

— игра «Canaletto» — развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости;

— игра «Formido» — развитие пространственного воображения и умения анализировать ситуацию и планировать действия с целью получения нужного варианта.

Интерактивная лаборатория «3D  моделирования»

Создание интерактивной среды для непрерывной подготовки дошкольников к профессиям будущего. Курс 3 D моделирование с использованием программы ноутбуков, интерактивной доски, проектора, принтера, программного обеспечения Google SketchUp. Основным методом обучения в курсе «3D-моделирование» является метод проектов. Проектно-исследовательские технологии обеспечивают системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разно уровневое обучение.

Каждый ребёнок имеет  возможность самостоятельно выбрать наиболее интересный объект работы, приемлемый для него.  В лаборатории  дети работают как самостоятельно, так и в парах  и коллективно  по подгруппам. Проект  «Что нам стоит дом построить», дети  создают  модель дома, затем объединяя все работы в «Город мечты» создается модель из нескольких зданий. Проект «Детский сад моей мечты», где в игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, общаться со сверстниками. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

Для реализации поставленных задач в пространстве детского (групповые помещения, коридоры, холлы, лестничные пролеты и др.), сада появляются и регулярно сменяются в соответствии с образовательными задачами познавательные не сложные задания. Робот-поезд «Микс» стимулирует детей к деятельности, помогает, направляет. Деятельность центров осуществляется как в рамках непрерывно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. Планируется участие родителей в работе центров совместно с детьми, а также разработка тем для включения их в работу родительского университета.

Аналитический этап: предусматривает  подведение  итогов  деятельности мобильной студии LEGO PRO и всей проведенной работы за учебный год  на форуме детского сада «Кванториум», где дети совместно с родителями и педагогами презентуют свои самые удачные разработки, мини-проекты, обмениваются опытом со  всеми присутствующими.

Показателем успешности является создание развивающей предметно-пространственной среды для развития технических и инженерных способностей детей, а также количество и постоянство участников встреч, повышение активности и инициативы детей, родителей и педагогов.

Демонстрация и обсуждение полученного опыта в педагогическом профессиональном сообществе:

Ожидаемый результат:

Реализация проекта позволит создать на базе учреждения инновационную предметно-игровую среду, способствующую формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей, формированию технической и информационно-технологической компетентности; организовывать социокультурные (фестивали, конкурсы) и досуговые мероприятия на базе студии.

 Необходимым условием для дальнейшего развития проекта необходимо полное оснащение материально-технической базы современным оборудованием для развития технических и инженерных способностей детей. Мы предполагаем приобретение дополнительных наборов конструкторов «LEGO Education WeDo», «LEGO DUPLO», «LEGO Creator», компьютерных программ для осуществления деятельности интерактивной лаборатории, а также для включение в образовательный процесс помещения детского сада такие как лестничные пролеты, холлы и коридоры, планируется приобретение. Также с целью повышения квалификации педагогов Учреждения рассматривается вопрос о взаимодействии с Красноярской школой робототехники.

 

 

Методическая модель трудового воспитания значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю работу по трудовому воспитанию на основе созданной предметной среды для каждого вида труда. Воспитатели могут менять планирование работы с учетом алгоритма усвоения детьми конкретных трудовых навыков, умений, действий в каждой возрастной группе по всем четырем видам труда.

В сводных таблицах задач и содержания работы по каждому виду труда шрифтом выделены те, которые являются новыми для каждой возрастной группы в сравнении с  предыдущей, что поможет педагогу своевременно приступить к работе по реализации новых задач трудового воспитания и продолжать работу над уже знакомыми, до полного формирования устойчивости трудовых навыков у детей.

В таблицах алгоритмов ознакомления детей с доступными им трудовыми операциями и действиями также выделены те трудовые навыки, которыми дети должны овладеть в данной группе. Воспитатели смогут осуществлять самоанализ своей педагогической деятельности по организации трудового воспитания детей и педагогическую диагностику усвоения детьми программы по разделу Трудовое воспитание.

Причем в основу диагностики детей вместо традиционно-привычного диагностирования по уровням (высокий, средний, низкий) положен принцип,  позволяющий определить степень активности и успешности по отношению ребенка к данному виду труда (активен или неактивен) и результату овладения им (успешен) или неовладения трудовыми операциями, действиями, навыками (неуспешен).

Такое оценивание результатов трудовой деятельности детей является более корректным.

Цель

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи

  • Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
  • Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
  • Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

  • Самообслуживание.
  • Хозяйственно-бытовой труд.
  • Труд в природе.
  • Ручной труд.

Формы организации труда

  • Поручения.
  • Дежурства.
  • Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.

Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей  позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:

  • приучать детей договариваться о предстоящей работе;
  • работать в нужном темпе;
  • выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание). В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей.

Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться. Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ

1-я младшая группа

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчеркивать значимость результатов их труда.

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

4. Приобщать детей к самообслуживанию

2-я младшая группа

Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

Средняя группа

1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.

3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).

4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

7. Учить доводить начатое дело до конца.

8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

4. Формировать потребность трудиться.

5. Воспитывать любовь к труду.

6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

2-я младшая группа

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя группа

1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, просушивать

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком

6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды

Старшая группа

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места

8. Учить опрятно убирать постель

Подготовительная группа

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном

К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ

Методические рекомендации

Формирование навыков самообслуживающего труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование. Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

2-я младшая группа

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

Средняя группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.

2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая группа

1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки

2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице

3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы

Подготовительная группа

1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить самостоятельно убирать постель после сна

4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол

5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.

К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

Методические рекомендации

Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.

АЛГОРИТМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ ПО ГРУППАМ

 

 

 

Положение о Конкурсе профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший конспект ОД по ФГОС ДО»

  1. Общие положения

Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший конспект ОД по ФГОС ДО » (далее Конкурс) проводится в целях:

  • повышения качества образования;
  • повышения профессионального мастерства педагогов;
  • совершенствования научно-методического обеспечения        образовательного процесса;
  • выявления и распространения передового педагогического опыта;
  • внедрения и распространения современных инновационных образовательных технологий;
  • поддержки творчески работающих педагогов.
  1. Участники конкурса

Педагоги ЧДОУ «Детский сад №192 ОАО «РЖД» без ограничений.

  1. Порядок проведения конкурса

Подведение итогов конкурса и экспертиза работ проводится членами жюри, участниками творческой группы ЧДОУ по разработанным критериям в мае,  награждение проходит на итоговом педагогическом совете.

Конкурсные материалы для участия в конкурсе принимаются на бумажном и электронном носителе.

  • Итоги конкурса и конкурсные конспекты ОД публикуются на сайте детского сада.

Педагоги, будут ознакомлены с данным положением в октябре текущего года и  могут обратиться за помощью к старшему воспитателю.

  • Рецензии участникам конкурса не выдаются, материалы не возвращаются.
  • Призеры Конкурса награждаются грамотами.
  • Конкурсанты, показавшие интересные моменты в конспекте ОД, могут быть награждены дипломами жюри по отдельным номинациям.
  1. Требования к конкурсным работам

Каждая представляемая на Конкурс работа должна быть выполнена шрифтом

Times New Roman 14 размера, межстрочный интервал – 1,0; выравнивание – по ширине, иметь титульный лист и содержать следующие материалы:

  • текст конкурсной работы — сценарий ОД в соответствии с ФГОС ДО (педагог вправе представить конспект по любому виду деятельности для любой возрастной группы);
  • приложения с материалами, использованными на образовательной деятельности (при  необходимости);
  • конспект ОД составляется с учетом схемы ОД: цель, задачи (не более 4-5), методы и приемы, материалы и оборудование, виды детской деятельности, направления или области развития детей, форма образовательной деятельности, предварительная работа, мотив или организационный момент, ход образовательной деятельности, используемая литература.

В приложениях могут быть:

  • описание педагогических идей и инициатив;
  • новые методики и технологии обучения;
  • описание результативных современных приемов и методов использования информационных технологий;
    • материалы к ОД: презентации, музыкальные вставки, фотографии и иллюстрации, входящие в структуру занятия, оцениваются дополнительно.
    • дополнительно оценивается видео ОД, проведенной с детьми по конкурсному конспекту.
  1. Последующая работа с конкурсными работами.

В детском саду из конкурсных конспектов формируется банк сценариев ОД в виде папки и электронного портфеля.

Размещение конкурсных работ на сайте детского сада.

  1. Критерии оценки конкурсных работ

Требования       к        содержанию        представленного материала  учитывают:

  • владение схемой написания ОД;
  • владение современными требованиями к образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО;
  • владение педагогом    современными     методиками         и     приёмами и их четкое описание в конспекте;
  • наличие мотива, соответствующего возрасту, интересам детей;
  • оригинальность идеи, творчество педагога;
  • использование интеграции      видов    детской деятельности и специалистов;
  • соответствие ОД заявленным целям и задачам;
  • создание условий для активной деятельности детей, умение детей   самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций находить нужные примеры;
  • использование современных      информационных технологий    (презентаций, анимации, сайтов и др.) во время ОД;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации поставленных задач;
  • оформление конспекта, соответствующее эстетическим нормам и современным требованиям составления конспекта.
  1. Жюри смотра-конкурса

Члены жюри выбираются из творческой группы и утверждаются руководителем ЧДОУ:

-председатель жюри руководитель Овчинникова Н.А.;

  • члены жюри: старший воспитатель Ануфриева Л.В.; социальный педагог Койвестонена С.В., педагог – психолог Кербис И.Ю.

 

Критерии Баллы
1. Владение  схемой  написания ОД; 1-3
2. Владение современными требования к образованию в соответствие с ФГОС ДО 1-3
3. Владение педагогом современными методиками и приёмами и их четкое описание в конспекте 1-3
  Наличие мотива, соответствующего возрасту, интересам детей  
4. Оригинальность идеи, творчество педагога 1-3
5. Использование интеграции   видов      детской деятельности и специалистов 1-3
8. Соответствие ОД заявленным целям и задачам 1-3
10. Создание условий для активной деятельности детей, умение  детей    самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций находить нужные примеры;

 

1-3
11.  Использование современных  информационных технологий                      (презентаций, анимации, сайтов и др.) во время ОД;

(презентаций, анимации, сайтов и др.) во время ОД

1-3
12. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации поставленных задач 1-3
14. Оформление конспекта, соответствующее эстетическим нормам и современным требованиям составления конспекта 1-3
Итого

 

 

 

 

Положение смотра-конкурса

оформления групп на начало учебного года.

 

Место проведения:  ЧДОУ «Детский сад №198 ОАО «РЖД».

Участники:   все возрастные группы.

Состав жюри: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог,  музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.

Параметры оценки смотра-выставки:

  1. Соответствие среды группы образовательной и адаптированной образовательной программе, возрасту детей.
  2. Месторасположение представленного материала в группе (доступность, полифункциональность, вариативность и т. д. в соответствии с ФГОС).
  3. Достаточное количество игр, пособий, мини-модулей, атрибутов, передвижных маркеров сделанных и оформленных своими руками; совместно с детьми; совместно с родителями, другими педагогами.
  4. Наличие игровых зон: спокойная зона, зона средней интенсивности и зона насыщенного движения.
  5. Наличие зон направленных на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие инициативы и активности детей.
  6. Новинки группы.
  7. Эстетическое оформление, качество представленного материала.
  8. Оформление приемной.
  9. Актуальность содержания родительского уголка.
  10. Наличие, правильность, эстетичность ведения документации группы.
  11. Презентация группы.

 

Подведение итогов:

  1. Представление аналитической справки об итогах смотра-конкурса на педагогическом совете.
  2. Определение и награждение победителей.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении смотра-конкурса

на лучшее оформление групп к Новому году «Новогодняя сказка»

Детский сад № 198 ОАО «РЖД»

  1. 1. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок проведения смотра-конкурса на лучшее новогоднее оформление групповых помещений.

  1. Цели и задачи смотра-конкурса:
  • создание праздничной новогодней атмосферы в детском саду;
  • эстетическое воспитание дошкольников;
  • активизация инициативы, творчества, фантазии педагогического коллектива и родителей;
  • приобщение детей, родителей к коллективной творческой деятельности;
  • выявление художественных способностей воспитанников;
  • организация взаимодействия педагогов детского сада.
  1. Место проведения: Детский сад №198 ОАО «РЖД».
  2. Участники: сотрудники детского сада, воспитанники, их родители.
  3. Состав жюри:

Овчинникова Н.А. – заведующий детским садом;

Ануфриева Л.В. — старший воспитатель;

Кербис И.Ю. – зам. зав. По УВР г.

Критерии оценки смотра-конкурса:

  1. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических требований к материалам и атрибутам.
  2. Соответствие оформления эстетическим требованиям, наличие авторства.
  3. Создание краткосрочного проекта в рамках темы конкурса с привлечением специалистов детского сада.
  4. Творческий подход для осуществления замысла.
  5. Взаимодействие с семьей, участие родителей в оформлении групп.
  6. Участие детей в оформлении группы.
  7. Соответствие современным требованиям организации пространства.

 Подведение итогов:

Определение и награждение победителей.