Ахметшина Галия Ахметгареевна

  Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

                  «Как хорошо мы знаем сказки!» 

Цель: Речевое развитие детей через включение родителей  в образовательный процесс(родители равноправные партнёры в организации итоговых, проектных, досуговых и других современных мероприятиях)

Задачи:

— закреплять представления детей о книгах;

— систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов.

-развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.

-развивать диалогическую  связанную речь, за счет ответов на вопросы.

Расширять словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методические приемы: вопросы, загадки, упражнения, игры, задания

Демонстрационный материал: книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.

Раздаточный материал: картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход работы:

Организационный момент

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

-Ребята, мне сегодня загадали загадку, я никак не могу её отгадать. Может вы мне поможете? Слушайте внимательно.

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

— Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей: толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками)

-А мы можем совершить путешествие с помощью книги?

-Какое путешествие можно совершить? Вы бы хотели совершить путешествие в сказку? А вы?

 Сегодня мама Ани принесла нам в группу волшебную книгу. (воспитатель показывает её детям)

Звучит музыка

Сюрпризный момент: под музыку залетает на метле Баба Яга. Говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего- то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечек у вас тут много. Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает у воспитателя книгу, оставляет цветик- семицветик).

Воспитатель: ну вот прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книгу нашу забрала, а мы так старались!(оставила цветок)

-А что это за цветок?

То же  наверное из сказки украла?

 Что же делать?

 4)Давайте докажем Бабе Яге, что мы все знаем про сказки и про сказочных героев!

 А цветик -семицветик нам поможет!

-Только я не помню, какие волшебные слова надо говорить?(ответы детей).

-Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:

Дети говорят: 

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по- нашему вели!

Вели чтобы мы справились с первым заданием!

Отрываем первый лепесток (загадка, где находится 1задание)

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже .(зеркало )Дети находят конверт с заданием.

1 задание «Сказочный мешочек)

Дети по очереди достают из мешочка один предмет, и называют к какой сказке он относится)

(золотой ключ (Буратино, яйцо («Курочка-Ряба», пирожок («Маша и медведь», стрела («Царевна-Лягушка», аптечка («Доктор Айболит», тесто («Колобок», миска («Три медведя», домик («Теремок») синий шарик (Вини Пух), скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка) , самовар (Муха Цокотуха) .

  • Дети встают в круг проговаривают волшебные слова и срывают 2 лепесток. (загадка где находится 2 задание)

 

5)В сказке может он летать

Дома украшеньем стать. (ковёр)

2 задание «Составь предложение» (разрезные картинки)

  • Дети составляют картинку из3 частей. (разделить на з микрогруппы)

У кого предложение «Дети лепят снеговика» , те дети хлопают в ладоши.

У кого предложение «Дети кормят птиц», те помахали руками как птицы.

У кого предложение «Медведь спит в берлоге», те потопали ногами.

У кого предложение «Белка собирает грибы», те попрыгали как белки.

У кого предложение « Дети катаются на санках», те похлопали себя по коленкам.

  • Дети встают в круг проговаривают слова срывают 3 лепесток.(загадка)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, —

А сегодня вечерком он раскрасит наш альбом .(карандаш)

3 задание «Шарик и комар»:

Напоминаю детям. Звук з — песенка комара, с — так выходит воздух из воздушного шарика. На доске  2 рисунка: комар и шарик. На столе разложены картинки со звуками: с и з. Ребёнок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук и прикрепляет к картинке.

  • Дети встают в кру ,проговаривают волшебные слова и срывают 4 лепесток.(загадка)

В кабинке, у кого имя начинается на звук И

4 задание ««Угадай героя»

А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

  1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)
  2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)
  3. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)
  4. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)
  5. Не люблю грязь, немытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)
  6. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный, не справляюсь, выходите помогать. (Дед из сказки «Репка».)
  7. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)

Воспитатель: Какие вы молодцы сказочных героев знаете!

Дети встают в круг,проговаривают волшебные слова и срывают 5 лепесток.(загадка)

В кабинке, у кого имя начинается на звук Е

5 задание «Дорисуй не достающиеся предмет» Воспитатель: давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!

Дети дорисовывают.

  • -Дети встают в круг,проговаривают волшебные слова и срывают 6 лепесток.(загадка)

С ногами , а не ходит,

Со спиной, а не лежит (Стул)

6 задание «Раздели на слоги» (дети берут по одной картинке и слово делят на слоги хлопками ( корова,  кукла, снеговик, стол, тарелка, книга, дерево, молоток, дом, замок)

  • Дети встают в кру ,проговаривают волшебные слова и срывают 7 лепесток.(загадка)

В этом окошке,

Яркие краски,

Мультфильмы, кино,

И детские сказки!

7 задание »Расшифруй слово»( Дети встают по порядку) и получается Слово БАБУШКА-ЯГА)

Воспитатель предлагает прочитать, что написано.

Заходит Баба Яга, грустная. Извиняется перед детьми, говорит, что она была не права. Возвращает детям волшебную книгу.

Ребята, смотрите, Баба Яга изменилась. Какой она стала? (ответы детей)

 Давайте развеселим её!

Физминутка с Бабой Ягой.

Баба Яга благодарит детей, дарит им угощения. Прощается