Лопатина Светлана Витальевна

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

с детьми старшей группы

«Путешествие по «реке времени». Жилище человека»

Цель: Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей жилища человека.

Задачи

Воспитательные: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, умение уважать мнение друг друга.

Воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками.

Развивающие: развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация), активную речь детей, формировать умение вести диалогс воспитателем. Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости.

Обучающие: познакомить детей с историей жилищ человека.

 

Средства: презентация «Путешествие по реке времени Жилище человека», панно «Река времени», сумка для карты, коврики (1 на двоих человек), билеты и маркировка на коврики (такие, как на панно, по количеству детей), камень, солома, клей, картинки, конструктор.

Ход:

Ребята, а вы любите путешествовать? А как и где люди путешествуют? Сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие по реке. Но это не обычная река, это волшебная река времени. Про время люди говорят, что оно идёт, бежит, а ещё про него говорят, что оно течёт. Оно течёт из древности, через старину и притекает к берегам наших дней — к современности. Про что ещё можно сказать, течёт? Конечно, вода. Поэтому время мы можем назвать рекой. Ребята, а как вы думаете, если отправиться по реке времени в древность и в старину, что там можно увидеть? Ребята, только вспомните, мы когда по Маминой стране путешествовали, у нас ведь карта была, а тут я совсем не подумала: как мы без карты по незнакомой реке будем путешествовать? Где нам карту взять? (Ответы). Вы знаете, я по счастливой случайности запомнила слова, которые говорил Джинн, когда наколдовал карту! Может, и мы попробуем карту реки времени наколдовать?

«Фокус-покус, крибли, флин! Фалды-балды, хрюки, брысь! Карта, мигом появись!». Нет, ничего не получилось. Эх, как жаль!

Заносят карту: Ребята, это же вы «Весёлые зайчики», тут для вас почтальон какой-то свёрток принёс?

Так это же карта. Давайте посмотрим: вода в ней голубая, прозрачная. А вот и древность, и старина, и современность. Ну что, отправляемся в путешествие? Я приготовила для вас билетики, по которым вы сможете занять место волшебных лодках. Ребята, каждая лодочка может выдержать только двух пассажиров, поэтому занимайте места согласно билетам по двое, располагайтесь поудобнее и отправимся. Какой первый пункт нашего путешествия? Древность? Для того, чтобы там оказаться нужно сказать волшебные слова «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем».

По-моему, приближается наша первая остановка.

-Интересно, что мы узнаем здесь?

Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности, на пороге — первого жилища человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера).

Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.

Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже люди стали строить шалаши из костей мамонтов и веток. А сверху на них делали покрытие из шкур.

-Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила.

Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?

А в шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочны ли было такое жилище? А давайте проверим?

У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш? Как вы думаете был ли шалаш прочным жилищем?

Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш.

Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?

А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?

Молодцы ребята, вы были правы.

-Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда, чтобы отправиться дальше, нам нужно немножко размяться и набраться сил. Давайте поиграем. (Игра «У оленя дом большой»).

— Ну вот теперь мы можем продолжить своё путешествие продолжим наше путешествие. И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

— И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине.

— Вот ребята, время текло, люди думали, как же им сделать своё жильё удобнее. И со временем стали строить деревянные дома. Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой в четырехугольник бревна.

Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дома строили топорами.

Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?

Да эти дома были удобными, и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды. Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше.

-Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие? Но прежде, чем нам отправиться дальше, мы с вами должны выполнить одно важное задание. Нам нужно помочь разным героям добраться в свои домики. (Карточки. Вопросы индивидуально).

— Молодцы, ребята. Теперь мы можем продолжать наше путешествие! «Путешествие нас ждет, река времени несет. В современном мире мы побываем. Много нового узнаем»

— Вижу берег! Подплываем! Вот наша следующая остановка. Как вы считаете, где мы очутились? Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо. Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.

— А из чего сейчас построены наши дома? Из каких материалов? Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?

Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить нас от любой непогоды, так же они комфортные для нас.

— Ребята, интересный путь мы с вами проложили?

— Давайте вспомним, где мы были?

-Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться.

Давайте с вами поиграем в волшебную игру, которая вернёт нас в детский сад.

«Речка волнуется раз, речка волнуется два, речка волнуется три! Ребят в детский сад ты верни!» (В это время выключается монитор, убираются коврики и появляется на столе сосуд с картинками жилищ и материалов, из которых строили дома разных периодов). Ну вот, ребята, мы и в детском саду! А что это за интересный сосуд. Так это же картинки, относящиеся к жилью человека в разное время. Я предлагаю каждому из вас выбрать одну картинку и приклеить на карту реки времени туда, где она возникла. Ну вот какая карта реки времени у нас получилась. Я предлагаю оставить у нас эту карту, вдруг когда-нибудь ещё мы с вами соберёмся в путешествие по реке времени. Понравилось вам путешествие, а что больше всего понравилось?

Ребята, вы сегодня много узнали о том, какие человек строил дома в разные времена. Теперь и вы можете побыть строителями и построить дома такие, какие захотите.

https://cloud.mail.ru/public/sTdP/eAa6qY62C