Кушнир Елена Андреевна

Памятка для родителей

 «Безопасность на железной дороге».

Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются люди каждый день. Но опасностей на ней хватает, поэтому дети должны крепко-накрепко усвоить, что железная дорога – не место для игр. Нельзя кататься по платформе на велосипеде, скейтборде, роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Нужно опасаться края платформы, нельзя стоять на линии, обозначающей опасность! Оступившись, можно упасть на рельсы под приближающийся поезд. Взрослые обязаны помнить: дети на вокзале должны находиться под наблюдением, маленьких детей следует держать за руки.

Выучите с вашими детьми эти правила и будьте для них примером!

  • Не переходите через железнодорожные пути в неустановленных местах, не перебегайте перед проходящим поездом. Помните, что поезд сразу остановить нельзя.
  • Для перехода через железнодорожные пути пользуйтесь переходными мостами, пешеходными настилами и переездами, обращайте внимание на указатели, прислушивайтесь к подаваемым звуковым сигналам.
  • Проезд на крышах и подножках вагонов, переходных площадках и в тамбурах вагонов, а также на грузовых поездах категорически запрещен.
  • Не выходите на междупутье сразу после проследования поезда, убедитесь в отсутствии поезда встречного направления.
  • Не подлезайте под вагоны.
  • Не устраивайте игр и других развлечений (фото, видеосъемка) на железнодорожных сооружениях.
  • Во избежание поражения электрическим током не влезайте на крыши вагонов.

При пользовании железнодорожным транспортом соблюдайте правила поведения на вокзалах и в поездах:

  • не садитесь и не выходите на ходу поезда;
  • входите в вагон и выходите из вагона при полной остановке поезда и только на сторону, имеющую посадочную платформу;
  • находиться на железнодорожных путях в состоянии алкогольного опьянения опасно для жизни.

На железной дороге запрещено:

  • Ходить по железнодорожным путям.
  • Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.
  • Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
  • На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.
  • Проходить вдоль, железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
  • Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.
  • Проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.
  • Оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах.
  • Выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда.
  • Прыгать с платформы на железнодорожные пути.
  • Устраивать на платформе различные подвижные игры.
  • Курить в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в не установленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщения.
  • Бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

Железная дорога не место для игр, а зона повышенной опасности!

 Берегите вашу жизнь и жизнь ваших детей!

 

Материал по звуковой культуре речи.

Уважаемые родители, данный материал познакомит вас с
особенностями усвоения детьми звуковой стороны речи. Звуковая культура
речи имеет большое значение не только для развития правильной и чистой
речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением и письмом; это
основа благоприятных социальных контактов и общения, она позволяет
воспитать полноценную личность ребёнка. Вашему вниманию предложено
описание звуковой стороны речи дошкольников на разных возрастных
этапах: от рождения до семи лет.
Звуковая культура речи детей от рождения до года
Данный период жизни ребенка является подготовительным
этапом в овладении речью.
Уже в первые месяцы своей жизни младенец, слыша речь
окружающих, различные неречевые звуки, начинает отыскивать взглядом
источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему,
сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом
установить контакт со взрослым.
К 2 — 3 месяцам появляются звуки и звукосочетания типа: э, аа, гы, га,
кхы.
В 5 — 6 месяцев ребенок вступает в стадию лепета. Он начинает
произносить отдельные звуковые сочетания па, ка, ма, га. Они —
свидетельство хорошего настроения малыша и вместе с тем необходимые
подготовительные упражнения к усвоению речи.
Важным моментом в первом полугодии является поддержание у
малыша навыков гуления и лепета, способствующих развитию
артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения: в период
бодрствования ребенка добиваться произнесения им слогов вслед за собой.
При этом малыш должен видеть лицо взрослого. Нельзя забывать и о том,
что голосовые реакции ребенок проявляет чаще всего тогда, когда сыт, сух и
находится в радостном настроении.
Для развития зрительного сосредоточения следует показывать ребенку
яркие погремушки, стремиться установить с ним контакт на расстоянии:
отойти от кроватки и назвать его по имени, то есть создать условия, при
которых малыш вынужден искать взрослого взглядом, поворачивать голову.
Начиная со второго полугодия в лепете малыша появляются довольно
ясные звуки: гласный [а], согласные [п], [б], [м], [к], [т] и некоторые другие.
Однако они еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в нескольких
звукосочетаниях. «Играя» со звуками, ребенок упражняет свой речевой
аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению
звуков в дальнейшем.
Со второй половины первого года жизни у ребенка отмечаются
значительные изменения в общем развитии: совершенствуются зрительное и
слуховое восприятие, он начинает перемещаться в пространстве — садиться,
ползать. В этот период малыш не только произносит звуки и звукосочетания,
но и стремится повторять их вслед за взрослым. Он чутко улавливает его
интонацию, адекватно реагирует на нее (улыбается, перебирает ножками,
кряхтит, произносит звуки, если говорят доброжелательным тоном, и,
наоборот, кричит, если на него сердятся).
К 7 — 8 месяцам жизни ребенок начинает понимать речь. На основе
зрительного восприятия он уже может установить связь между предметом и
словом, его обозначающим. Например, если малышу показать и назвать
какой-либо предмет, а затем спросить, где этот предмет, он будет искать его
глазами.
В последней четверти первого года жизни малыш может уже не
только связывать слова взрослого с конкретными предметами (или
действиями), но и объединять несколько предметов по внешним или
существенным признакам (например, услышав слово ля-ля, он показывает на
разные куклы).
К концу года ребенок произносит в основном простые в
артикуляционном отношении звуки: гласные [а], [у], [и], некоторые
согласные: [м], [п], [б], [н], [т], [д], [к], [г], причем количество звуков и
четкость их произношения у детей неодинаковы. Это зависит от состояния
артикуляционного аппарата, который еще только начинает функционировать.
К этому времени малыш овладевает 8-12 словами, в основном
звукоподражательными или несложными для произношения. В его лексиконе
появляются слова из одинаковых слогов (мама, папа, ляля, дядя), реже — из
разных (Ната, Таня, Катя).
Занимаясь с ребёнком, помните — необходимо создавать такие условия,
чтобы он испытывал удовлетворение от общения с Вами.
Звуковая культура речи детей от одного до двух лет
В этот период у ребенка резко возрастает способность к
подражанию речи взрослых, интенсивно развивается её понимание,
активная речь.
С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает
пользоваться упрощенными или звукоподражательными словами. Он уже
может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1
году 3 месяцам — выполнить простые действие, несложные поручения.
Быстро растет количество слов, которые он понимает.
К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти
все гласные и многие согласные звуки — [м], [п], [б]. [т], [д], [н], |к], [г], [в],
[ф], [й]. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягченно (дяй
вместо лай). Вместо общепринятых слов ребенок продолжает употреблять
звукоподражания: корову он называет му, собаку — авав, кошку—мяу,
машину — би-би, часы — тик-так. Иногда вместо целого слова ребенок
может произнести только ударный или первый слог: кукла — ку, собака —
ба, коробка — ко, а иногда и несколько слогов: молоко — моко. Часто одно и
то же слово малыш произносит по-разному, при этом можно наблюдать
выпадение или замену то одного, то другого звука, то есть у него отмечается
неустойчивое произношение одних и тех же слов.
К двум годам ребенок начинает четче произносить гласные звуки,
правильно воспроизводить многие, наиболее легкие согласные, усваивает
простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и
восклицательные предложения). Отчетливость произнесения звуков в этот
период жизни во многом зависит от их места в слове. Так, в простых
двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова, Катя) малыш
правильно произносит все звуки; но в то же время в словах, состоящих из
трех и более слогов, часто заменяет или пропускает звуки и слоги (вместо
машина — паина, вместо велосипед — апипед). Пропуск звуков наблюдается
и в словах со стечением согласных (два согласных находятся рядом),
например, слово дверь произносится как вей и т. д. Возможна также замена
звонких согласных глухими (пампам — вместо бамбам).
Темп овладения звуковой стороной речи у разных детей различный. Он
зависит не только от того, как часто взрослые общаются с малышом, но
также и от индивидуальных его особенностей.
Несовершенства произносительной стороны речи — отсутствие или
неправильное, нечеткое произношение некоторых звуков, слов, неумение
сохранять их слоговую структуру (особенно в многосложных словах) —
закономерны для детей данного возраста и в процессе обучения, частого
общения со взрослыми постепенно исчезают.
Звуковая культура речи детей от двух до трех лет
К концу этого возрастного этапа дети, согласно исследованиям
развития речи третьего года жизни, в основном правильно произносят
все звуки, кроме шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных [л], [р].
В практике также нередки случаи, когда трехлетние малыши
овладевают правильным произношением всех звуков, но большинство
усваивают их несколько позднее, к пяти или даже к шести годам. Это
обусловлено, прежде всего, индивидуальными особенностями развития речи
ребенка, а также влиянием окружающей его речевой среды.
В этот период жизни совершенствуется восприятие детьми речи
окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши, тем не менее,
замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их (пример:
мальчик произнес слово пароход как похотп, другой поправил его — паахот,
третий дал свой образец: палахотп). Это говорит о том, что слуховое
восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их
речедвигательные умения.
Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию
и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка),
ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое
оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его
воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, сложными по
слоговой структуре(состоящими из трех и более слогов), хотя при этом еще
не могут правильно произнести в нем все звуки в соответствующей
последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед;
бегемотп — как бебенотп, гегеногп).
Активное использование словарного запаса благоприятно отражается
на усвоении и закреплении вновь появляющихся в речи детей звуков. В этом
возрасте малыши нередко сами придумывают слова: это указывает на то, что
они начинают осознавать их звуковую сторону (мазелин вместо вазелин,
мокресс вместо компресс, копатки вместо лопатки). Таких примеров очень
много приводит К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».
На третьем году жизни у детей значительно улучшается подвижность
артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней
челюсти), совершенствуется речевой слух, работа голосового
аппарата. Они усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко
и ясно. Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться
несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более
легкими для произношения, например: [р] и [л] заменяют звуками [й] или
[л’], шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими, а иногда
звуками [т’], ]д’] (сяпка, тяпка вместо шапка; сянки вместо санки; зюк, дюк
вместо жук). Нередко твердые согласные звуки подменяются
мягкими (тюк-тюк вместо тук-тук). Причем такая замена обнаруживается
лишь при произнесении переднеязычных звуков ([т], [д], [с], [з]) и почти не
наблюдается при произношении губно-губных ([п], [б], [м]) и губно-зубных
([ф], [в]) согласных. Некоторые дети заменяют звук [ы] звуком [и], звук [х]
звуком [к] и т. д.
На третьем году жизни малыши испытывают затруднения не только в
произнесении многосложных слов, перестраивая, опуская и заменяя в них
звуки, но и не всегда употребляют верно слова, состоящие из двух-трех
слогов, в которых встречаются стечения нескольких согласных. В этих
случаях нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся ими в
простых односложных словах. Например, ребенок правильно произносит
звук [к] в словах кот и Катя, но может пропускать его в слове квакать
(вакатъ).
Данные нарушения закономерны для детей данного возраста и в
процессе обучения, частого общения со взрослыми постепенно исчезают.
Звуковая культура речи детей от трех до четырёх лет
В этом возрасте у детей происходит дальнейшее укрепление
артикуляционного аппарата:
более координированными становятся движения мышц языка, губ,
нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании.
Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка,
слова со стечением двух-трех согласных.
В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его
части) согласные звуки смягчаются реже (санки вместо сянки).
Большинство детей этого возраста ещё неверно произносят шипящие
звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка
—сапка), [ж] на [з] (жук — зук), [ч] на [ц] (чайник — цайник), [щ] на [с’]
(щётка — сётка); сонорные согласные [р], [р’], [л] заменяют звуком [л’],
реже [й]: (либа, йыба) вместо рыба, (лепа) вместо репа, (ляпата, йапата)
вместо лопата. Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся
звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно,
например, вместо [с], [з] — [ш], [ж]; (шумка) вместо сумка.
В многосложных словах, особенно со стечением нескольких
согласных, дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки,
слоги, например, слово пингвин они произносят как пигин, температура —
тематура, вертушка — левтуска.
Ещё не все дети обладают способностью управлять своим голосовым
аппаратом: в зависимости от содержания высказывания менять громкость,
высоту голоса, темп речи.
В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то , что в
результате артикуляционных затруднений дети ещё не могут правильно
произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки
звукового оформления в речи своих сверстников. Многие малыши
различают на слух похожие по звучанию слоги (б-и-и и п-и-и), слова (мышка
— мишка). Они понимают, что слово может звучать правильно или
неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно. Без
специального обучения дети четвертого года жизни еще не
могут самостоятельно определить, есть тот или иной звук в слове или
нет, вычленить его из состава.
Дети такого возраста часто задают вопросы. Убедительная просьба: не
уклоняйтесь от вопросов ребёнка, хотя порою на них трудно ответить сразу.
В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест,
погуляет, уберёт игрушки и т. д.), взрослый же за это время сможет
подготовиться к рассказу. Тогда малыш не только получит правильную
информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя
собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
Звуковая культура речи детей от четырёх до пяти лет
Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у
детей этого возраста дает им возможность осуществлять более точные
движения языком, губами, которые создают условия для правильного
произношения трудных звуков.
В этом возрасте произносительная сторона речи детей значительно
улучшается: полностью исчезает смягчение согласных, пропуск звуков и
слогов, особенно в многосложных словах. Большинство детей к концу года
овладевают правильным произношением шипящих ([ч], [щ], [ш], [ж]), звуков
[л], [р] отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них
слоговую структуру.
Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей
могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении
отдельных групп звуков (например, свистящих ([с], [з], [ц]) и шипящих([ч],
[щ], [ш], [ж]), когда в одних словах звук произносится правильно, в других —
неверно; в неотчетливом произнесении отдельных слов, особенно
многосложных. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех
словах, которые включают определенные группы согласных, например:
одновременно свистящие и шипящие, звуки [л] и [р]: старушка, лаборатория.
Так, например, фразу «Женщина сушила шубу на солнышке» дети этого
возраста могут произнести как «Женщина шушила шубу на шолнышке» или
как «Зенсина сусила субу за соныске», возможен и такой вариант: «Женщина
шушша шубу на солныске». Такое произношение связано с тем, что у
некоторых детей или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или
они еще не умеют четко дифференцировать их на слух в собственном
произношении. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства
звукопроизношения со временем исчезают.
Овладение правильным звукопроизношением, как уже было сказано, не
у всех детей происходит равномерно и одинаково. У некоторых нередко
упорно в течение довольно длительного времени продолжается замена
трудных в артикуляционном отношении звуков более простыми, например,
шипящих согласных свистящими. До пятилетнего возраста такое
неправильное произношение звуков является вполне закономерным. Но если
такие речевые недочеты наблюдаются после пяти лет, необходима
специальная логопедическая помощь.
Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с
развитием фонематического восприятия — способность воспринимать звуки
речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких
по звучанию: рак — лак — мак, угол —уголь. Хорошо развитый
фонематический слух — необходимое условие для своевременного и
правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно
воспринимающие речевые звуки (фонемы) и имеющие при этом достаточно
подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают
трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического
восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения
звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.
На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной
звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это доступно им,
конечно, в том случае, если с ребёнком велась соответствующая работа. Без
специальной предварительной подготовки для большинства детей такие
задания будут невыполнимы.
Возросший интерес к звуковой стороне слова в этом возрасте
выражается в том, что дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство
в их звучании (они способны и сами подбирать близкие по звучанию слова),
при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове,
часто играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их,
порой даже бессмысленные звукосочетания.
Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям различать
повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать
ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные
средства выразительности. Многие дети неплохо подражают взрослым, точно
передавая их интонацию, улавливая на слух различные оттенки их речи. Все
это указывает на сравнительно высокий уровень развития у детей речевого
слуха, который дает им возможность и самим шире применять разные
средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во
фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы,
выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно
использовать литературные нормы произношения слов.
Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не
следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. К исправлению
речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Часто это не даёт
положительного результата, а иногда ведёт к тому, что малыш старается
вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими (порою
неудачными), или вообще отказывается говорить, замыкается в себе.
Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По
возможности не надо повторять неправильно произнесённое ребёнком слово.
Лучше дать образец его произношения. Например, ребёнок научился
правильно произносить звук р, но употребляет его не всегда или не во всех
словах. «Сегодня «холошая» погода»,— говорит ребёнок. В данном случае
взрослый может спросить: «Как надо сказать хорошая?» — выделив голосом
слово; или: «Ты умеешь говорить р. а в слове хорошая ты произнёс его
неверно. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно р; хорррошая».
В беседе с ребёнком не следует перебивать его, надо предоставить ему
возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать
образец.
Звуковая культура речи детей от пяти до шести лет
В этом возрасте дети начинают шире пользоваться
монологической речью.
Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших
сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли,
отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно
строить предложения. Однако каждое устное высказывание должно быть не
только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным
в звуковом
отношении (отчетливым, внятным, достаточно громким, не слишком
быстрым, интонационно выразительным). Это является необходимым
условием полноценного общения, общей речевой культуры.
На шестом году жизни ребенка обычно заканчивается процесс
овладения звуками родного языка. Дети, как правило, имеют достаточно
развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный
фонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия
для правильного произношения звуков. В этом возрасте мышцы
артикуляционного аппарата способны производить более тонкие движения,
быстрее переключаться с одного движения на другое, чем. Большинство
детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки
(шипящие[ш], [ж], [ч], [щ], звуки [л], [р’], [р]; многосложные слова, слова со
стечением нескольких согласных. Многие имеют достаточно четкую и ясную
речь.
В этом возрасте дети хорошо различают на слух направление звучания
предмета; легко узнают звуки, извлекаемые из разных детских музыкальных
инструментов, голоса товарищей; выделяют в словах звуки (если их раньше с
ними знакомили). Они способны дифференцировать на слух громкость и
скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравнении оценку
правильности использования интонационных средств выразительности.
В общении с детьми и взрослыми дети этого возраста, как правило,
пользуются умеренной громкостью голоса, они уже способны изменять
громкость своего высказывания с учетом удаленности от слушателя, а также
содержания высказывания. В процессе речевого общения дети могут
произвольно ускорять или замедлять скорость своего высказывания в
зависимости от содержания текста. Однако в момент эмоционального
подъема, находясь под впечатлением вновь просмотренного мультфильма,
прочитанного стихотворения и т. д., они еще не всегда контролируют
громкость и скорость своей речи и говорят обычно несколько громче и
быстрее.
Используя образец выразительного чтения художественных
произведений, который им дает взрослый, дети способны воспроизводить
стихи и сказки в нужной интонации, правильно употребляя вопросительные
и повествовательные предложения.
В этом возрасте еще не все дети овладевают правильным
произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у
других — неправильное их формирование, например, горловое или
одноударное произнесение звука [р], боковое — звуков [ш], [ж] и т. д.
Некоторые дети этого возраста еще не всегда четко дифференцируют на слух
и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие [с], [з],
[ц] и шипящие [ш], [ж], [ч], [щ];, реже звуки [л] и [р].
Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том,
что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные
определенными группами звуков, например, свистящими и шипящими (слова
сушка, шоссе произносят как шушка, шошше). Фразу «Шла Саша по шоссе»
могут воспроизвести и как «Шла Шаша по шошше», и как «Сла Саса по
соссе», хотя в словах, где встречается только один из этих звуков, ошибки
допускают редко. Часто дети недостаточно четко различают некоторые
группы звуков на слух, неправильно вычленяя из нескольких слов, фраз
слова с заданными звуками, допуская ошибки в подборе слов на заданный
звук.
Дети не всегда различают на слух все звуки. Например, они, как
правило, не смешивают звуки [к] и [р], [ш] и [л], то есть звуки акустически и
артикуляционно контрастные. И в то же время они часто смешивают твердые
и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки внутри группы: [с] и [з], [с]
и [ц], [ш] и [щ], [ч] и [щ]; свистящие и шипящие: [с] и [ш], [з] и [ж]
(например, при выполнении задания на подбор слов со звуком [с] дети
называют и такие: заяц, цветок).
Ясность, внятность речи во многом зависят и от скорости
высказывания. У детей, говорящих быстро, речь, как правило, менее
отчетлива (они не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают
окончания слов, а иногда и «проглатывают» даже слова).
Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у
отдельных детей могут быть дефекты в строении речевых органов,
недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата и т. д. Таких
детей желательно показать логопеду.
Звуковая культура речи детей от шести до семи лет
К моменту поступления в подготовительную группу у
большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита
достаточно хорошо.
Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко —
слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на
вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания
голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами
выразительности.
На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый
фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы,
благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию:
нос — нёс, дал — даль. Хорошо развитый фонематический слух — необходимое
условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо
слышащие, правильно воспринимающие речевые звуки (фонемы) и имеющие
при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не
испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность
фонематического восприятия имеет большое значение не только для
правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к
усвоению грамоты.
При полноценном обучении шестилетние дети овладевают
элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять
определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками,
находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный
звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года
произвести полный звуковой анализ слова.
Возможные недочеты произносительной стороны речи в этом возрасте
выражаются в том, что некоторые дети недостаточно четко дифференцируют
отдельные звуки (как на слух, так и в произношении), невнятно произносят
слова, не всегда регулируют громкость голоса, темп речи, не умеют
правильно пользоваться интонацией. В подготовительную к школе группу
иногда поступают дети, имеющие дефекты в произношении звуков, неясно
произносящие слова, что связано с вялой артикуляцией, с разнообразными
дефектами речи (косноязычие и пр.).
Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у
отдельных детей могут быть дефекты в строении речевых органов,
недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата и т. д. Таких
детей желательно показать логопеду.
(Все статьи из книги: Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры
речи.)
Что можно почитать или скорая книжная помощь:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста,
Москва, 2007;
2. Громова О.Е. Алло! Ляля?: Речь; Первые глаголы: До 2 лет;
3. Громова О.Е. Вот я какой! Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет;
4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона;
5. Громова О.Е. Павлова Л.Н. Еще про Зайку: Развитие речи 2-4 года;
6. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам: Пособие для родителей;
7. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего
возраста;
8. Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет;
9. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? — М., 2004;
10.Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что
делать? — М., 2001;
11.Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов
общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр
Техинформ МАИ, 1997;
12.Колексникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет;
13.Комарова Л.А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом
дошкольника»;
14.Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения
звуков;
15.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи;
16.Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи
дошкольников;
17.Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей:
Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.;
18.Норкина-Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических
занятий с детьми;
19.Скворцова И.В. Трудные звуки;
20.Сухина И.Г. «Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук «С»;
21.Ткаченко Т.А. «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков.
Логопедическая тетрадь»;
22.Янушко Е. Помогите малышу заговорить.