Приветствую гостей моего блога и надеюсь представленная информация будет Вам полезной!
Формирование саморегуляции познавательной деятельности ребёнка через игровые средства
Начало школьного обучения – переломный момент в жизни ребёнка. Придя в первый класс, дети зачастую демонстрируют импульсивные формы поведения, неадекватно реагируют на трудности в учении, не умеют принимать требования учителя и следовать им в учебной деятельности. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает школьник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения, поэтому ее нужно формировать. И в этом могут несложные игры.
Хочукалки
Цель: формирование умения произвольно управлять своими чувствами.
Ход игры: педагог карандашом медленно в воздухе рисует любую букву. Детям предлагается угадать букву, но не кричать ответ, а дождаться команды ведущего и прошептать (пропищать и т.п.) ответ.
Черепаха
Цель: развитие саморегуляции.
Ход игры: побеждает тот игрок, кто за минуту проползёт наименьшее расстояние.
Фонарики
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Ход игры: положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на поверхности стола. Необходимо по сигналу ведущего одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
Светофор
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, согласованности движений и внимания.
Ход игры: дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.
По окончании упражнения педагог говорит:
— А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».
За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» — сажать ребенка на стульчик.
Знаете ли вы цифры?
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Ход игры: — Давайте посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.
Взрослый рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают.
Летает — не летает
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов.
Ход игры: все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.
Педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.
Роботы
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания.
Ход игры: выполнение движений по инструкции. Например, «Подними правую руку вверх, а левую спрячь за спину. Быстро поменяй их местами.»
Разновидность игры — «Вежливые роботы». Движение надо выполнять только после слова пожалуйста. Например, «Встань на колено, а руки положи на голову, пожалуйста». «А теперь поменяй ногу» (слово «пожалуйста» не сказали, значит движение не выполняется).
Действуй!
Цель: снятие напряжения; развитие саморегуляции и самоконтроля; развитие умения слышать и выполнять инструкцию; развитие слуховой памяти; развитие общей моторики и координации движений; развитие скоростных качеств (при усложнении игры — на время или в паре с другим ребёнком, как в соревновании).
Ход игры: взрослый даёт инструкцию, постепенно её усложняя, а ребёнок должен её выполнить. Например: «Добеги до стола и вернись ко мне». Потом усложняет: «Добеги до стола, постучи по нему два раза и вернись ко мне». Затем ещё усложняет: «Добеги до стола, постучи по нему два раза, 1 раз подпрыгни и вернись ко мне» и т.д.
Запрещённое движение
Цель: формирование навыка концентрации и переключения внимания, навыка самоконтроля
Ход игры: дети становятся в одну шеренгу, ведущий — напротив них.
Ведущий (сначала взрослый) показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запретное — его нельзя выполнять. Например, это может быть хлопок руками, приседание или прыжок на одной ноге. Ведущий начинает показывать различные движения. Задача участников — повторять все, кроме предварительно обозначенного «запретного движения».
Способ контроля: выполнивший запретное движение – получает штрафное очко. Можно назначить два запретных движения. Или часто менять инструкцию: одно запретное движение сменяется на другое.
Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании). Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к углублению в проблему. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:
- практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество детей
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:
1 Погружение в проект.
2 Организация деятельности.
3 Осуществление деятельности.
4 Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы, помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности представлена в таблице:
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект |
|
Формулирует проблему проекта, сюжетную
игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее |
Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности |
Организация деятельности |
|
Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы
|
Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают
формы и способы презентации полученных результатов
|
Осуществление деятельности |
|
При косвенном участии:
– при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; – деликатно контролирует; – обогащает знания детей, повышает их эрудицию; – репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает |
Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
— выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; – консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; – добывают необходимые и недостающие знания; – фантазируют; – готовят презентацию
|
Презентация результатов |
|
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.
Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию
|
Демонстрируют:
– понимание проблемы, цели и задачи; – умение планировать и осуществлять работу; – найденные способы решения проблемы; – самоанализ деятельности и ее результата; – взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников |
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности. Представим примерную тематику детских проектов в разных возрастных группах детского сада.
Младшая группа
Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому. Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.
Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):
- Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
- Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
- Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати).
- Зонты и зонтики. Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
- Варежки и перчатки.
- Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
- Я катаюсь на качелях.
- Любимая еда в детском саду и дома.
И так далее.
Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.
Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Средняя группа
Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей, связей и отношений; развитие наглядно-образного мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).
Примерная тематика проектов:
- Идем к врачу.
- Как проверить и сохранить слух.
- Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядка, прием пищи).
- Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы и т.п.
- Полезно-вредно для зубов.
- Опасно-безопасно.
- Острые предметы в наших руках.
- Правила поведения в автобусе.
- Мы — пешеходы.
Старшая и подготовительная к школе группы.
Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность, учебная и исследовательская деятельность.
Примерная тематика проектов:
- Что внутри у человека? (Создание буклета или дидактического плаката).
- Азбука здоровья.
- Зимние и летние виды игр (иллюстрированная картотека игр) или Во что поиграть зимой и летом?
- Как увидеть красивые сны?
- Чистота в нашей группе.
- Осторожно, незнакомец!
- Ядовитые растения и ягоды (создание дидактической игры).
- Стоп: крыши, деревья, люки! (Создание правил безопасного поведения).
- Осторожно, пешеход!
- Что и как мы едим?
- Создаем меню для малышей.
- Наши друзья — витамины.
- Где искать витамин С?
- Накорми меня правильно, или Книга полезных советов.
- Сладкое и полезное (выпуск стенгазеты).
Детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.
Продуктивной Вам работы.