Черноусова Наталья Владимировна

Приветствую гостей моего блога и надеюсь представленная информация будет Вам полезной!

Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО.

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании). Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к углублению в проблему. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество детей
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  • целенаправленную детскую деятельность;
  • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
  • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:

1 Погружение в проект.

2 Организация деятельности.

3 Осуществление деятельности.

4 Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы, помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности представлена в таблице:

Воспитатель Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную

игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы

 

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают

формы и способы презентации полученных результатов

 

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

– при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

– деликатно контролирует;

– обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

– репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

— выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

– консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

– добывают необходимые и недостающие знания;

– фантазируют;

– готовят презентацию

 

Презентация результатов

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию

 

Демонстрируют:

– понимание проблемы, цели и задачи;

– умение планировать и осуществлять работу;

– найденные способы решения проблемы;

– самоанализ деятельности и ее результата;

– взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности. Представим примерную тематику детских проектов в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа

Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому. Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):

  • Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
  • Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
  • Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати).
  • Зонты и зонтики. Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
  • Варежки и перчатки.
  • Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
  • Я катаюсь на качелях.
  • Любимая еда в детском саду и дома.

И так далее.

Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей, связей и отношений; развитие наглядно-образного мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).

Примерная тематика проектов:

  • Идем к врачу.
  • Как проверить и сохранить слух.
  • Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядка, прием пищи).
  • Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы и т.п.
  • Полезно-вредно для зубов.
  • Опасно-безопасно.
  • Острые предметы в наших руках.
  • Правила поведения в автобусе.
  • Мы — пешеходы.

Старшая и подготовительная к школе группы.

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность, учебная и исследовательская деятельность.

Примерная тематика проектов:

  • Что внутри у человека? (Создание буклета или дидактического плаката).
  • Азбука здоровья.
  • Зимние и летние виды игр (иллюстрированная картотека игр) или Во что поиграть зимой и летом?
  • Как увидеть красивые сны?
  • Чистота в нашей группе.
  • Осторожно, незнакомец!
  • Ядовитые растения и ягоды (создание дидактической игры).
  • Стоп: крыши, деревья, люки! (Создание правил безопасного поведения).
  • Осторожно, пешеход!
  • Что и как мы едим?
  • Создаем меню для малышей.
  • Наши друзья — витамины.
  • Где искать витамин С?
  • Накорми меня правильно, или Книга полезных советов.
  • Сладкое и полезное (выпуск стенгазеты).

Детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

Продуктивной Вам работы.