Фролова Наталья Шамельевна

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Если Вам интересно узнать новую полезную информацию о развитии и образовании детей, то  мой блог специально для Вас.

Здесь Вы сможете найти все то, что поможет Вам в обучении и воспитании детей.

Я буду делиться с Вами опытом своей многолетней работы воспитателем и уникальной информацией по формированию новых навыков у ребят.

 

В работе с детьми, считаю важным сохранение и укрепление здоровья наших детей.

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей — нашего будущего, ухудшается с каждым годом. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики.

Кинезиология— наука о развитии головного мозга через движение.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам. 

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления. Занятия способствуют развитию двигательной сферы, гармонизируют работу головного мозга. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающий эффект.

Можно использовать такие упражнения. 

«Кулак — ребро — ладонь» ( ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь)

«Фонарики» (фонарики зажглись — пальцы рук выпрямить. Поочередно фонарик погас — согнуть пальцы рук одной руки, а пальцы другой руки выпрямить — фонарик зажегся)

«Дом — ёжик — замок» (дом — пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Ёжик — поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Замок — ладони прижать друг к другу, пальцы переплетены.

«Зайчик — коза — вилка» ( зайчик — указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большими пальцами. Коза — указательный палец и мизинец выпрямить. средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони. Вилка — указательный, средний и безымянный пальцы вытянутые вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (кулак — ребро — ладонь), произносимыми вслух или про себя.

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.

 

Профилактика детского травматизма на железной дороге.

Железная дорога – это зона повышенной опасности. Но есть люди, которые, глядя на плакаты, пропагандирующие Правила безопасности граждан при нахождении в зоне повышенной опасности, все равно продолжают их нарушать. Но больше всего поражает то, что так поступают взрослые, которые подают пример своим детям и внукам, забывая, что, в конечном счете, они рискуют жизнью. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Детский травматизм вызывает особую тревогу в условиях развития высокоскоростного движения. Ведь дети не всегда могут оценить реальную опасность. Наиболее эффективным методом предотвращения детского травматизма становится недопущение несанкционированного нахождения детей и в зону движения скоростных поездов.

Уважаемые родители!

Берегите детей, не позволяйте им играть вблизи железнодорожного полотна. В ваших руках самое главное — жизнь ребенка. Усилиями железнодорожников невозможно полностью предотвратить случаи травмирования граждан, особенно детей и которым именно их родители или старшие товарищи подают плохой пример, переходя железнодорожные пути в неустановленном месте, забираясь на платформу или спрыгивая с нее, пытаясь проехать на автосцепке или на крыше вагона электропоезда. Каждый гражданин, попавший на железную дорогу, должен помнить о своей безопасности и защитить себя или ребенка, помня основные правила нахождения на пути: Ø не стоять близко к краю платформы при приближении поезда; Ø переходить пути в строго отведенных для этого местах; Ø не подлезать под вагоны; Ø пешеходы должны переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами. На станциях, где нет мостов и тоннелей, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, или в местах, где установлены указатели; перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава; при приближении поезда следует остановиться, пропустить его и, убедившись в отсутствии подвижного состава по соседнему пути, продолжать переход.

Помните, соблюдение этих правил сохранит жизнь и здоровье Вам и Вашему ребенку.

 

Интересные факты о Российской железной дороге.

  • В 1837 года, когда в России была открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским селом. В первые три дня на поездах могли прокатиться все желающие. В те времена паровоз еще не был чем-то привычным, и эта акция стала эффективной рекламой железных дорог на ближайшее будущее.
  • Первый электрический поезд в России прошел по рельсам в 1929 году. Он проследовал по маршруту Москва – Мытищи. Это стало серьезным толчком для развития пригородных электрифицированных путей сообщения на многие годы вперед.
  • Сейчас длина эксплуатируемых железнодорожных путей в России составляет около 90 тысяч километров, из них половина электрифицирована. Помимо путей, по которым ходят пассажирские и товарные поезда, нельзя забывать и о технических, служебных путях. Их длина – около 60 тысяч километров.
  • Неудивительно, что в России находится и самая длинная железнодорожная магистраль – Транссибирская. Ее длина – 9288 километров. Начинается Транссиб, не раз упомянутый в песнях и книгах, на Ярославском вокзале. Сейчас Транссибирская магистраль соединяет Москву и Владивосток. Неподалеку от Иркутска расположена железнодорожная станция под названием «Половина», разделяющая магистраль практически поровну. Быстрее всего Транссиб от начала до конца проходит фирменный поезд «Россия» – за шесть с небольшим суток.
  • На Транссибирской магистрали находятся самая высокая точка, на которую поднимаются российские поезда. Это перегон между станциями «Тургутуй» и «Яблоновая» в Забайкальском крае. Поезда здесь ходят на высоте 1040 метров над уровнем моря.
  • Железнодорожный транспорт сегодня является одним из самых популярных. По статистике, в год услугами железных дорог в России пользуется 1 миллиард 40 миллионов человек. А обслуживают поезда и пути около миллиона железнодорожников.
  • Некоторые фирменные поезда имеют двухэтажные вагоны. На таких можно добраться, например, из Москвы в Воронеж, из Санкт-Петербурга в Адлер. Первые двухэтажные вагоны на территории нашей страны были созданы в 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе, они предназначались для переселения людей на Дальний Восток. Первый этаж тех вагонов был не для пассажиров, а для домашнего скота.
  • Тематический музей расположен в Санкт-Петербурге – городе, где и началась история железных дорог России. Его открыли вблизи Балтийского вокзала, в историческом здании локомотивного депо 30 октября 2017 года, в день 180-летия российских железных дорог. В экспозиции представлена разнообразная железнодорожная техника и прочие интересные экспонаты.

 

 

Для укрепления и сохранения здоровья детей предлагаю вам познакомить детей с этой сказкой.

Кинезиологическая сказка «Два котенка» 

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).

Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.