Станько Анжелика Михайловна

Уважаемые посетители сайта!

Я рада приветствовать Вас на страницах  своего информационного ресурса.

Буду рада, если Вы найдете для себя интересную и полезную информацию.

 

Биоэнергопластика — 

здоровьесберегающая технология в ДОУ

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
                                                                                              В. А. Сухомлинский
Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» как человек биологический объект;  «энергия» сила, необходимая для определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется  непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика  это соединение движений артикуляционного аппарата с 
движениями кисти руки.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В.М. Бехтерева, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая 
внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики  сопряжённая работа пальцев и кистей рук и 
артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует
 развитию  подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики:
— Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и
артикуляционной моторики)
— Эмоциональный (создание положительного настроя)
— Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим 
подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяется игровой персонаж  (например, «Волшебные  перчатки», «Обезьянки», счёт, музыка, стизи).
         Преимущества биоэнергопластики:
— оптимизирует психологическую базу речи;
— улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
— способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
— синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
— позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Использую биоэнергопластику  в  ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поз: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения рук.
        Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
        Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», 
большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка  плывет», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
         Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищелкивать губами.
        Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивая сомкнутые  ладони вправо и влево, имитируя  движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
        Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук. Поболтать языком.
        Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
         Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.
          Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести –это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.
          Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.
          Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.
         Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются — рот широко открывается.
         Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.
         Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.
         Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать круговые движения.
         Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
         Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.
         Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.

Список литературы
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

 

Технология использования морской соли

       Морская соль всегда у нас ассоциируется с летним отдыхом, морем, отличным настроением, да и целебные свойства моря нам известны с давних времен.

Морская соль по сути это хлорид натрия, но в нем содержится огромное количество макро, микроэлементов, минеральных веществ. В составе морской соли содержится около ста минералов, это почти вся таблица Менделеева. Калий, бром, цинк, медь, йод, селен, железо, кальций и другие элементы, являются составляющими морской соли. Все элементы, которые входят в состав морской соли положительно влияют на наш организм в целом.

     Соответственно, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух оздоравливающими испарениями.  Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, органов дыхания, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, раздражая нервные окончания, развивая  мелкую моторику рук.

       Разработанный цикл упражнений направлен на максимально эффективное развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование упражнений с применением морской соли, что в свою очередь поможет решить главную проблему – преодоление речевых нарушений.

Данный цикл упражнений помогает решить следующие задачи:

  • развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимает мышечную напряжённость;
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствует расширению словарного запаса;
  • позволяет развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • повышает мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

     Необходимые оборудование и материалы: сухая морская соль, контейнеры с крышкой, бумажные салфетки, мелкие предметы (крышки от пластиковых бутылок, детали от конструктора «лего», игрушки «киндер» и т.д.)

     С целью усиления оздоравливающего эффекта один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами.

    

Методические рекомендации по обучению детей упражнениям  с морской солью.

    Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с морской  солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией. Ребенку разрешается потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы. Детям можно рассказать сказку или рассказ  о море, можно организовать  исследовательскую  деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.

     Выделяют основные движения, которыми ребенок должен владеть:

— сжимание кисти в кулак и разжимание

— вращательные движения указательными пальцами

— потирание ладони о ладонь

— соединение пальцев каждой руки в щепоть

— удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша

Упражнения для пальцев и кисти руки:

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

«Солим суп»

Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

«Бурим скважину»

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.

«Кошечка»

Описание: мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.

«Дождик»

Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.

«Топотушки»

Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.

«Грозовая туча»

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

«Пальчики здороваются»

Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

«Сооружаем горку»

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

«Вышла курочка гулять»

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Описание: пальцы щипают соль.

«Ищем клад»

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы,  пробки от пластиковых бутылок, детали «лего»  и т.д.

«Строители»

С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.

«Художники»

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

 

Список литературы

  1. Домаркова Н.В. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли [Электронный ресурс], — rurazvitie_melkoj_motoriki_cherez_sol.htmстатья в интернете
  2. Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / СПб . : Язык: ТЦ Сфера , 2001 г.
  3. Калашникова Е.Ю. Технология использования морской соли как средство индивидуализации образовательного процесса и взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом в соответствии  с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс], http://13aksay.detkin-club.ru/articles/72841- статья в интернете

 

 

                    Памятка для родителей

           «Безопасность на железной дороге»

 

Железная дорога – это зона повышенной опасности. Но есть люди, которые, глядя на плакаты, пропагандирующие Правила безопасности граждан при нахождении в зоне повышенной опасности, все равно продолжают их нарушать. Но больше всего поражает то, что так поступают взрослые, которые подают пример своим детям и внукам, забывая, что, в конечном счете, они рискуют жизнью.

Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Детский травматизм вызывает особую тревогу в условиях развития высокоскоростного движения. Ведь дети не всегда могут оценить реальную опасность. Наиболее эффективным методом предотвращения детского травматизма становится недопущение несанкционированного нахождения детей и в зону движения скоростных поездов.

Уважаемые родители!

Берегите детей, не позволяйте им играть вблизи железнодорожного полотна. В ваших руках самое главное — жизнь ребенка.

Усилиями железнодорожников невозможно полностью предотвратить случаи травмирования граждан, особенно детей и которым именно их родители или старшие товарищи подают плохой пример, переходя железнодорожные пути в неустановленном месте, забираясь на платформу или спрыгивая с нее, пытаясь проехать на автосцепке или на крыше вагона электропоезда.

Каждый гражданин, попавший на железную дорогу, должен помнить о cвoей безопасности и защитить себя или ребенка, помня основные правила нахождения на пути:

не стоять близко к краю платформы при приближении поезда;

переходить пути в строго отведенных для этого местах;

не подлазить под вагоны;

пешеходы должны переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами.

На станциях, где нет мостов и тоннелей, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, или в местах, где установлены указатели. Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава при приближении поезда следует остановиться, пропустить его и, убедившись в отсутствии подвижного состава по соседнему пути, продолжать переход.

Помните, соблюдение этих правил сохранит жизнь и здоровье Вам и Вашему ребенку.

 

Консультация для родителей 

«Игры экологического содержания»

   Человек и природа. Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению, уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

  Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр. Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

 

Значение экологических игр:

  • Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.
  • Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.
  • Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Хотелось бы познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни — играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе.

Игра «Цепочка».  Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет».   На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, про звучащим в игре.  Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Четвёртый лишний».  Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

  1. Заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. Дождь, снег, облако, роса;
  3. Роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
  4. Корова, волк, овца, кролик;
  5. Трясогузка, паук, скворец, сорока;
  6. Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  7. Ель, берёза, яблоня, осина;
  8. Лиса, свинья, лось, кабан
  9. Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  10. Лес, парк, роща, тайга

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю».   Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень).  Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух».  Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» —  ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» — животное, обитающее на земле: на слово «вода» — обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает».  Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» — имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображает полёт птицы.

Игра «Вершки-корешки».   Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Памятка для родителей

«Прогулка в Природу»

Подготовка к прогулке:

— определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);

— подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;

— подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).

Поездка в лес:

— обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);

— понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).

Прогулка в лесу:

— на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;

— в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.

Отдых на полянке:

— найти красивую полянку и организовать место для отдыха;

— рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;

— организовать сбор коллекций;

— организовать игры.

Путь из леса.

Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.

Беседа о прогулке.

По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?)

 Занятия дома:

  • обработка коллекции (прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет) Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;
  • поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;
  • подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
  • рисование и лепка на природную тему. «Беседа о диких животных»

 Вариант 1: беседа строится на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг, журналов с изображениями диких животных.

Вариант 2: беседа строится в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.

Вопросы родителей

  • Как называются эти животные?
  • Где они живут?
  • Опиши их внешний вид.
  • Каковы они по характеру и повадкам?
  • Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?

Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно по делиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими животными. В ходе беседы можно загадать ребенку загадки: — Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе. — Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках. — Долбит дерево длинным носом в красной шапочке. — У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный.

— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.

 

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ И ПРОФЕССИЯМИ МАГИСТРАЛИ

 

Дидактическая игра «Составители поездов»

Цель: закрепить знания детей о назначении поездов, закрепить в активном словаре их названия, упражнять в употреблении этих слов.

Развивающая среда: отдельно нарисованные четыре тепловоза и множество разнообразных вагонов, цистерны (пожарная, цистерна с бензином, горючим); вагоны с углем, дровами, песком, гравием, зерном, машинами и другим грузом; пожарные вагоны, почтовые вагоны, вагоны с пассажирами и т.д.

Ход игры:

1 вариант игры. Воспитатель вывешивает на фланелеграф четыре тепловоза, к которым прицеплено всего по 1 вагону. Раздает детям по одному вагону и говорит: «Ребята, давайте поможем составителям оформить составы поездов. Для этого вам нужно внимательно посмотреть на фланелеграф и прицепить свой вагон к нужному составу».

Когда дети по очереди подойдут к фланелеграфу и прицепят свой вагон к нужному составу, воспитатель предлагает перед отправлением еще раз все проверить и исправить ошибки, если они есть.

2 вариант игры (для индивидуальной работы).

В игре участвуют 4 человека. Каждому ребенку дается задание собрать и отправить свой состав: пожарный, грузовой, пассажирский и почтовый поезд.

Побеждает тот, кто первым отправит свой состав.

Примечание. В каждом составе должно быть одинаковое количество вагонов.

3 вариант игры.

Все составы собраны, но в решении игры допущены ошибки. Побеждает тот ребенок, кто укажет больше ошибок.

Дидактическая игра «Подбери словечко».

Цель: знакомство детей с основами социограмм профессий железной дороги; закрепить названия железнодорожных профессий; обогащать и активизировать словарь.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением железнодорожников разных профессий; фишки.

Ход игры: 1 вариант игры. Воспитатель вывешивает на фланелеграф иллюстрацию с изображением, например, проводницы. Дети по очереди подбирают по одному слову к чертам характера, нужным для работы в этой должности. Дважды повторять нельзя, за это снижаются баллы. Фишку получает ребенок, который последний назвал слово, обозначающее нужную черту характера.

Например, проводница должна быть приветливая, гостеприимная, опрятная, ответственная, добрая, доброжелательная, аккуратная, веселая, улыбающаяся., спокойная и т.д.

В конце игры подсчитываются фишки и подводятся итоги.

2 вариант игры. Соревнование в парах.

Воспитатель вывешивает на фланелеграф иллюстрацию с изображением, например, машиниста. Выбирают двух играющих, которые по очереди подбирают слова к его характеру. Кто последний назовет слово, тот и победитель. Победитель соревнуется с другим партнером или получает фишку. Выбирается новая пара игроков. Иллюстрация меняется.

3 вариант игры. Каждый ребенок получает иллюстрацию с изображением одного из представителей железнодорожных профессий.

Дети по очереди встают, называют профессию и подбирают соответствующие слова к его характеру.

Например, кассир — ответственный, спокойный, внимательный, доброжелательный, приветливый и т.д.

Фишку получает каждый, кто подберет 8 и более слов.

Дидактическая игра  «Дополни предложение»

Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления, знания о железнодорожном транспорте.

Ход игры: Дети находят и называют такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Можно добавлять только одно слово. Например: “Ревизор проверяет… билет”

 

Дидактическая игра  «Закончи предложение»

Цель: Учить понимать причинные связи. Упражнять в правильном подборе слов на железнодорожную тематику.

Ход игры: Воспитатель поднимает руку. Имитируя стрелку, предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка. “Я работаю машинистом, чтобы…”

Дидактическая игра  «Угадай, о каком поезде я говорю»

Цель: развивать у детей связную речь при помощи опорной схемы: закрепить знания детей о назначении поездов.

Развивающая среда: опорная схема.

Выбрать нужную картинку из предложенных и составить рассказ по опорной схеме:

Длинная лента

Короткая лента

Цветные пятна: синее, красное, желтое, коричневое, зеленое

Фигурка человека

Конверт

Вагон с лесом

Ход игры: Ребенок по опорной схеме составляет рассказ о поезде, не называя его. В конце дети отгадывают, о каком поезде идет речь. За правильный ответ — фишка.

Например, «Мой поезд имеет много вагонов, он очень длинный. Но иногда всего два вагона прицепляют к началу вагона пассажирского поезда. В вагонах моего поезда нет окон, а сами они могут быть синего, зеленого, серого цвета. Этот поезд перевозит письма, книги, журналы, посылки, бандероли. Он приносит большую пользу людям, так как привозит им новости от родных и близких, доставляет интересные книги и журналы. О каком поезде я говорю?» (почтовый).

Дидактическая игра «Только на эту букву»

Цель: Закреплять знания о букве и звуке, воспитывать звуковое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет слово “паровоз”. Ребенок должен назвать слово на любую букву из этого слова, связанное с железнодорожным транспортом.

Дидактическая игра «Чья одежда?»

Цель: Воспитывать интерес к людям железнодорожных профессий.

Развивающая среда: Набор картинок, фишки.

Ход игры: По рабочей одежде дети определяют профессию железнодорожника, находят нужную картинку и показывают ее. За правильный ответ – фишка.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель: Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей.

Развивающая среда: Разрезные картинки по железнодорожной тематике.

Ход игры: За определенное время дети должны правильно собрать из частей целую картинку.

Дидактическая игра «Железнодорожная связь»

Цель: Познакомить детей с теми, кто обеспечивает связь на железной дороге. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь.

Развивающая среда: Микрофон

Ход игры: Дети рассказывают о наиболее характерных особенностях в железнодорожной связи: селектор, радио, рация.

Дидактическая игра «На чём я путешествую»

Цель: Сформировать у детей представление об огромном значении железнодорожного транспорта для такой большой страны, как наша. Познакомить с особенностями труда железнодорожников в зависимости от вида транспорта – пассажирского или грузового. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.

Игровое задание: Увлекательно составить рассказ — загадку о поездке.

Развивающая среда: Игрушечная железная дорога, картинки с изображениями различных городов, пригородных зон.

Ход игры: Буратино, Крокодил Гена, Гном или другие сказочные персонажи приглашают детей в путешествие по железной дороге. Вместе с ними и выбирают роли кассира, проводника, машиниста, диспетчера, грузчика, пассажиров. Последние приобретают в кассе билеты, предъявляют их проводнику, усаживаются в вагоны. Грузчики загружают товарные вагоны и отправляются в путь как сопровождающие грузы. Диспетчер даёт сигнал к отправлению, машинист включает ход.

Во время путешествия используйте загадки, стихи, песни по теме, показывайте картинки – те места, которые видят пассажиры в окно вагона.

В пункте прибытия проводник, машинист, диспетчер, грузчики выполняют свои обязанности.

Встречающие радостно приветствуют путешественников, расспрашивают их о дорожных впечатлениях, те отвечают загадками-описаниями. Встречающие должны угадать, где побывали наши путешественники, что повидали.

Во втором туре дети и игрушки меняются ролями. Все остальное происходит так же, только используются новые картинки.

Примечание.

Персонажи своими вопросами, замечаниями, репликами побуждают детей к поступкам, соответствующим их роли, активизируют рассказы об увиденном.

Дидактическая игра «Новоселье локомотива»

Цель: Закрепить знания о работниках локомотивного депо. Упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: депо, цех, подвижной состав.

Ход игры: Дети строят цех для нового поезда, ищут нужный предмет, называют тех, кто там работает.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: Развивать скорость мышления. Закреплять знания о содержании деятельности железнодорожников в разное время суток.

Развивающая среда: Мяч небольшой, легкий.

Ход игры: Дети стоят полукругом. Ведущий называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав его, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают железнодорожники в это время.

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: Упражнять в квалификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям в железнодорожной профессии.

Ход игры: Воспитатель называет профессию, дети отвечают, что нужно этому человеку. Например, “сигналист – флажок”.

Дидактическая игра «Путешествие по депо»

Цель: Закреплять знания детей о том, кто работает в депо и что там делают.

Развивающая среда: Набор сюжетных картинок.

Ход игры: Группа делится на две команды. Дети по сигналу отбирают только те картинки, которые соответствуют работе в депо.

 

Дидактическая игра «Кто кем будет?»

Цель: Развивать находчивость, умение перевоплощаться.

Ход игры: Дети имитируют действия людей разных профессий железнодорожников так, чтобы окружающие узнали и назвали профессию.

 

Дидактическая игра «Кто больше знает»

Цель: Развивать память, обогащать знания о предметах, воспитывать находчивость.

Развивающая среда: Предметные картинки.

Ход игры: Дети сидят на ковре, воспитатель показывает картинку с изображением железнодорожного транспорта, вокзалов, работников магистрали. Дети подробно рассказывают.  

 

                                Памятка для родителей

                               «Здоровьесбережение»

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

 Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима дня. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Зарядка самое лучшее средство взбодриться на весь день. И в детском саду зарядке отводится самое лучшее время – утро. Каждый день ребенка начинается с утренней гимнастики, ведь утренняя зарядка каждому нужна как подзарядка. Она тонизирует мышцы и все системы организма, настраивает ребенка позитивно на весь последующий день.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка

Папы и мамы! Помните! Дефицит двигательной активности ребенка составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее двух часов. Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать своего ребенка к гимнастике с как можно более раннего возраста • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмичную музыку.
  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и воздуха.
  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течении 10-20 минут.
  • Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые.

Рациональное питание – это разнообразное питание с учетом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Рациональное питание является важнейшим условием человека и его работоспособность. С пищей человек получает все необходимые элементы, требующихся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимые для жизнедеятельности.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания. При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

  • проводить закаливающие процедуры систематически;
  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
  • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
  • начинать закаливание в любом возрасте;
  • никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
  • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
  • закаляться всей семьей;
  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем.

Уважаемые папы и мамы! Помните!

Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

  • Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
  • Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.
  • Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
  • Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку, и он этого хочет – не препятствуйте ему.
  • Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
  • Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
  • Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
  • Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
  • Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом. • Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему на встречу!

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

 

Желаем удачи!

 

Консультация для родителей

«Железная дорога – зона повышенной опасности»

                                                            

                                                             Сколько в мире дорог,

                                                             Сколько в мире путей,

                                                            Лишь одна нас связала

                                                            с тобою теперь.

                                                             Бесконечна, извилиста,

                                                             нрав ее крут.

                                                             Ведь не зря ту дорогу

                                                              железной зовут.

      Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

     Каждому из нас приходилось сталкиваться с железной дорогой, Одним чаще, другим реже. Многие живут в непосредственной близости от железнодорожных путей. И поэтому каждый должен знать, что железная дорога – зона повышенной опасности, и все обязаны знать элементарные правила поведения.

Запомните: 

— Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам. 
— Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!
— Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
— Не выходите из вагона до полной остановки поезда.
— Не играйте на платформах и путях!
— Не высовывайтесь из окон на ходу.
— Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.
— Не ходите на путях.
— На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.
— Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!
— Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
— Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.

Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

 

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни — это самое ценное. Я хочу обратиться именно к детям: будьте внимательны и бдительны.  Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах — ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

     Приближаясь к железной дороге — снимите наушники — в них можно не услышать сигналов поезда!

  Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.

    Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд.

     Уважаемые взрослые! Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги. Помните, что железная дорога – не место для детских игр.

                                                                              БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!