Станько Анжелика Михайловна

Уважаемые посетители сайта!

Я рада приветствовать Вас на страницах  своего информационного ресурса.

Буду рада, если Вы найдете для себя интересную и полезную информацию.

 

Биоэнергопластика — 

здоровьесберегающая технология в ДОУ

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
                                                                                              В. А. Сухомлинский
Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» как человек биологический объект;  «энергия» сила, необходимая для определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется  непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика  это соединение движений артикуляционного аппарата с 
движениями кисти руки.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В.М. Бехтерева, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая 
внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики  сопряжённая работа пальцев и кистей рук и 
артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует
 развитию  подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики:
— Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и
артикуляционной моторики)
— Эмоциональный (создание положительного настроя)
— Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим 
подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяется игровой персонаж  (например, «Волшебные  перчатки», «Обезьянки», счёт, музыка, стизи).
         Преимущества биоэнергопластики:
— оптимизирует психологическую базу речи;
— улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
— способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
— синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
— позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Использую биоэнергопластику  в  ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поз: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения рук.
        Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
        Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», 
большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка  плывет», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
         Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищелкивать губами.
        Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивая сомкнутые  ладони вправо и влево, имитируя  движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
        Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук. Поболтать языком.
        Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
         Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.
          Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести –это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.
          Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.
          Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.
         Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются — рот широко открывается.
         Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.
         Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.
         Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать круговые движения.
         Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
         Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.
         Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.

Список литературы
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

 

Технология использования морской соли

       Морская соль всегда у нас ассоциируется с летним отдыхом, морем, отличным настроением, да и целебные свойства моря нам известны с давних времен.

Морская соль по сути это хлорид натрия, но в нем содержится огромное количество макро, микроэлементов, минеральных веществ. В составе морской соли содержится около ста минералов, это почти вся таблица Менделеева. Калий, бром, цинк, медь, йод, селен, железо, кальций и другие элементы, являются составляющими морской соли. Все элементы, которые входят в состав морской соли положительно влияют на наш организм в целом.

     Соответственно, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух оздоравливающими испарениями.  Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, органов дыхания, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, раздражая нервные окончания, развивая  мелкую моторику рук.

       Разработанный цикл упражнений направлен на максимально эффективное развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование упражнений с применением морской соли, что в свою очередь поможет решить главную проблему – преодоление речевых нарушений.

Данный цикл упражнений помогает решить следующие задачи:

  • развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимает мышечную напряжённость;
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствует расширению словарного запаса;
  • позволяет развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • повышает мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

     Необходимые оборудование и материалы: сухая морская соль, контейнеры с крышкой, бумажные салфетки, мелкие предметы (крышки от пластиковых бутылок, детали от конструктора «лего», игрушки «киндер» и т.д.)

     С целью усиления оздоравливающего эффекта один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами.

    

Методические рекомендации по обучению детей упражнениям  с морской солью.

    Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с морской  солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией. Ребенку разрешается потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы. Детям можно рассказать сказку или рассказ  о море, можно организовать  исследовательскую  деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.

     Выделяют основные движения, которыми ребенок должен владеть:

— сжимание кисти в кулак и разжимание

— вращательные движения указательными пальцами

— потирание ладони о ладонь

— соединение пальцев каждой руки в щепоть

— удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша

Упражнения для пальцев и кисти руки:

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

«Солим суп»

Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

«Бурим скважину»

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.

«Кошечка»

Описание: мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.

«Дождик»

Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.

«Топотушки»

Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.

«Грозовая туча»

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

«Пальчики здороваются»

Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

«Сооружаем горку»

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

«Вышла курочка гулять»

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Описание: пальцы щипают соль.

«Ищем клад»

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы,  пробки от пластиковых бутылок, детали «лего»  и т.д.

«Строители»

С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.

«Художники»

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

 

Список литературы

  1. Домаркова Н.В. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли [Электронный ресурс], — rurazvitie_melkoj_motoriki_cherez_sol.htmстатья в интернете
  2. Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / СПб . : Язык: ТЦ Сфера , 2001 г.
  3. Калашникова Е.Ю. Технология использования морской соли как средство индивидуализации образовательного процесса и взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом в соответствии  с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс], http://13aksay.detkin-club.ru/articles/72841- статья в интернете

 

 

                    Памятка для родителей

           «Безопасность на железной дороге»

 

Железная дорога – это зона повышенной опасности. Но есть люди, которые, глядя на плакаты, пропагандирующие Правила безопасности граждан при нахождении в зоне повышенной опасности, все равно продолжают их нарушать. Но больше всего поражает то, что так поступают взрослые, которые подают пример своим детям и внукам, забывая, что, в конечном счете, они рискуют жизнью.

Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Детский травматизм вызывает особую тревогу в условиях развития высокоскоростного движения. Ведь дети не всегда могут оценить реальную опасность. Наиболее эффективным методом предотвращения детского травматизма становится недопущение несанкционированного нахождения детей и в зону движения скоростных поездов.

Уважаемые родители!

Берегите детей, не позволяйте им играть вблизи железнодорожного полотна. В ваших руках самое главное — жизнь ребенка.

Усилиями железнодорожников невозможно полностью предотвратить случаи травмирования граждан, особенно детей и которым именно их родители или старшие товарищи подают плохой пример, переходя железнодорожные пути в неустановленном месте, забираясь на платформу или спрыгивая с нее, пытаясь проехать на автосцепке или на крыше вагона электропоезда.

Каждый гражданин, попавший на железную дорогу, должен помнить о cвoей безопасности и защитить себя или ребенка, помня основные правила нахождения на пути:

не стоять близко к краю платформы при приближении поезда;

переходить пути в строго отведенных для этого местах;

не подлазить под вагоны;

пешеходы должны переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами.

На станциях, где нет мостов и тоннелей, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, или в местах, где установлены указатели. Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава при приближении поезда следует остановиться, пропустить его и, убедившись в отсутствии подвижного состава по соседнему пути, продолжать переход.

 

Помните, соблюдение этих правил сохранит жизнь и здоровье Вам и Вашему ребенку.