Сергеева Ольга Андреевна

Здравствуйте, уважаемые гости,блога

учителя-логопеда Ольги Андреевны Сергеевой! 

Рада приветствовать Вас и добро пожаловать в увлекательный мир чистой и красивой детской речи!

Свой блог я создала, чтобы помочь детям преодолеть проблемы в речевом развитии, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

На страничках блога я буду делиться с Вами своим опытом, знаниями, педагогическими находками, интересной и полезной информацией.

Тесное взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей это неотъемлемая часть педагогического процесса для успешного обучения, воспитания и развития детей.

Желаю Вам приятного путешествия по страничкам блога!

« Полезные советы по развитию речи детей
дошкольного возраста».

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь
людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из
всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые
звуки, служат целям общения его с взрослыми, средством
передачи различной информации, побуждения к действию.
Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих
моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих —
ребенок учится говорить на примере речи родителей,
педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в
формировании правильной, чистой речи. Очень важно, чтобы
ребенок с раннего возраста слышал речь правильную,
отчетливо звучащую, на примере которой формируется его
собственная речь.
Советы для родителей по развитию речи
детей:
Совет №1.
Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое
значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть
возможность в период планирования беременности пройти обследование и
определить вероятность генетических отклонений будущего малыша.
Предупреждён – значит вооружён.
Совет №2.
Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья
и одно из первых проявлений до речевого развития. Своевременное
появление реакции оживления, гуления, лепета показывает, как будет
происходить развитие малыша. Проблемы с речью влекут за собой
коммуникативные нарушения т.е нарушение общения. Их поможет
откорректировать детский психиатр, невролог, но некоторые родители
избегают показывать ребёнка этим специалистам. Если у малыша проблемы с
речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной
деятельности.
Совет №3.
Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители
игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой
нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное
время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его
взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы обучения, межличностного
общения, социальной адаптации.
Совет №4.
Чтобы исправить речь, нужно обратиться к учителю — логопеду.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение
звукопроизношения, нарушение фонематических процессов, нарушение
лексико- грамматических категорий, нарушение развития связной речи.
Учитель-логопед поможет вам и вашему ребенку в преодолении выявленных
нарушений.
Совет №5.
Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь.
Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, — основа для
формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено
стремление к исследованию. Взрослым надо поддерживать, грамотно
направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и
речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением
речевого развития детей.
Совет №6.
Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов,
шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в
детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.Жизнь ребёнка
должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то
показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет
выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи.
Совет №7.
Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем
младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного
потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства
речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра,
психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может
понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От
специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению
речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль
принадлежит родителям, семье малыша. Комплексный подход и активное
участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка
обязательно дадут положительный эффект.
Совет №8.
Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью — это подражание, но чтобы ребёнок сам по
собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться
потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии
со взрослым. Для стимулирования появления речи предлагаются следующие
приёмы: имитация и звукоподражание ; «потешки» и стихи; чтение детских
книг и беседа по картинкам
Совет №9
Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная
гимнастика. Проводить ее следует ежедневно или через день в форме игры.
Для детей с пяти лет она проводится перед зеркалом, в котором ребенок
может контролировать правильность своих движений. Давая определенные
целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить
артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков,
которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия
дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны
для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех
упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив
предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДОМА!
ПОРОБУЙТЕ ПОИГРАТЬ, И ПРИДУМАЙТЕ
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ САМИ!!!

Игра « Слова -превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали,
танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах:
босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое
слово. Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок,
мель — щель.
Игра «Наша кухня»
-Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.),
в которую мы их будем складывать.( овощи, фрукты, столовые приборы и
т.д.)
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
Плиты?..
Игра в «Новое слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Игра «Вкусные слова»
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово
и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не
«съедите» все. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие»
слова.
Игра «Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет
овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок
(соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?
Игра «Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш
(грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов,
апельсинов и т. д. И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?
Игра «Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне, в комнате, свои
игрушки.
Игра «Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать — где какие предметы находятся (вверху,
внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)
Игра «Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например,
одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.
Игра «Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем
малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.
Игра «Приготовим вкусный обед»
(салат, суп, кашу, компот)
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?»,
«Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…».
Игра «Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр.
глазки).Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски
ладошкой и каждым из пальцев. Отпечатывать на тесте пальцы, палочки,
формочки. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью,
веточками, вермишелью, соломкой). Можно слепить колечки и их
нанизывать на шнурок.
Игра «Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок,
лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка,
определить каждый предмет и назвать его.
Игра «Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (заколки, носочки, варежки, тапочки и т.п.)
Игра «Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.
Игра «Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем:
колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список
по мере усложнения задания).
Игра «Рисование пальчиком».
Предложите ребенку порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а
можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в
краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так
получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок
закончить фломастерами или карандашами. Предложите ребенку: нарисовать
глазки киске, собачке и пр. Можно разрисовать бумажную тарелку
(настоящую или просто кружок из плотной бумаги), разрисовать вырезанные
из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку. Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению
необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность
общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел
или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно
следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки,
рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для
чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать
примеры регулярного чтения книг, газет. Почаще играйте с ребенком в
игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай
выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами,
фломастерами, бумагой. Поощряйте игры с другими детьми. По
возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес,
музей, театр, цирк.

Закрепление произношения поставленных звуков на занятиях и в повседневной жизни. 

Ура! Вот и звук родился! Ребёнок научился изолированно произносить
звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу —
автоматизации звука, то есть к обучению ребёнка правильному
произношению поставленного звука в связной речи. Произношение звуков
нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он
по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее
провести сравнение с раннее произносимым, даже искажённым звуком
(например, научиться отличать правильный звук «Р» от горлового
произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только
артикуляционно, но и на слух.

Автоматизация звуков происходит поэтапно:
1.Закрепление в слогах.
2.Закрепление в словах.
3. Закрепление во фразах, предложениях.
4.Закрепление в повседневной речи ребёнка.

Этап автоматизации звуков можно считать законченным лишь тогда, когда
ребёнок владеет навыком правильного произнесения «нового» звука в
обычной разговорной речи, в быту. Часто на практике встречаются случаи,
когда овладев правильным произношением звуков, дети их не употребляют в
своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в
кабинете у логопеда говорят правильно).Помощь со стороны родителей,
воспитателей на этом этапе просто незаменима. Важно многократно
повторять весь речевой материал поставленного и введенного в речь ребенка
звука, заниматься с ребенком в непринуждённой форме — игре!
Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных
ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять.
Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в
самый короткий срок. Для получения результата важно приложить много
усилий, терпения, разнообразным должен быть речевой материал, чтобы
увлечь детей и повысить интерес к занятиям. Самый главный секрет
автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к
занятиям у взрослого и ребёнка! А когда есть интерес, появляется огромное
желание добиться результата, который не заставит себя ждать!

Предлагаю вашему вниманию речевые игры и упражнения на
автоматизацию поставленных учителем — логопедом звуков.
Этап закрепления звука в изолированном звучании:
 Игровые задания в виде звукоподражаний:
 («Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычал
очки», «Жужжалочки»).
 «Звуковые дорожки» — ребёнок ведёт пальчиком по линии и
длительно произносит автоматизируемый звук.

Этап автоматизации звука в слогах:
 Произнесение слогов с каким-либо движением ( хлопки, шаги,
прыжки);
 «Слоговые дорожки» — ребёнок проговаривает слоги, проводя
пальчиком по линиям нажимая пальчиком на рисунке или передвигая
не большую игрушку с предмета на предмет;
 С движением пальцев рук ( «Замок», «Пальчики
здороваются», «Пальчики прощаются», «В
кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь –
ребро»);
 с использованием тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук
массажным шариком «СУ-ДЖОК»;
 с рисованием ломаных линий и спиралей;
 с раскладыванием палочек, бусин, фишек;
 с рисованием пальцем узоров в крупе или на песке;
 с движением рук, ног ( «Повтори, как я», «Строим дом», «Раз —
шажок, два – шажок, «Управляем самолётом», «Мы
шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).
 Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в
названии которых содержится автоматизируемый звук.
 Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики
разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные
жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
 Произнесение слогов с отстукиванием
ритма («Молоточки», «Телеграфисты»).
Этап автоматизации звука в словах:
 «Кнопочки» — ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком
на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);
 «Лабиринт» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по
лабиринту;
 «Сто ходов» — проговаривая названия картинок, дети соревнуются
друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;
 «Бродилка» — ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь
по дорожке от одного предмета к другому;
 «Стрелочки» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь
по стрелочкам определённого цвета;
 «Гармошка» — ребёнок называет картинки, изображенные на
сложенной гармошке;
 «Бусы» — на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с
определенным звуком;
 «Что здесь спрятано?» — ребёнок называет картинки, которые
наложены друг на друга;
 «Звуковая дорожка» — ребёнок двигается по дорожке с картинками,
останавливаясь на изображении с определенным звуком;
 «Пирамидка» — проговаривание речевого материала, нанизывая
колечки на стержень пирамидки;
 «Счёты» — произнести слово столько раз, сколько косточек отложено
на счётах
 «Лесенка» проговаривание речевого материала поднимаясь или
спускаясь по ступенькам лесенки (можно из кубиков);
 «Колокольчик» — проговаривание речевого материала с
автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно
произношение звоном колокольчика;
 «Стекляшки» — выкладывание стекляшек с одновременным
проговариванием речевого материала;
 «Песочные часы» — ребёнок проговаривает речевой материал, пока
течёт песок в часах
 «Волшебный клубочек» — ребёнок наматывает нитку на катушку,
проговаривая речевой материал;
 «Дорожка», «Узоры» — дети выкладывают палочки с одновременным
произнесением слов;
 «Веселые улитки», «Найди и назови» — найти на картинке названия
предметов с определенным звуком
 «Кубик» — произнести слово столько раз или придумать слова с
определенным звуком, какое число выпало на кубике.
 «Назови ласково» называем слова с автоматизируемым звуком ,
ребенок называет эти слова в уменьшительно ласкательной форме.
 «Чего не стало?» вспомнить закрытую картинку на определенный
звук.
 «Один-много» сжимая то один, то оба кулачка называем слова в ед. и
мн.числе.
 «Посчитай» согласовывать числительное с существительным, с
поочерёдным загибанием пальцев;
 «Скажи наоборот» назвать слова с противоположным значением с
одновременным приседанием.
Этап автоматизации звука в предложении:

«Подружи слова» — составить предложение с заданными
словами (картинками)
 «Путаница» — составить предложение из перепутанных слов;
 «Исправь взрослого» — ребёнок исправляет неправильное
произношение звука в предложении;
 «Так бывает или нет?» — исправить смысловое содержание
предложения;
 «Добавлялочки» — наращивание предметного ряда по обобщениям;
 «Спроси – ответь» — задать вопрос к любому слову предложения;
 «Волшебный клубок» — составление распространенного предложения;
 «Дополни предложение» — дополнить предложение недостающим
словом;
 «Верю – не верю» — составление сложноподчиненных предложений

Этап автоматизации звука в связной речи:

Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием
мнемодорожек, мнемотаблиц.
 Заучивание стихов с помощью движений.
 Пересказ с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц.
 Пересказ с использованием сюжетной картинки;
 Пересказ текстов по цепочке
 Пересказ от лица героя сказки, рассказа
 Речевые игры на развитие связной речи по опорным ( картинкам)
словам с автоматизируемым звуком:
 «Сочини сказку», «Я- сказочник», «Чего на свете не бывает»,
«Фантазеры», «В стране Вообразилии».

Желаю творческих успехов!

С уважением учитель- логопед Ольга Андреевна Сергеева.