Сергеева Ольга Андреевна

Здравствуйте, уважаемые гости,блога

учителя-логопеда Ольги Андреевны Сергеевой! 

Рада приветствовать Вас и добро пожаловать в увлекательный мир чистой и красивой детской речи!

Свой блог я создала, чтобы помочь детям преодолеть проблемы в речевом развитии, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

На страничках блога я буду делиться с Вами своим опытом, знаниями, педагогическими находками, интересной и полезной информацией.

Тесное взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей это неотъемлемая часть педагогического процесса для успешного обучения, воспитания и развития детей.

Желаю Вам приятного путешествия по страничкам блога!

« Полезные советы по развитию речи детей
дошкольного возраста».

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь
людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из
всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые
звуки, служат целям общения его с взрослыми, средством
передачи различной информации, побуждения к действию.
Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих
моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих —
ребенок учится говорить на примере речи родителей,
педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в
формировании правильной, чистой речи. Очень важно, чтобы
ребенок с раннего возраста слышал речь правильную,
отчетливо звучащую, на примере которой формируется его
собственная речь.
Советы для родителей по развитию речи
детей:
Совет №1.
Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое
значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть
возможность в период планирования беременности пройти обследование и
определить вероятность генетических отклонений будущего малыша.
Предупреждён – значит вооружён.
Совет №2.
Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья
и одно из первых проявлений до речевого развития. Своевременное
появление реакции оживления, гуления, лепета показывает, как будет
происходить развитие малыша. Проблемы с речью влекут за собой
коммуникативные нарушения т.е нарушение общения. Их поможет
откорректировать детский психиатр, невролог, но некоторые родители
избегают показывать ребёнка этим специалистам. Если у малыша проблемы с
речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной
деятельности.
Совет №3.
Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители
игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой
нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное
время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его
взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы обучения, межличностного
общения, социальной адаптации.
Совет №4.
Чтобы исправить речь, нужно обратиться к учителю — логопеду.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение
звукопроизношения, нарушение фонематических процессов, нарушение
лексико- грамматических категорий, нарушение развития связной речи.
Учитель-логопед поможет вам и вашему ребенку в преодолении выявленных
нарушений.
Совет №5.
Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь.
Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, — основа для
формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено
стремление к исследованию. Взрослым надо поддерживать, грамотно
направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и
речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением
речевого развития детей.
Совет №6.
Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов,
шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в
детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.Жизнь ребёнка
должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то
показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет
выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи.
Совет №7.
Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем
младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного
потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства
речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра,
психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может
понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От
специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению
речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль
принадлежит родителям, семье малыша. Комплексный подход и активное
участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка
обязательно дадут положительный эффект.
Совет №8.
Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью — это подражание, но чтобы ребёнок сам по
собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться
потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии
со взрослым. Для стимулирования появления речи предлагаются следующие
приёмы: имитация и звукоподражание ; «потешки» и стихи; чтение детских
книг и беседа по картинкам
Совет №9
Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная
гимнастика. Проводить ее следует ежедневно или через день в форме игры.
Для детей с пяти лет она проводится перед зеркалом, в котором ребенок
может контролировать правильность своих движений. Давая определенные
целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить
артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков,
которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия
дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны
для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех
упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив
предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДОМА!
ПОРОБУЙТЕ ПОИГРАТЬ, И ПРИДУМАЙТЕ
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ САМИ!!!

Игра « Слова -превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали,
танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах:
босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое
слово. Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок,
мель — щель.
Игра «Наша кухня»
-Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.),
в которую мы их будем складывать.( овощи, фрукты, столовые приборы и
т.д.)
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
Плиты?..
Игра в «Новое слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Игра «Вкусные слова»
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово
и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не
«съедите» все. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие»
слова.
Игра «Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет
овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок
(соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?
Игра «Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш
(грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов,
апельсинов и т. д. И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?
Игра «Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне, в комнате, свои
игрушки.
Игра «Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать — где какие предметы находятся (вверху,
внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)
Игра «Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например,
одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.
Игра «Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем
малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.
Игра «Приготовим вкусный обед»
(салат, суп, кашу, компот)
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?»,
«Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…».
Игра «Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр.
глазки).Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски
ладошкой и каждым из пальцев. Отпечатывать на тесте пальцы, палочки,
формочки. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью,
веточками, вермишелью, соломкой). Можно слепить колечки и их
нанизывать на шнурок.
Игра «Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок,
лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка,
определить каждый предмет и назвать его.
Игра «Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (заколки, носочки, варежки, тапочки и т.п.)
Игра «Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.
Игра «Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем:
колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список
по мере усложнения задания).
Игра «Рисование пальчиком».
Предложите ребенку порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а
можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в
краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так
получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок
закончить фломастерами или карандашами. Предложите ребенку: нарисовать
глазки киске, собачке и пр. Можно разрисовать бумажную тарелку
(настоящую или просто кружок из плотной бумаги), разрисовать вырезанные
из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку. Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению
необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность
общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел
или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно
следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки,
рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для
чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать
примеры регулярного чтения книг, газет. Почаще играйте с ребенком в
игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай
выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами,
фломастерами, бумагой. Поощряйте игры с другими детьми. По
возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес,
музей, театр, цирк.

Закрепление произношения поставленных звуков на занятиях и в повседневной жизни. 

Ура! Вот и звук родился! Ребёнок научился изолированно произносить
звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу —
автоматизации звука, то есть к обучению ребёнка правильному
произношению поставленного звука в связной речи. Произношение звуков
нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он
по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее
провести сравнение с раннее произносимым, даже искажённым звуком
(например, научиться отличать правильный звук «Р» от горлового
произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только
артикуляционно, но и на слух.

Автоматизация звуков происходит поэтапно:
1.Закрепление в слогах.
2.Закрепление в словах.
3. Закрепление во фразах, предложениях.
4.Закрепление в повседневной речи ребёнка.

Этап автоматизации звуков можно считать законченным лишь тогда, когда
ребёнок владеет навыком правильного произнесения «нового» звука в
обычной разговорной речи, в быту. Часто на практике встречаются случаи,
когда овладев правильным произношением звуков, дети их не употребляют в
своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в
кабинете у логопеда говорят правильно).Помощь со стороны родителей,
воспитателей на этом этапе просто незаменима. Важно многократно
повторять весь речевой материал поставленного и введенного в речь ребенка
звука, заниматься с ребенком в непринуждённой форме — игре!
Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных
ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять.
Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в
самый короткий срок. Для получения результата важно приложить много
усилий, терпения, разнообразным должен быть речевой материал, чтобы
увлечь детей и повысить интерес к занятиям. Самый главный секрет
автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к
занятиям у взрослого и ребёнка! А когда есть интерес, появляется огромное
желание добиться результата, который не заставит себя ждать!

Предлагаю вашему вниманию речевые игры и упражнения на
автоматизацию поставленных учителем — логопедом звуков.
Этап закрепления звука в изолированном звучании:
 Игровые задания в виде звукоподражаний:
 («Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычал
очки», «Жужжалочки»).
 «Звуковые дорожки» — ребёнок ведёт пальчиком по линии и
длительно произносит автоматизируемый звук.

Этап автоматизации звука в слогах:
 Произнесение слогов с каким-либо движением ( хлопки, шаги,
прыжки);
 «Слоговые дорожки» — ребёнок проговаривает слоги, проводя
пальчиком по линиям нажимая пальчиком на рисунке или передвигая
не большую игрушку с предмета на предмет;
 С движением пальцев рук ( «Замок», «Пальчики
здороваются», «Пальчики прощаются», «В
кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь –
ребро»);
 с использованием тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук
массажным шариком «СУ-ДЖОК»;
 с рисованием ломаных линий и спиралей;
 с раскладыванием палочек, бусин, фишек;
 с рисованием пальцем узоров в крупе или на песке;
 с движением рук, ног ( «Повтори, как я», «Строим дом», «Раз —
шажок, два – шажок, «Управляем самолётом», «Мы
шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).
 Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в
названии которых содержится автоматизируемый звук.
 Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики
разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные
жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
 Произнесение слогов с отстукиванием
ритма («Молоточки», «Телеграфисты»).
Этап автоматизации звука в словах:
 «Кнопочки» — ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком
на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);
 «Лабиринт» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по
лабиринту;
 «Сто ходов» — проговаривая названия картинок, дети соревнуются
друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;
 «Бродилка» — ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь
по дорожке от одного предмета к другому;
 «Стрелочки» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь
по стрелочкам определённого цвета;
 «Гармошка» — ребёнок называет картинки, изображенные на
сложенной гармошке;
 «Бусы» — на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с
определенным звуком;
 «Что здесь спрятано?» — ребёнок называет картинки, которые
наложены друг на друга;
 «Звуковая дорожка» — ребёнок двигается по дорожке с картинками,
останавливаясь на изображении с определенным звуком;
 «Пирамидка» — проговаривание речевого материала, нанизывая
колечки на стержень пирамидки;
 «Счёты» — произнести слово столько раз, сколько косточек отложено
на счётах
 «Лесенка» проговаривание речевого материала поднимаясь или
спускаясь по ступенькам лесенки (можно из кубиков);
 «Колокольчик» — проговаривание речевого материала с
автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно
произношение звоном колокольчика;
 «Стекляшки» — выкладывание стекляшек с одновременным
проговариванием речевого материала;
 «Песочные часы» — ребёнок проговаривает речевой материал, пока
течёт песок в часах
 «Волшебный клубочек» — ребёнок наматывает нитку на катушку,
проговаривая речевой материал;
 «Дорожка», «Узоры» — дети выкладывают палочки с одновременным
произнесением слов;
 «Веселые улитки», «Найди и назови» — найти на картинке названия
предметов с определенным звуком
 «Кубик» — произнести слово столько раз или придумать слова с
определенным звуком, какое число выпало на кубике.
 «Назови ласково» называем слова с автоматизируемым звуком ,
ребенок называет эти слова в уменьшительно ласкательной форме.
 «Чего не стало?» вспомнить закрытую картинку на определенный
звук.
 «Один-много» сжимая то один, то оба кулачка называем слова в ед. и
мн.числе.
 «Посчитай» согласовывать числительное с существительным, с
поочерёдным загибанием пальцев;
 «Скажи наоборот» назвать слова с противоположным значением с
одновременным приседанием.
Этап автоматизации звука в предложении:

«Подружи слова» — составить предложение с заданными
словами (картинками)
 «Путаница» — составить предложение из перепутанных слов;
 «Исправь взрослого» — ребёнок исправляет неправильное
произношение звука в предложении;
 «Так бывает или нет?» — исправить смысловое содержание
предложения;
 «Добавлялочки» — наращивание предметного ряда по обобщениям;
 «Спроси – ответь» — задать вопрос к любому слову предложения;
 «Волшебный клубок» — составление распространенного предложения;
 «Дополни предложение» — дополнить предложение недостающим
словом;
 «Верю – не верю» — составление сложноподчиненных предложений

Этап автоматизации звука в связной речи:

Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием
мнемодорожек, мнемотаблиц.
 Заучивание стихов с помощью движений.
 Пересказ с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц.
 Пересказ с использованием сюжетной картинки;
 Пересказ текстов по цепочке
 Пересказ от лица героя сказки, рассказа
 Речевые игры на развитие связной речи по опорным ( картинкам)
словам с автоматизируемым звуком:
 «Сочини сказку», «Я- сказочник», «Чего на свете не бывает»,
«Фантазеры», «В стране Вообразилии».

Желаю творческих успехов!

С уважением, учитель- логопед Ольга Андреевна Сергеева.

 

               Речевые игры для детей с ТНР.

 основанные  на интеграции образовательных областей в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ТНР.Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети  в игре соревнуются  друг с другом, закрепляя полученные речевые умения и знания. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, автоматизируются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализ, развитию всех сторон речи превращаются в увлекательное занятие. Использование  речевых игр в системе коррекционно-развивающей работы позволяет снизить утомляемость, повышает мотивацию и эмоциональную заинтересованность ребёнка.

  «Путешествие Лунтика»

Цель :автоматизация «свистящих» («шипящих», « соноров»..) звуков,развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствование связной речи, активизация психических процессов внимании, памяти, мышления.

Ход игры: Лунтик  предлагает ребёнку отправить в путешествие на поезде слова только со звуком С(З).Ребёнок называет слова выделяя звук и расставляет их в окошечки вагончиков. Лунтик помогает, если ребёнок не справляется самостоятельно. В игре принимают участие и друзья Лунтика: Пчелёнок и Мила они усложняют задания предлагают выбрать картинки сразу на два звука С и З или поупражняться в словоизменении( уменьшительно ласкательная форма, множественное число)

 

                                         «Звуковая рыбалка»

  Цель: автоматизация «соноров» (Р Л), развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствование связной речи, построение  самостоятельного связного высказывания, развитие памяти , внимания, мышления.

Ход игры: В игре принимают участие двое детей, им предлагает логопед сходить на «рыбалку», для этого дети берут удочки и в «Звуковом море»  ловят картинки со словами только со звуками Л и Р. Дети называют картинки, выделяя звук и определяют позицию звука в слове(начало, середина, конец). Все свои действия дети сопровождают речью. Игра усложняется, если предлагается выполнить задание кто быстрей?

                           «Речевые кубы»: варианты игр

 «Хлопни- топни», «Гласные звуки», «Кто? Что?», «Читай-ка. Цель: развитие всех сторон речи, фонематического слуха и восприятия, речемыслительной деятельности.

Ход игры: На гранях кубов помещаются картинки соответствующие названиям предложенной игры. Педагог или ребёнок, вращая куб, останавливаясь на определённой грани, выполняет упражнение или речевое задание. Играть можно в паре или с подгруппой детей.

 

                                       «Звуковые колпачки»

 Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза, закрепление характеристики гласных и согласных звуков, развитие фонематических процессов, обучение грамоте.

Ход игры: В  игре принимают участие двое или несколько детей.

Дети надевают шапочки красного и синего и зеленого цвета называют гласные и согласные звуки и дают им характеристику, образуют «живые слоги», «слова».

                                «Описательные загадки»

 Цель: упражнять в описании внешнего вида своего товарища не называя его, используя все виды  слов.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку описать внешность своего товарища, используя все виды моделей слов, не называя его  имени другим детям.

                   «Забывчивый посетитель зоопарка» (магазина, леса.. )

 Цель: упражнять в описании внешнего вида животного (продукта питания, предмета одежды, и т.д.) не называя его, используя все виды  слов.

Ход игры: выбирается «забывчивый посетитель зоопарка», ребёнку предлагается рассказать о животном, не называя его, дети по описанию, догадываются о каком животном рассказал « забывчивый посетитель зоопарка».

                                           «Писатель»

  Цель: развитие связной речи, упражнять в составлении связных описательных рассказов по предлагаемому плану рассказа.

Ход игры: педагог предлагает детям изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ», «повесть», «роман» про фрукт, мебель, животное – в зависимости от изучаемого материала.  Для опоры и развития наглядно-образного мышления детям предлагается план — модель рассказа.

                                       «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

 Ход игры: называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему.

Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они

похожи по смыслу.

Шагать — сидеть — ступать;

Грусть — радость — печаль;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Танец — пляска — песня;

Бестолковый — маленький — глупый;

Бежать — мчаться — идти;

Смешной — большой — огромный.

Думать — хотеть – размышлять.

                                        

                                   «Два приятеля»

 Цель: обогащение и активизация словаря, развитие словаря синонимов.

 Ход игры: придумай слова-приятели к данным словам:

крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый),

грустный — (печальный, умный-( смышленый), смеяться- ( хохотать0, старый-( ветхий).если ребенок затрудняется использовать наводящие вопросы и картинки.

 

                              «Что, где, когда?»

  Цель:  развитие связной  речи, активизация словаря, усвоение грамматических основ родного  языка.

 Ход игры: раскручивая волчок, задавайте  вопрос ребенку,  а он  будет  отвечать на вопрос полным ответом . Например: Где растут листья? ( Листья растут на ветках  деревьев.) Где живут рыбы? ( Рыбы живут в реке или  в море.) Что ночью на небе видно? ( Ночью на небе видно звезды и луну.) Когда снег тает?( Снег начинает таять весной.)

                                      «Олимпиада слов»

 Цель: обогащение и активизация словаря, уточнение сочинительных связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

Ход игры: выбирают ведущего и  играют с  подгруппой детей, а соревновательный азарт будет способствовать  развитию интереса у детей. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

 

Здоровьесберегающие  технологии в коррекционной работе с детьми.

Самомассажэто уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребёнка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны головного мозга. Существуют следующие приёмы самомассажа: растирание, поглаживание, разминание, покручивание, вибрация, нажимание, активные и пассивные движения. Все упражнения проводятся в игровой форме. Игры и упражнения сочетаются с речью детей. Развитие речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук мелкой моторики. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.     Тысячелетиями, человек, одно из самых совершенных созданий природы, не замечал, что он обладает великолепным инструментом, предназначенным для защиты его жизни и для лечения всевозможных недугов. В 1986 году известный ученый из Сеула профессор Пак Чжэ Ву обнаружил полное соответствие человеческого тела кисти и стопе. Он разработал уникальную методику лечения, которую назвал СУ-ДЖОК терапией. СУ ДЖОК терапия способна корригировать не только физическое состояние организма, но и его эмоциональную и речевую  сферы. Главные достоинства  СУ ДЖОК терапии:

1.Высокая эффективность.

2.Абсолютная безопасность применения.

3.Универсальность метода.

  1. Доступность, как для взрослого, так и для ребёнка.

5.Простота применения.

Система органов человека на кистях и пальцах рук — это дистанционное управление организмом человека созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья.

Проводя коррекционную работу с детьми , я использую самомассаж «Весёлый колобок» разработанный мною, в основе которого лежат приёмы «СУ ДЖОК» терапии.  Разработанный самомассаж я использую в работе с детьми, в течение двух лет. Движения с массажным шариком сопровождаем  придуманными вместе с детьми стихами, в результате происходит эффективное воздействие на акупунктуру кистей и пальцев рук с цель развития мелкой и общей моторики, а также воздействие на разные группы анализаторов помогает в развитии и коррекции речи детей.

 Самомассаж для кистей и пальцев рук  « Веселый колобок» с использованием массажного  шарика в комплекте с кольцевыми пружинами.

Вот, веселый колобок!

У него колючий бок!

Держим шарик подушечками пальцев.

Перебираем поверхность шарика кончиками пальцев

Раз, два, три, четыре,  пять – будем колобок катать – 2 раза Шарик между ладонями, круговые движения на счет, локти в стороны
Крепко мы его сжимаем

Между ладонями катаем – 2 раза

Катаем шарик между ладонями вперед — назад
Мы сожмем его  немножко,

Будут круглыми ладошки – 3 раза

Сжимаем шарик в кулачке, перекладываем его из руки в руку
Каждым пальцем бок прижму

И другой рукой начну – 2 раза

Держим одной рукой шарик, пальчиками другой руки прижимаем к поверхности шарика
До локтя он добежал

Проследи, чтоб не упал – 2 раза

Кладем руку на локоть, катаем шарик от  ладони к локтю
А теперь колечко  взяли

И по пальцам покатали – 2 раза

Катаем колечко по каждому пальцу правой и левой рук
Массажировать не лень

Наши руки каждый день

Держим шарик подушечками пальцев, перебираем поверхность шарика

Выполняя  самомассаж  можно использовать: зубные щётки, шишки,  грецкие орехи, фасоль, горох, шестигранные карандаши, бельевые прищепки. Формы и виды самомассажа могут быть разнообразными, а польза и эффективность доказана и неоспорима.  

 Самомассаж для кистей и пальцев рук  « Веселый колобок»

с использованием массажного  шарика в комплекте

 с кольцевыми пружинами.

 

КИНЕЗИОЛОГИЯ – это полезно!

Кинезиологические упражнения с детьми дошкольного возраста помогают развивать межполушарное взаимодействие, умственные способности, речь  и двигательную координацию.Предлагаю вам  несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук.Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет  упражнения вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивается  время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Колечки.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак – ладонь.

Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак.Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки.Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия —разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.Вот ладошка, вот кулак. Всѐ, быстрей делай так.

Кулак – ребро – ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз.При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.  Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Ухо-нос.

Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

 Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки:  геометрические фигуры, предметы, игрушки, буквы.При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений,  для развития речи  предложите им  сопровождать упражнения  короткими стихами, придумывайте  сказки с использованием этих упражнений.

Кинезиологическая сказка про котёнка.

Жил-был котик рука — в кулак

Лежал он на диване, лапки вытянул — руки ладошками вниз на коленях

коготочки втянул — руки в кулаки

Услышал шум, побежал посмотреть  -кулак-ладонь

Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый маленький — колечки пальчиками

Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал -большой палец одной руки к мизинцу другой, указательный к большому, средний к указательному, безымянный к среднему, мизинец к безымянному.

Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик — соединить кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки.

А бабушка позвала внучку и попросила еѐ распутать ниточки. Помогла внучка. И

получились у неѐ клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький – колечки пальчиками.

А котѐнку девочка мячик дала, чтобы не скучал — соединить кольцевые фаланги округлых пальцев рук.

Стал котѐнок с мячом играть — покачивание, соединѐнными пальцами, словно

катится мяч

А внучка Лезгинку танцевать — лезгинка

Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась —  перекрѐстные шаги пальцами

Тут и сказочке конец, кто всѐ сделал молодец.

              Желаю творческих успехов!

С уважением, учитель- логопед Ольга Андреевна Сергеева.