Лященко Татьяна Олеговна

Уважаемые гости моего блога, я — социальный педагог детского сада и рада приветствовать вас!  Если вы зашли на мою страничку, то вам также как и мне, интересно  погружаться в мир детства, делать удивительные открытия, расти  и развиваться вместе с нашими детьми.

Надеюсь здесь вы найдете для себя что-то новое, полезное и интересное!

_____________________________________________________________________________________________

Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример!

Дошкольное детство — пора открытий. Задача  взрослых – помочь ребёнку делать открытия, отчасти от взрослых зависит, что наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.

Игра- это ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А.С.Макаренко

«Для ребенка дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего» Н.К. Крупская

Притча: «Злой лук».

         Мне всегда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.

Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви.

Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра. После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз.

Вошла мама:

– Чего ты плачешь?

– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.

– Видимо, этот мало поливали.

Я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.

Притча о Доброте.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море, строили замки из песка.

Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развивались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка, всю свою жизнь посветила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственникам, другу,

Оно как истинное волшебство

Вернется к Вам по кругу!

Притча про любовь, богатство и удачу.

Женщина вышла из своего дома и увидела на уличном дворике троих стариков с длинными белыми бородами. Она не узнала их. Она сказала:

— Наверное вы мне не знакомы, но вы должно быть голодны. Пожалуйста, входите в дом и поешьте.

— А муж дома? — спросили они.

— Нет, ответила она,

— Его нет.

— Тогда мы не можем войти, — ответили они.

Вечером, когда ее муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.

— Иди и скажи им, что я дома и пригласи их в дом! — сказал муж.

Женщина вышла и пригласила стариков.

— Мы не можем пойти в дом вместе, — ответили они.

— Почему же? — удивилась женщина.

Один из стариков объяснил:

— Его зовут Богатство, — сказал он указывая на одного из своих друзей, и сказал указывая на другого:

— А его зовут Удача, а меня зовут Любовь. — После чего добавил: — Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своем доме.

Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован.

— Как хорошо! — сказал он,

— Если уж надо сделать выбор, давай пригласим Богатство. Пусть войдет и наполнит наш дом богатством!

Но его жена возразила:

— Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?

Их дочь слушала спор межу отцом и матерью сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением:

— А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!

— Давай согласимся с нашей девочкой, — сказал муж жене.

— Иди и попроси Любовь стать нашим гостем.

Женщина вышла и спросила троих стариков:

— Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем. Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Двое других стариков последовали за ним. Удивленная, леди спросила Богатство и Удачу:

— Я же пригласила только Любовь, почему вы идете? Старики ответили:

— Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там где есть Любовь, всегда есть и Богатство и Удача!

Притча про чистую душу.

Однажды к старому мудрецу в дверь постучалась молодая незнакомка, которая, заливаясь слезами, поведала старцу свою историю.

— Я не знаю, как мне дальше жить… – с трепетом в голосе произнесла она. – Всю жизнь я относилась к людям так, как бы хотела, чтобы они относились ко мне, была с ними искренна и открывала им душу…  По возможности я старалась делать всем добро, не ожидая ничего взамен, помогала, чем могла. Я действительно делала это всё безвозмездно, но взамен получала зло и насмешки. Мне обидно до боли и я просто-напросто устала…  Умоляю, скажите, как мне быть?

Мудрец терпеливо выслушал и затем дал девушке совет:

— Разденься догола и пройдись совсем нагой по улицам города, – спокойно произнес старец.

— Простите, но я еще не докатилась до такого… Вы, наверное, с ума сошли или шутите! Сделай я такое, то не знаю, что ожидать от прохожих…  Глядишь, еще кто-то обесчестит или надругается надо мной… Мудрец вдруг встал, отворил дверь и поставил на стол зеркало.

— Ты стыдишься выйти на улицу нагишом, но почему-то тебе вовсе не стыдно идти по миру с обнаженной душой, раскрытой, как эта дверь, нараспашку. Ты пускаешь туда всех кому не лень. Твоя душа – это зеркало, именно поэтому все мы видим отражение самих себя в других людях. Их душа полна зла и пороков – именно такую безобразную картину они и видят, когда заглядывают в твою чистую душу. Им не хватает силы и мужества, чтобы признать, что ты лучше их, и поменяться. К сожалению, это удел только поистине смелых…

— Что же мне делать? Как я могу изменить эту ситуацию, если от меня, по сути, ничего не зависит? – спросила красавица.

— А ну-ка пойдем со мной, я кое-что тебе покажу…  Посмотри, это мой сад. Вот уже много лет я поливаю эти невиданной красоты цветы и забочусь о них. Признаться честно, я ни разу не видел, как распускаются бутоны этих цветов. Всё, что мне приходилось лицезреть, – это прекрасные распустившиеся цветы, которые манят своей красотой и душистым ароматом. Дитя, учись у природы. Посмотри на эти замечательные цветы и делай, как они, – раскрывай свое сердце перед людьми осторожно, чтобы никто этого даже не заметил. Открывай душу хорошим людям. Уходи от тех, кто обрывает твои лепестки, кидает под ноги и топчет. Эти сорняки еще не доросли до тебя, поэтому ты ничем им не поможешь. В тебе они будут только видеть уродливое отражение себя.

«Пророк и длинные ложки» (восточная притча).

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь в соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный путь. «Где ад и где рай?» С этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил.

Он взял спрашивающего за руку и повел через темные Переулки в какой-то дво­рец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые были у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои  тяжелые ложки из супа, но так как они были очень длинные, то даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутнику за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много на­роду. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое других, так что каж­дый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Эта история передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами. «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый — только за себя самого и против других. «Рай»» напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут — в раю или в аду, — зависит оттого, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

_____________________________________________________________________________________________

ЗОЖ в социально-коммуникативной деятельности социального педагога.

В своей работе с детьми по развитию социально-коммуникативных навыков в подгрупповой и индивидуальной деятельности в перерывах при переключении внимания и заботясь о психологическом здоровье детей,  я использую  релаксационные игры для мышечного расслабления. С некоторыми из них хочу с вами поделиться:

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.

Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Мороженое»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

«Холодно — жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….

«Пальчики»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Выполнять движения в такт стихотворению:

Пальчик, пальчик шевелись:
И согнись, и разогнись.
Шевелиться вам не лень
Час, и два, и целый день.

____________________________________________________________________________________________

Коррекция отношений в семье как профилактика психосоматозов.

Здоровье ребенка зависит от многих факторов, и ведущим из них являются условия проживания в семье. Особенности существования брака, взаимоотношения между супругами и их отношения к ребенку влияют на развитие психосоматических болезней, от которых обычно страдает вся семья. Порой для изменения состояния здоровья ребенка требуются перемены в семье.

Изменения отношений с ребенком и другими членами семьи необходимо начинать с себя. После признания своих ошибок важно сделать первые шаги по преодолению негативных эмоций и провоцирующих болезни ситуаций.

  1. Не выплескивайте злобу и агрессию на окружающих, а постарайтесь сдержаться и осознать свое состояние. Проговорите про себя, что вы злитесь на то, что… Можете произнести это вслух, но только спокойным тоном, чтобы другие поняли вас и не заразились агрессией и недовольством.
  2. Учитесь спокойно разговаривать с ребенком и интересуйтесь его мнением, предоставляйте ему выбор и учитывайте его желания. Не вынуждайте ребенка заниматься тем, чем он не хочет.
  3. В глубине души вы любите своего ребенка, поэтому не стесняйтесь  показать свои чувства, демонстрируйте свои лучшие качества и проявляйте по отношению к нему ласку (почаще обнимайте, гладьте по голове, целуйте). Так вы покажете ребенку, что любите его, а ваши отношения станут более доверительными и близкими.
  4. Не показывайте в семье свое плохое настроение и не рассказывайте ребенку о своих многочисленных проблемах. Дети очень быстро перенимают  тревожное состояние взрослых и будут переживать за вас, испытывать вину за то, что не могут вам помочь. Старайтесь справляться с личными проблемами сами, а при необходимости лучше обратитесь к психологу.
  5. Наблюдайте за своим состоянием и мыслями, Если вы часто замечаете, что часто раздражаетесь на ребенка, у вас проблема возникает желание поругать и обвинить его, то тогда проблема не связана с ним, а только лично с вами, Попытайтесь ее разрешить, это поможет не срываться на ребенке.
  6.  Понятно объясняйте ребенку о существующих правилах, предъявляемых требованиях. Он должен четко понимать, что можно, а что нельзя  и почему. Разрешайте ребенку больше, чем запрещаете. Будьте последовательны в воспитании и придерживайтесь установленных правил.
  7. Предоставляйте ребенку достаточно самостоятельности и свободы. Если он уже подрос, то не нужно опекать его, как в раннем детстве, не надо следить  каждым его шагом, желая уберечь от всего. Полезнее для него будет постепенное расширение границ и приобщение к самостоятельной жизни. Решить некоторые вопросы с другими детьми, выбрать спортивную секцию и многое другое он может сам, без вмешательства родителей.
  8. Не сосредотачивайте все свои силы и внимание на ребенке. Находите время для себя и своих увлечений. Это придаст вам уверенности, независимости, повысит самооценку и авторитет в глазах ребенка. Вы перестанете думать только о нем, а ваши спокойствие и возросшая доля собственной свободы пойдут ему на пользу. Только не слишком отдаляйтесь от ребенка и проявляйте к нему внимание, дарите ласку, общайтесь с ним.
  9. Никогда не обижайте других в присутствии ребенка, а также не позволяйте делать ему. Если он замахнулся на кого-то и выкрикнул обидные слова, то не оправдывайте его тем, что он еще маленький. Будьте с другими взрослыми в семье в этом едины.
  10. Почаще вспоминайте о том, времени, когда вы сами были маленькими. Позвольте себе расслабиться и поиграть вместе со своим ребенком, повеселиться, побегать.  Это способствует взаимопониманию, помогает сблизиться, делает отношения более доверительными.
  11. Пробуйте меняться с ребенком ролями Это можно сделать вовремя игры в дочки-матери, при выполнении домашних дел. Вы многое узнаете о себе и научитесь лучше понимать друг друга. Если ребенок проявляет желание ухаживать за домашними животными, помогать близким, то поощряйте его.
  12. Не скрывайте от ребенка своих чувств и не подменяйте их другими. Просто проявляйте их умеренно. Так вы будете естественны в своих проявлениях и научите ребенка радоваться, любить, справляться с горем, растерянностью и пр.  Подмена эмоций приводит к несоответствию внутреннего состояния поведению  и вызывает в итоге раздражительность, отстраненность. Часто родители пытаются скрыть свои тревогу, беспомощность, страх и становятся строгими, требовательными, отдаляются от ребенка, вместо того чтобы учиться жизни и расти вместе с ним.
  13. Не переносите негативные эмоции с какого-либо человека на напоминающего его ребенка. Тем более не приписывайте ему чужих недостатков. Ваш ребенок индивидуален, у него наверняка немало хороших качеств и есть за что его хвалить.

_____________________________________________________________________________________________

Советы для родителей.

Безопасность Вашего ребенка. Поведение в детском саду.

Поход в детский сад, особенно первый раз, — ответственная и очень важная ступень в развитии личности и социализации ребенка. Теперь он будет подчиняться дисциплине, находиться половину дня вне дома и строить отношения с окружающими самостоятельно. Конечно такие перемены не обходятся без стрессов, поэтому родители должны определенным образом подготовить ребенка.

Ошибки родителей при психологической подготовке ребенка.

Не стоит идеализировать жизнь в детском саду. У детей богатое воображение, поэтому они могут нарисовать для себя чрезмерно красочные картины новой жизни и испытать стресс при столкновении с реальностью. Объясните малышу, что в его жизни теперь будет и радость, и дисциплина, и послушание воспитателю и многое другое, чего до этого не знал.

Не относитесь к ребенку очень строго, не пугайте его. Не нужно говорить малышу, что ходить в детский сад – это его обязанность. Не стоит и пытаться подкупить ребенка: не обещайте ему «золотые горы» за то, чт он будет посещать детский садик. Постарайтесь не рассуждать о каких-либо негативных вопросах, касающихся детского сада, не обсуждайте воспитателей. Ваши разговоры прекрасно слышит ребенок, и у него может сформироваться в дальнейшем негативное представление об учебном заведении и его порядках.

Этика посещения детского сада.

Аккуратно одетый ребенок приводиться в детский сад с 7.00 до 8.00 (после 8.00 часов двери закрываются, и начинается образовательный процесс) и передается на попечение воспитателю. Учите малыша здороваться с персоналом и другими детьми.

Бывают случаи, когда ребенок плачет и не хочет расставаться с мамой. В подобных ситуациях нужно узнать истинные причины такого поведения малыша. Узнайте, что происходит после вашего ухода.

Если ребенок не может сосредоточиться, не слушается, спрашивает о маме и хандрит – обратитесь к психологу. Если же поведение малыша быстро «стабилизируется» после вашего ухода, то просто придумайте определенный ритуал прощания с вами, например дали свой платочек, который будет напоминать о маме в течение дня, обняли, пожелав хорошего дня и быстро ушли («долгие проводы, лишние слезы»). Это быстро поможет переключиться ребенку.

Иногда такое поведение зависит от настроения мамы, которая, ведет ребенка в детский садик, была чем-то обеспокоена и встревожена. Поэтому старайтесь задавать хороший тон настроения ребенку с самого утра.

Стремитесь как можно больше  общаться со своими детьми на тему того, что с ними происходит в детском саду, и информируйте об этом воспитателей. Они физически не могут следить за эмоциональным фоном большого количества детей, хотя обычно педагоги стараются найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Приводите ребенка чуть раньше. Это позволит ему гармонично войти в режим, снять верхнюю одежду и поздороваться с друзьями, а не чувствовать себя скованно. Вы же получаете время до 8.00 и можете побеседовать с воспитателем.

Следите за аккуратностью вашего ребенка. Его ногти всегда должны быть чистыми и подстриженными, в шкафчике должен быть порядок и сменное бельё, носовые платочки. Воспитывайте в ребенке желание наводить порядок в своих вещах, убирать игрушки и вещи в шкафу не только в детском саду, но и дома. Следите за чистотой его расчески, носовых платков и т.д. Никто не сделает этого, кроме вас, не уповайте на воспитателя.

Если воспитатель отказывается принять вашего ребенка в группу, например по причине того, что у малыша насморк, не воспринимайте это в штыки. Ребенок действительно может заразить остальных  детей, да и находиться в детском саду не слишком безопасно для его здоровья.

Посещение детского сада достаточно безопасно, если вы будете вовремя прививать ребенка и сможете наладить продуктивный диалог с воспитателем, который будет информировать вас о проблемах в поведении вашего ребенка и давать рекомендации.

За детьми в саду достаточно хорошо следя, все игрушки обычно подобраны строго по возрасту, поэтому риск получение травмы очень низкий, если вы воспитываете в ребенке послушание воспитателю.

Так что правильный настрой малыша и его усидчивость – вот залог безопасности в детском саду.