Лейбгам Елена Юрьевна

Подготовительные упражнения для освоения с водной средой

 

Для детей младшего дошкольного возраста
1. Начинать надо с простого умывания. Пусть ребенок умывается над тазиком, стараясь не закрывать глаза и не стряхивать воду, набирая ее полными горстями и поливая на голову и шею. Полейте ему на голову из кувшина (детского ведерочка), пусть вода спокойно стекает, далее следует сделать то же самое под душем.
2. Упражнения на дыхание.
— сказать ребенку, чтобы он задержал дыхание на счет «три», громко считать вслух: «раз, два, три»;
— ребенок делает глубокий вдох, задерживает дыхание, родитель громко считает (чем длительнее задержка, тем лучше);
— малыш плотно смыкает губы и делает громкий энергичный выдох, пытаясь при этом произнести «ху!»;
— ребенок надувает обычный воздушный шарик, сопротивление воздуха заставляет его надувать шарик быстрыми энергичными выдохами, создавая условия, отчасти аналогичные дыханию в воде;
— ребенок сдувает различные предметы (небольшой бумажный листок, перышко и пр.), что создает условия для игровых соревнований. Предмет должен находиться на ладони на уровне подбородка на расстоянии примерно 15 см. (далее ладонь можно отводить все дальше). Можно посоревноваться с ребенком: кто быстрее и дальше сдует выбранный предмет.
3. Упражнения на формирование навыка дыхания в воде:
— ребенок сидит в ванне, нужно попросить его набрать в ладони воды и сделать в ней ямку, дуя, как на горячий чай, суп;
— малыш сидит в ванне, делает быстрый выдох у самой поверхности воды, чтобы образовалась  большая и глубокая ямка;
— игра «Морской ветерок» — дуя на игрушечные кораблики, теннисные шарики  и другие легкие игрушки, ребенок подталкивает их дыханием;
— ребенок опускает в воду лицо и выдыхает через рот  — «пускание пузырей».
Чтобы помочь ребенку найти оптимальный вариант выдоха под водой, надо попросить его выдыхать в воду, как бы произнося » пэ…», «фу…», «ху…». Это поможет адаптироваться к гидростатическому давлению.
4. Упражнения на погружение лица в воду — открывание глаз:
— когда ребенок сидит в ванной, следует сказать ему, чтобы он задержал дыхание и опустил лицо в воду;
— сделать все, как в предыдущем упражнении, только глаза нужно открыть в воде;
— разбросать на дне ванны разноцветные игрушки, пусть ребенок посмотрит, как они выглядят под водой, затем попросить его выбрать и достать самую любимую и т.д. (вариантов много).
Надо обязательно познакомить ребенка в домашних условиях с такими вещами, как резиновая шапочка, полотенце, мыло, купальные принадлежности, нарукавники, круги; объяснить ребенку, для чего это все нужно, приучить его надевать шапочку, купальник, нарукавники и круг.