Косович Валентина Анатольевна

Методические рекомендации

Развивающая предметно-пространственная среда

Педагогические технологии

Родительская страничка

 

 

Методические рекомендации
По образованию я учитель истории, ну вот и уже тридцать лет работаю воспитателем в детском саду. В институте увлекалась археологией, ездила в археологические экспедиции. Вот этот опыт мне пригодился в моей педагогической деятельности. Как-то работала на старшей возрастной группе, где из 25 ребят, 18 мальчишек. Все гиперактивные, каждый день нужно было что – то новое , чтобы увлечь ребят. Сначала предложила на групповом участке поискать «секретики»: одни прячут, рисуют карту – другие находят. Так песочница превратилась в площадку для раскопок, в группе создали археологический макет. Дошкольники в игровой форме получали знания о зарождении жизни и первых жителях планеты Земля, познакомились с разнообразием видов доисторических животных, в том числе найденных в Красноярском крае, а также представление о науке палеонтологии. Для поддержки интереса к теме, в группе детского сада организовала передвижные мини-выставки научно-познавательной литературы. Ребята с азартом участвовали в практических опытах, самостоятельно проводили эксперименты и мини-раскопки эпохи динозавров. Создали свой музей палеонтологии. Музейные экспонаты: динозавров, мамонтов, ящур, саблезубых тигров — мы лепили, рисовали, конструировали сами. Юные палеонтологи рассказывали малышам о своем увлечении, особо гордились коллекцией динозавров. В исторических поисках были не только ребята , но и их родители , совместное увлечение сплотило всех. Ребята выросли, учатся в школе, изучают историю. Мои сегодняшние воспитанники играют экспонатами той коллекции и собирают свою. Я свой «секрет» успеха тоже берегу и передаю молодым коллегам.В настоящее время наблюдается повышенный интерес родителей ко всем вопросам воспитания и образования детей. В то же время бурные успехи научно-технической революции порождают и противоречия, невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, сколько естественнонаучными знаниями, техническими способностями. Это достаточно чётко проявляется в современном семейном воспитании, когда родителей порою интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребёнка к овладению точными науками, когда освящённое многовековой традицией общение с дошкольниками в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, игр с компьютером, прослушиванием магнитофонных или DVD- записей. Средства массовой информации (особенно телевидение) вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» К. Батюшков. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.
Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить. Детская книга пишется для воспитания, а воспитание – велико дело: «им решается участь человека», так говорил В.Г. Белинский.
Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Но это могучее воздействие книги на воспитание ребенка надо использовать осторожно и умело родителям и воспитателям.
Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребёнка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. Белинский говорил: «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился — вы сделали свое дело».
Надо умело подбирать книги для чтения детям. Не надо читать все подряд. Книга богата познавательным материалом: тут и природа, и жизнь животных, и мир человека. Многое детям в книгах не понятно, что важно довести до сознания детей. Очень важны беседы по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, если да (нет) почему?
Попросите выполнить зарисовку. Дошкольник, да и школьник, с большим интересом выполняют эти задания. Такие задания будят мысль детей, влияют на личность самого ребенка, на его поведение.
Для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок по натуре эмоционален. Его привлекает все красивое, яркое. И надо обратить внимание ребенка на то, кто эту книгу так красочно оформил – художник, познакомить с другими профессиями людей участвующими в создании книги.
Очень важно чтобы ребенок давал самостоятельную оценку своему герою. В своей беседе с детьми взрослые должны стараться подвести детей к основной мысли, идее произведения. Ребенок, придя в школу, затрудняется в определении главной идее произведения. Он старается подробно пересказать весь текст рассказа, что совсем не требуется. Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, надо как писал известный русский методист Д.И. Тихомиров – «научить маленьких наших читателей (или слушателей) мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому родители должны читать детям книги очень выразительно. Именно посредством голоса, дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы. Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка . Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. С этой целью объекты деятельности педагоги постарались разместить в группе в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т.д.). В большинстве случаев, площадь групповой комнаты детского сада не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы является использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая доступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей . Для предоставления ребенку свободы, большого «поля» выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, появилась возможность  использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

 

Развивающая предметно – пространственная среда

Хочется поделиться опытом использования развивающего пособия для детей «Колесо чудес», которое отображает все центры развивающей предметно – пространственной среды (РППС) в группе. Данное пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Многофункциональное пособие помогает решать множество образовательных задач: развитие логического мышления; развитие сенсорных способностей; развивать представление о множестве; тренировать наглядно-образное мышление; закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Воспитанники вместе с родителями изготовили именные прищепки для обозначения своего выбора в кругу.  При использовании круга в образовательной деятельности  ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать деятельность, исходя из своих интересов, желаний и потребностей, зафиксировав свою прищепку на «Колесе» и пригласить друга, чтобы вместе провести эксперимент, просто поиграть, порисовать. Для этого продумываю,  в каждом центре  проблемно-игровые ситуации учитывая возрастные особенности детей.

Считаю, мною максимально используются дидактические возможности РППС, интегрируя все виды детской деятельности. В ходе познавательной деятельности, осваивая опыты с водой, песком, воспитанники делают выводы и фиксируют в таблице.

Используя нетрадиционные спортивные тренажеры, сделанные руками родителей для укрепления здоровья, дети  развивают ловкость, внимание, выносливость.

Для развития творческого потенциала детей, воображения, самостоятельности, активности, знакомства с бытом и историей своего народа  театральную студию дополнила мини-музеем «Русская горница» с сундуком для ряженья.

В центре сюжетно-ролевых игр,  среда динамична и с привлечением детей своевременно изменяется. Атрибуты к играм подобраны, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

В группе имеется макет купе вагона, где получают первоначальное представление об особенностях доступных возрасту профессий железнодорожников. Знакомство с трудом машиниста, проводника, развивают любознательность, наблюдательность, умение входить в определенный образ, выполнять игровые действия в соответствии  с ролью.

Ежедневно в конце дня, на вечернем круге подводим итоги и делимся своими достижениями, впечатлениями о путешествиях, спортивными победами.  Уходя  домой, ребята   рассказывают родителям, что интересного было сегодня, чем займутся завтра.

 

 

Педагогические технологии

Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать новое, поэтому активно использую разработки в этой области. Мультимедийные презентации MS Power Point, создаю с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении ООД, на примере — «Как прекрасен этот мир». Цель деятельности была ориентирована на формирование нравственных и эстетических чувств дошкольника через приобщение детей к прекрасному миру цветов.
В этом году впервые столкнулись с дистанционной работой с долго отсутствующими детьми. Хочу поделиться опытом работы в таких условиях, начала свою деятельность с взаимодействия с родителями воспитанников, в цифровом пространстве, создав совместные группы родителей, педагогов в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»). Подготовила консультации для родителей по организации образовательной деятельности дома. Организовала видеоконференции, занятия через ZOOM. Выстроила траекторию работы с родителями, как с проводниками: обновляю материал для бесед с детьми, поясняю дидактические игры. Проводим обмен опытом по домашнему обучению: в офлайн режиме выставки детского творчества, фестивали стихов и другие достижения детей.
Компьютер и другие электронные ресурсы повсеместно входят в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия, У детей долго не посещающих сад, приходя вновь начинается адаптация. Для решения этой проблемы использую электронные ресурсы: на занятии в режиме онлайн выделяю ребятам время на общение, коммуникативную игру, даю возможность рассказать свои детские новости. Используя интерактивные обучающие игры (игры-путешествия, «бродилки») организую одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраиваю образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей появиться творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность.

 

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях «Железная дорога – зона повышенной опасности!»

Дети и подростки, которые устраивают игры на железной дороге, подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Их беспечность угрожает безопасности движения поездов, жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, наносит дороге немалый материальный ущерб. Такие забавы зачастую заканчиваются трагически.
Все, кто находится вблизи железнодорожных путей, обязаны соблюдать общепринятые правила:
1. Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагона.
2. При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить, и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.
3. На переездах переходить пути можно только при открытом шлагбауме. Железнодорожники напоминают родителям, что оставлять детей без присмотра и позволять им играть вблизи железной дороги опасно для жизни.

Уважаемые взрослые! Не оставляйте детей одних вблизи железнодорожных путей. Помните, это опасно для их жизни!
ЗАПОМНИТЕ:
— проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах;
— при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• подлезать под железнодорожным подвижным составом;
• перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
• заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
• бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или
отправляющимся поездом;
• устраивать различные подвижные игры;
• оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);
• прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
• осуществлять посадку и (или) высадку во время движения.
• Уважаемые взрослые. Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги. Помните, что железная дорога – не место для детских игр.

Инструкция о правилах безопасного поведения детей на объектах железнодорожного транспорта
1. Общие требования безопасности:
• железная дорога является зоной повышенной опасности;
• бесцельное пребывание детей на ней и несоблюдение правил безопасного поведения нередко заканчивается трагически;
• движение по железнодорожным путям запрещено, даже при отсутствии на них подвижных составов;
• при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 метров к крайнему рельсу;
• на электрифицированных участках железной дороги не поднимайтесь на электрические опоры, не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам, не влезайте на вагоны, цистерны и другие железнодорожные объекты в целях предотвращения контакта с проводами высокого напряжения;
• не цепляйтесь за движущийся железнодорожный состав, маневренные тепловозы и другие подвижные составы.

2. Требования безопасности при переходе железнодорожных путей:
• переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуйтесь при этом пешеходными мостками, тоннелями, переходами, а там где их нет;
• по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;
• перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход;
• при переходе через железнодорожные пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
• подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава.

3. Требования безопасности при ожидании поезда:
• при ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры;
• не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда;
• не стойте ближе 2-х метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

4. Требования безопасности при посадке в вагон и выходе из него:
• подходите непосредственно к вагону только после полной остановки поезда;
• посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы;
• будьте внимательны — не оступитесь и не попадите в промежуток между посадочной площадкой вагона и платформой.
5. Требования безопасности при движении поезда:
• не открывайте на ходу поезда наружные двери тамбуров;
• не стойте на подножках в переходных площадках вагонов;
• не высовывайтесь на ходу из окон вагонов;
• не выходите из вагона при остановке поезда на перегоне.

6. Требования безопасности при экстренной эвакуации из вагона:
• в случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие;
• берите с собой только самое необходимое;
• окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым и инвалидам;
• при выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!!!