Драко Ольга Владимировна

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях ДОУ

От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию.
Большинство людей используют музыку просто интуитивно для поднятия настроения, работоспособности, улучшения самочувствия. И уж никакой отдых не обходится без музыки. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.
Музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта».
Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания. Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром. Джаз, блюз, регги поднимают настроение, избавляют от депрессивных состояний. От гастрита вылечивает «Соната №7» Бетховена. Головную боль снимает «Полонез» Огинского. Нормализует сон и работу головного мозга сюита «Пер Гюнт» Грига. Развитию умственных способностей у детей способствует опять же музыка Моцарта. Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона. Даже рок-музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.
На основании таких выводов, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии. Поэтому, с дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
К элементам здоровье сбережения относятся такие виды деятельности:

• Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

• Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

• Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса;

• Ритмопластика физиологическая потребность детского развивающегося организма.

ЛОГОРИТМИКА

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Особое место в работе над речью детей я отвожу музыкальным играм, пению и движению под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Кончики пальцев — есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать … Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.
В своих занятиях я включаю упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку — как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую дошкольникам- «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-улучшает дренажную функцию бронхов;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять
развитие артикуляционной моторики:
-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
выработку контроля за положением рта.

РИТМОПЛАСТИКА
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Требования к подбору музыки:
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности, музыка для движения должна быть: небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших); умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших; 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с чет кой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — «дож дик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразны ми по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших -герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.); разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Помимо вышеуказанных элементов здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения и др.

Я- Драко Ольга Владимировна, музыкальный руководитель ЧДОУ №198 ОАО » РЖД». Стаж моей профессиональной деятельности по работе с детьми составляет более 26 лет. В своем персональном блоге я хочу поделиться накопленным опытом с родителями, с коллегами и всеми, кому интересна тема » Музыка и дети».

И первой нашей темой будет : » Что такое музыкальные способности , и как они влияют на развитие ребенка в целом».

Как развить музыкальность ребенка?

Зачастую мы слышим такие вопросы от родителей как  возможно развить музыкальность у ребенка? С какого возраста можно отдавать ребенка на уроки музыки? Какая польза от уроков игры на фортепиано?  Также не редко можно услышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совершенно нет музыкального слуха». Достаточно распространенная форма определения причины отсутствие способностей.

На все эти вопросы, а также и другие могу ответить, что если бы происхождение было определяющим фактором в развитии ребенка, то тогда, поколение за поколением, наследовали бы профессии своих родителей. Но, жизнь куда интереснее, это определяется окружением, в котором растет ребенок, его собственным отношением, восприятием и опытом.

Задатки к музыкальному развитию, к музыкальной восприимчивости, к музыкальной деятельности имеются у каждого. Природа наградила человека очень щедро. Она дала ему всё, чтобы видеть, ощущать, слышать вокруг всё многообразие звуковых красок, чувствовать окружающий мир. Именно эти составляющие дают основу для развития музыкальности с самого рождения.

Все мы от природы музыкальны. Д.Б. Кабалевский писал, что «главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». Именно с помощью музыки можно выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к событиям. Музыка формирует чувство прекрасного, а различные виды музыкальной деятельности развивают его.

При систематических занятиях дети быстро учатся определять характер музыки, темп и жанр, настроение. Во время игры на различных инструментах или во время пения, у детей развиваются музыкальные и творческие способности, воображение и фантазия, исполнительские навыки способствуют развитию интереса к музыке, повышают эмоциональную и вокальную культуру.   Музыка помогает ребенку осваивать мир человеческих эмоций и переживаний.

Можно выделить основные музыкальные способности: звуковысотный слух и музыкальный ритм. Звуковысотный слух включает в себя мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию (такой слух проявляется у детей очень рано). Гармонический слух – развивается немного позже. Также существует абсолютный и относительный слух. Относительный слух имеет особое значение к безграничному развитию.

Полифонический слух – это способность воспринимать одновременное движение двух и более отдельных голосов, звуков. Не менее важен и внутренний слух – этот вид связан со способностью человека слышать и переживать музыку без внешнего его звучания, «про себя». Развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина «сольфеджио». Не смотря на это, наиболее эффективней развивается музыкальный слух в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности.

Музыка – спутник по жизни человека, поэтому так важна непринуждённость и свобода с ней. Исходя из этого, музыкальность – это комплекс музыкальных способностей, позволяющих постепенно действовать в доступных формах музыкальной деятельности. Для детей главным показателем музыкальности выступает эмоциональный отклик на музыку. Эти способности проявляются довольно рано.

Развитие музыкального слуха и музыкальных способностей возможно в любом возрасте. Умение слушать и понимать музыку является одним из элементарных признаков эстетической культуры. Музыка воздействует положительно на детей: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие.

Начну с того, что для развития музыкальности ребенка, необходимы соответствующие условия, которые стимулировали бы желание ребенка петь, играть на музыкальном инструменте, желание двигаться самостоятельно, для себя. Доброжелательное отношение взрослых, спокойствие, с радостью заниматься тем, что ему нравится. Зная особенности характера ребенка, нужно уметь различать, когда не нужно мешать, прерывать пение или игру ребенка, а когда лучше похвалить. Правильно созданные условия, музыкальный уголок, атмосфера, где ребёнок может послушать музыку, поиграть в музыкальные игры, поиграть на музыкальных инструментах, окунутся в мир музыки, воздействуют развитию интереса к музыке.

Особое внимание нужно уделять восприятию ребёнка на музыку. Ведь музыка, прежде всего – язык чувств. В представлении детей музыка развивает воображение, и всегда о чем-то повествует, дети всегда ждут рассказа о содержании музыки. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительно исполнение произведения. Если привлечь художественную литературу, коротко рассказать сказку, стихотворение, текст песни, музыка хорошо воспринимается детьми.

Главным показателем развития музыкальности можно считать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку. На музыкальных занятиях важно показывать ребенку, как музыка может выражать характер, настроение, чувства, давать свободу действий, воображению, движение. Движение способствуют развитию интереса к музыке, формирует музыкальное мышление.

Работая над музыкальным развитием ребенка, важно помнить, что искусство всегда предусматривает творчество. Исходя из этого, знакомя детей с музыкой, с произведениями музыкального искусства, способствуя развитию их музыкальности, педагоги решают задачи не только эстетического воспитания и обучения, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал личности ребенка. На индивидуальных уроках ребенку дается возможность проявлять индивидуальность, характер, талант, артистизм, музыкально-творческие способности, самоутвердиться исполнителю как личности.

Групповые занятия позволяют ребенку находить общий язык с единомышленниками, но главное не забывать, что внимание нужно уделять всем, независимо от уровня  развития музыкальности. Детям полезно услышать и увидеть как их ровесники проявляют себя. Результат индивидуальной или групповой работы важно показывать на общем празднике, концерте.

Все что происходит на занятиях должно быть наполнено положительными эмоциями. Занятия музыкальной деятельностью имеют эффективность для детей любого возраста. Чем раньше начинает ребенок заниматься, тем больше у него шансов и времени на развитие своих способностей и талантов. Но даже дети среднего и старшего возраста, показывают хорошие результаты, и в будущем могут поступать в музыкальные училища.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о много узнают внимательно слушая или исполняя произведения. Если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, выделить выразительные средства, передать эмоции, эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка.

В развития музыкальности ребенка стоит учитывать и опираться на предпочитаемый ребенком вид музыкальной деятельности. Следует ориентироваться на интерес детей. Музыка как вид искусства открывает ребенку возможность познавать мир, и в процессе познания развиваться. Ребенок примет музыку и полюбит её только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде воспитательных целей, или в виде чего-то изобретенного взрослыми, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших функций музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения.

 В заключении хочу сказать, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребенка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом. Поэтому развивая ребенка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности. Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому.