Груздева Ирина Васильевна

Уважаемые коллеги и родители, приветствую Вас на своей страничке!

Психолог — это человек, который говорит то, что известно каждому, на языке, которого не понимает никто.

Работаю с детьми дошкольниками более 15 лет, главной целью своей работы считаю содействие психологическому и личностному развитию детей в процессе их воспитания, образования и социализации.

В своём блоге хочу поделиться с Вами интересными педагогическими идеями, а также своими наработками из психологической практики:)

Наши дети на вопрос «как дела» 99 раз из 100 говорят «нормально». Но чтобы понять, что скрывается за ответом «нормально» оказывается, нужно по-другому формулировать вопросы.
Ниже 100 вопросов ребёнку, на которые ему будет интересно отвечать, которые дадут родителю кучу новой информации o детях и займут вас всех достаточно надолго.
1. Нескучные вопросы вместо «Как прошёл твои день?»
• Какое событие сегодня было самым интересным?
• Что нового ты узнал за день?
• Что заставило тебя улыбнуться сегодня?
• Кто сделал что-нибудь смешное, весёлое, глупое?
• Что удивило тебя сегодня?
• Помог ли ты кому-нибудь?
• Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?
• Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?
• Тебе было грустно?
• Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?
• Bo что ты играл сегодня со своими друзьями?
• C кем ты сидел сегодня за обедом?
• C кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?
• Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?
• Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? A кто не очень?
• Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?
• Что-нибудь привело тебя в раздражение?
• Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?
• Было ли что-то, что тебя смутило?
• C чем ты был не согласен сегодня?
• Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?
• Что y тебя не получилось на этой неделе? A что получилось?
2. Вопросы, которые развивают фантазию
• Если бы c неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?
• На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?
• Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?
• Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?
• Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?
• Если бы y тебя была своя пещера, что было бы внутри?
• Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?
• Какое животное могло бы хорошо водить машину?
• Каких изобретений не хватает миру?
• Что было бы, если бы машина времени существовала?
• Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?
• Если бы y тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?
3. Вопросы o ребёнке
• Какие 5 слов описывают тебя лучше всего?
• Что тебе нравится в себе? А что нет?
• Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?
• Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?
• Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?
• Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?
• Какие звуки тебе нравятся?
• Чего взрослые про тебя не понимают?
• Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?
• Какое занятие делает тебя счастливым?
• Какой праздник ты любишь больше всего?
• Как ты заботишься o других людях?
• Что вызывает в тебе нежность?
• Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?
• От чего ты можешь заплакать?
• Что заставляет тебя злиться?
• Что тебя пугает?
• Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?
• Если бы y тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?
• Если бы y тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?
• Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?
• Если бы ты писал книгу, o чем бы она была?
• Тебе нравится что-избудь дарить другим людям?
• Каким был бы твои идеальный день?
• Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?
• Чему бы еще ты хотел научиться?
• Каким был самый счастливый/несчастливый момент в твоей жизни?
• Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?
• Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?
• Чем ты больше всего гордишься в жизни?
• Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?
• Что ты будешь делать, если кто-то обзовёт тебя?
• Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чем бы ты прославился?
• Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?
• Если бы ты мог провести один день c каким-либо человеком, то с кем?

13.09.2021г.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЛЮБОЧКА И ЕЁ ПОМОЩНИКИ»

(постановка кукольного театра для детей 3-4 лет).
Участвуют куклы: Любочка, Петя-петушок, кот Мурлыка, Домик в лесу

Любочка. (Выходит из дома) Петя-петушок, иди сюда!
Петушок. (Выходит) Ко-ко-ко. Я здесь. С добрым утром!
Любочка. Почему ты, петушок, сегодня утром не пел? Почему не разбудил меня? Мне нужно было в лес по ягоды идти. Какой ты стал ленивый! Не дам тебе зерен и оставайся без завтрака.
Петушок (Обиженно) А мне надоело петь. Не буду больше будить тебя. (Отходит в сторону)
Любочка. Кыс, кыс, кыс, Мурлыка. Иди сюда.
Мурлыка (Входит) Мяу, мяу. Я здесь. С добрым утром!
Любочка. Что же это ты. Мурлыка, мышей сегодня не ловил? Они в буфет забрались. Масло съели, пирожок утащили. Ты стал ленивый. Не получишь молока.
Мурлыка. Я хочу ночью спать, а не мышей ловить. (Отходит в сторону)
Любочка. Как хотите. (Уходит в дом)
Петушок. (Подходит к коту) Давай, Мурлыка, убежим от Любочки в лес. Будем там жить и спать сколько хотим.
Мурлыка. Убежим. А еду будем по очереди добывать. Один день ты, другой день — я. Хорошо?
Петушок. Один день я буду еду добывать, а ты будешь спать, другой день ты пойдешь на добычу, а я буду спать и ничего не делать.
Мурлыка. Вот здорово! Бежим сейчас же!
Петушок. Скорее! (Убегают)

Лес. На переднем плане спит петушок. Входит Мурлыка, в зубах у него мышка.

Мурлыка. Вставай, петушок. Я целый день бегал по лесу и поймал только одну мышку. Разделим ее пополам и съедим.
Петушок. (Встает) Что ты. Мурлыка? Я не ем мышей! Мне нужны зернышки. Ой, бедный я! Я сегодня буду голодным. Завтра с утра я сам пойду искать себе пищу.

Мурлыка съедает мышку, садится рядом с петушком, засыпает. Пауза. Восходит солнце.

Петушок. Пора вставать и идти за едой. (Уходит. Мурлыка продолжает спать.)
Петушок. (Возвращается) Вставай, Мурлыка! Сколько я ни бегал, ни искал, а нашел только пять зернышек. Да и то невкусные, семена сорняков. На тебе три зернышка, а мне два.
Мурлыка. (Встает)
Да что ты, Петя? Я же зерен не ем! Я хочу мышку или теплого молока. Да, Петя, плохи наши дела. Вчера ты был голодным, сегодня — я. Что же нам делать?
Петушок. Знаешь что? Вернемся к Любочке. Попросим у нее прощения и будем опять жить у нее и делать то, что она нам скажет. Хорошо? Бежим к ней. (Убегают)

Домик Любочки.

Петушок и Мурлыка. (Подходят к окну) Любочка, выйди, пожалуйста, к нам.
Любочка. (Из окна) Кто меня зовет? А, это вы! (Выходит из дома)
Где же это вы два дня пропадали? Я уже хотела искать себе другого петушка и другого кота.
Петушок. Мы думали, что нам будет лучше без тебя. Вот мы и убежали в лес.
Мурлыка. Мы голодные. Нам плохо без тебя. Мы будем послушные. Я буду каждую ночь мышей ловить.
Петушок. А я утром рано вставать и петь: ку-ка-ре-ку! Прости нас, Любочка, мы будем хорошими и будем помогать тебе.
Любочка. Ну, хорошо. На первый раз прощаю. Сейчас вас покормлю. Тебе, Петя, дам вкусных зернышек, а тебе, Мурлыка, — теплого молока. Идем.

Все уходят в дом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему Мурлыка и Петушок решили уйти от Любочки в лес?
  2. Что не получилось у друзей в лесу?
  3. Нужно ли всегда помогать друг другу?
  4. А как помогаешь ты дома? в садике?

                                                      «ЯБЛОКО»                                             В. Сутеев

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Вопросы для обсуждения:

  1. Из-за чего поссорились звери?
  2. Кто помирил Ёжика, Зайца и Ворону?
  3. Нужно ли делиться вещами и игрушками?

Сказка для тех, кто всем недоволен «Совёнок Уф»
Автор: Анастасия Финченко

В одном лесу в большом дупле жил Совенок Уф. Его так прозвали лесные жители, потому что он все время расстраивается из-за мелочей и тяжело вздыхал «Уфф». Сначала белки, зайцы, лисы, барсуки пытались как-то развеселить Совенка и объяснить ему, что не стоит расстраиваться из-за мелочей. Но он все так же продолжал вздыхать: «Уфф». То утро выдалось пасмурным, то сон к Совенку не шел. То ночью охота не задалась. А еще у Совенка не было друзей. Конечно, кто же захочет иметь друга, который всегда в плохом настроении и жалуется? Но однажды в лесу поселился Дятел. Был он очень работящий и общительный. С раннего утра и до позднего вечера стучал он по стволам деревьев, добывая жучков из-под коры и подготавливая будущие домики-дупла для белок и птиц. Одним утром Дятел и Совенок познакомились. Совенок летал всю ночь и очень устал. Ему не терпелось скорее заснуть. Он вздыхал устало: «Уфф…». А трудовой день Дятла только начался. Он очень удивился, когда узнал, что Совенок спит днем, когда все бодрствуют. А летает по ночам. – Как же ты ночью летаешь, если ничего не видно? – Я прекрасно вижу в темноте! – Летать ночью по лесу – это так необычно, так интересно! Можно смотреть на звездное небо. И на огромную желтую луну, которая заливает своим светом лесные поляны. Отдыхать от дневного зноя. Это прекрасно! Тебе повезло. – Хм, я никогда не задумывался о том, что здорово летать ночью. Просто летал… И на небо и звезды не обращал внимания… И не ценил то, что ночью кругом царит покой и прохлада. Оказывается мне повезло! – Да, мой друг. – Ты хочешь быть моим другом? – Конечно, я хочу, чтобы у меня было много друзей! – А как же мы будем дружить, если ты спишь ночью, а я днем. – Мы будем общаться по утрам и вечерам. И делиться своими новостями. Ведь главное – желание. А время и возможности мы найдем! Так Дятел и Совенок Уф стали дружить. И наш герой стал учиться у своего друга видеть во всем хорошее. Он перестал грустить и вздыхать! Наоборот, теперь Совенок был всегда бодрым и веселым. Проснувшись, вечером летел к ручью – выпить ключевой воды и взбодриться и кричал весело: «Уф!» Он приветствовал всех жителей леса и желал им хорошего дня. А они вежливо его благодарили и улыбались. А потом Совенок встречался со своим дорогим другом Дятлом, чтобы поделиться последними новостями.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему у Совенка не было друзей?   

2. О чем Совенок грустил?   

3. Когда Совенок спал?   

4. Как знакомство с Дятлом изменило его жизнь?

«ОБЕЩАНИЕ»

В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик, ежедневно ходит в детский сад. Любит есть леденцы, качаться на качелях, съезжать с горок, ездить на самокате, велосипеде и еще много чего интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.

Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время, потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день ходить на работу.

Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать игрушки, пожалуй, так же, как и тебе …

В последний день своей болезни Артем с самого утра играл игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки. Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать, игрушки остались лежать разбросанными по полу.

Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу — игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.

Надо вернуть игрушки! Но как это сделать? Папа предложил в интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от мальчика. Артем одновременно обрадовался, что игрушки нашлись, и загрустил из-за того, что не сдержал своего слова … Возник вопрос: «Как же их теперь вернуть домой?».

— Давай напишем письмо «потерянным вещям». В нем надо извиниться перед игрушками и пообещать выполнять свои обещания, — предложил папа. — Ты готов?

— Да! — ответил Артем.

— В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!

— А ты бы обрадовался?

— С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что обещания надо соблюдать.

— И вы, дети, тоже помните это правило!

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему у Артёма пропали все игрушки?
  2. Что Артём обещал маме?
  3. Как папа помог отыскать игрушки?
  4. Что нужно делать, чтобы твои вещи не пропадали?
  5. Есть ли у тебя какие-нибудь домашние обязанности?

«КАРАНДАШИ»

(Терапевтический эффект — показать ребенку, что каждый человек уникален, поэтому необходимо беречь себя, любить

и воспринимать таким, какой ты есть).

Жили в небольшой коробке шестеро карандашей. Все дружили между собой и работали бок о бок. Больше всего работал Черный карандаш. Чуть меньше — карандаши других цветов: Красный, Синий, Зеленый, Желтый. Среди них был карандаш белого цвета, вот именно с ним и произошло происшествие.

Его использовали меньше, чем другие, а чаще и вовсе не вытаскивали из коробки. Белый карандаш каждый раз расстраивался. Думал:

— Я никому не нужен… Меня никто не любит, плохой у меня характер, никто не обращает на меня внимания. Мои друзья работают ежедневно, а я жду. Я ненужный карандаш, — и плакал так, что коробка стала мокрой.

Но однажды в офис, где жили карандаши, привезли черную бумагу. До сих пор писали и рисовали на белом, поэтому брали цветные карандаши. С тех пор Белый карандаш стал очень нужным — только им было удобно писать на черной бумаге. В офисе сначала начался переполох, потому что не могли найти Белый карандаш. А когда нашли, то уже пользовались только им.

Рад был карандаш белого цвета. Он старался ровно вести линию, шел быстро и мягко. Всегда был готов работать и днем, и ночью. Друзья радовались за него. Поддерживали всегда, а сейчас особенно, видели, что он счастлив, и им было приятно. Раскрывался талант и способности Белого.

Шли дни, и работал только Белый карандаш. Остальные карандаши отдохнули, и им уже стало скучно. А Белый начал очень уставать, да так, что даже вечерами ему не хватало сил поговорить с друзьями в коробке. И именно в этот момент вдруг все карандаши поняли друг друга. Белый понял, что терять надежду не надо, потому что рано или поздно выпадет возможность доказать свои способности и талант. А его друзья поняли, как было грустно Белому карандашу, когда тот сидел и ничего не делал.

С тех пор Черный, Белый, Желтый, Красный, Синий и Зеленый карандаши еще больше сдружились и поддерживали друг друга в трудные часы. Не забывали сказать приятное слово, напомнить о хороших качествах друг друга. И сами думали, как бы им поработать или отдохнуть. Каждый из них знал, что он незаменим и очень нужен своим друзьям и себе самому. Вывод: Будь собой!

Вопросы для обсуждения:

  1. Из-за чего грустил Белый карандаш?
  2. Что помогло Белому карандашу проявить его таланты?
  3. Что нужно делать, чтобы поддержать товарища в трудную минуту?
  4. Был ли ты в трудных ситуациях?
  5. Какими способами можно выйти из сложной ситуации?

11.10.2021г.