Груздева Ирина Васильевна

Уважаемые коллеги и родители, приветствую Вас на своей страничке!

Психолог — это человек, который говорит то, что известно каждому, на языке, которого не понимает никто.

Работаю с детьми дошкольниками более 15 лет, главной целью своей работы считаю содействие психологическому и личностному развитию детей в процессе их воспитания, образования и социализации.

В своём блоге хочу поделиться с Вами интересными педагогическими идеями, а также своими наработками из психологической практики:)

Наши дети на вопрос «как дела» 99 раз из 100 говорят «нормально». Но чтобы понять, что скрывается за ответом «нормально» оказывается, нужно по-другому формулировать вопросы.
Ниже 100 вопросов ребёнку, на которые ему будет интересно отвечать, которые дадут родителю кучу новой информации o детях и займут вас всех достаточно надолго.
1. Нескучные вопросы вместо «Как прошёл твои день?»
• Какое событие сегодня было самым интересным?
• Что нового ты узнал за день?
• Что заставило тебя улыбнуться сегодня?
• Кто сделал что-нибудь смешное, весёлое, глупое?
• Что удивило тебя сегодня?
• Помог ли ты кому-нибудь?
• Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?
• Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?
• Тебе было грустно?
• Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?
• Bo что ты играл сегодня со своими друзьями?
• C кем ты сидел сегодня за обедом?
• C кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?
• Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?
• Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? A кто не очень?
• Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?
• Что-нибудь привело тебя в раздражение?
• Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?
• Было ли что-то, что тебя смутило?
• C чем ты был не согласен сегодня?
• Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?
• Что y тебя не получилось на этой неделе? A что получилось?
2. Вопросы, которые развивают фантазию
• Если бы c неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?
• На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?
• Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?
• Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?
• Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?
• Если бы y тебя была своя пещера, что было бы внутри?
• Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?
• Какое животное могло бы хорошо водить машину?
• Каких изобретений не хватает миру?
• Что было бы, если бы машина времени существовала?
• Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?
• Если бы y тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?
3. Вопросы o ребёнке
• Какие 5 слов описывают тебя лучше всего?
• Что тебе нравится в себе? А что нет?
• Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?
• Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?
• Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?
• Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?
• Какие звуки тебе нравятся?
• Чего взрослые про тебя не понимают?
• Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?
• Какое занятие делает тебя счастливым?
• Какой праздник ты любишь больше всего?
• Как ты заботишься o других людях?
• Что вызывает в тебе нежность?
• Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?
• От чего ты можешь заплакать?
• Что заставляет тебя злиться?
• Что тебя пугает?
• Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?
• Если бы y тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?
• Если бы y тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?
• Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?
• Если бы ты писал книгу, o чем бы она была?
• Тебе нравится что-избудь дарить другим людям?
• Каким был бы твои идеальный день?
• Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?
• Чему бы еще ты хотел научиться?
• Каким был самый счастливый/несчастливый момент в твоей жизни?
• Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?
• Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?
• Чем ты больше всего гордишься в жизни?
• Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?
• Что ты будешь делать, если кто-то обзовёт тебя?
• Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чем бы ты прославился?
• Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?
• Если бы ты мог провести один день c каким-либо человеком, то с кем?

13.09.2021г.

«Мультики, гаджеты: что с этим делать?» 

Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей?

Многие родители дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном  возрасте  у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя   незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру.

Для компьютерной игры характерны:

  • преобладание механического следования игровому действию с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
  • многократный повтор действия для достижения результата;
  • малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
  • попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.

Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка?

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

  • Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день.
  • Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом.
  • Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет.
  • Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет.
  • После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности.
  • После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении.

Как понять, что детской психике причинен ущерб?

Первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы.

И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.

 Чем опасны гаджеты?

Планшеты   и    телефоны    провоцируют    болезни    глаз:

Близорукость. Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее 60 см. К тому же маленькие объекты заставляют очень сильно напрягаться глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм.

Конъюнктивит. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глаза не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.

Формируется совершенно противоестественная для чтения и письма динамика работы глазных мышц. Ребёнку трудно удерживать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх, кроме этого, нарушается функция движения глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

Увлечение гаджетами влечёт за собой нарушение опорно-двигательного аппарата у детей:

Нарушение осанки формирует проблемы в развитии костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – получить хорошую физическую нагрузку.

Нарушения ритма дыхания. Зачастую компьютерные игры держат детей в таком напряжении, что они забывают дышать. Нарушение дыхания вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Чем выше компьютерная зависимость, тем чаще сидит

за компьютером, тем реже занимается спортом или мало двигается,

тем самым иммунитет слабеет.

Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?

Эту зависимость и побеждать не надо, стоит только вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать.

У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много. Например, рисование, конструирование, лепка. Можно записать ребёнка в спортивную секцию: плавание, танцы, футбол, гимнастика и т.д. Только надо найти такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие.

Необходимо всячески поощрять друзей, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Родителям надо обязательно подкидывать своим детям интересные игры и идеи совместного времяпрепровождения.

Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше.

Только общение с родителями, их внимание и любовь, совместные игры и совместная деятельность помогут ребёнку не привыкнуть к гаджетам.

Также хотелось бы отметить воздействие на неокрепшую психику ребёнка просмотра мультфильмов. Педагогам, психологам хорошо известны развивающие эффекты мультфильмов. Мультфильмы (далеко не все) воспитывают у детей нравственные качества, обогащают представлениями об окружающем мире, раскрывают тонкости социальных отношений. Но при этом надо всегда учитывать возраст ребенка и содержание мультфильмов.

А каковы отрицательные моменты?

Последствия частого и бесконтрольного просмотра современных мультиков приводит к серьезным проблемам со здоровьем и психикой. Динамичная смена кадров, яркие слуховые и визуальные эффекты приводят к перегрузке нервной системы, что может перерасти в гиперактивность ребенка.

Развивается синдрому дефицита внимания, неспособность сосредоточиться, рассеянность, невозможность воспринимать информацию на слух, отставание в развитии речи и другим серьезным нарушениям) в дошкольный и школьный период. Мультзависимость может аукнуться в школьном возрасте, когда ребёнок не сумеет сконцентрироваться на учебе и будет числиться в отстающих.

У ребенка проявляется отсутствие интереса к творческой деятельности – малышу неинтересно самому придумывать игры, конструировать сказочные города, рисовать. Он становится заложником всё новых и новых стимуляций с экрана.

Самое главное, ребенок, сидящий у экрана, привыкает не действовать, а ждать. У него нет интересов, нет инициативы, нет целеустремленности.

Вскоре родители, воспитатели замечают: «Ребенку ничего не интересно».

Конечно, не следует понимать, что ребенку вообще нельзя смотреть мульфильмы. Можно и нужно. Но позвольте несколько советов, которые помогут вам избежать типичных ошибок в воспитании.

  1. Прежде всего, отведите специальное время для просмотра мультфильмов. Желательно, чтобы оно было стабильным. Перед сном смотреть телевизор нельзя! Перенесите время просмотра на первую половину дня. Мультфильмы на ночь – прямой путь к кошмарам, переизбыток эмоций и впечатлений не даст малышу спокойно уснуть.

Со старшим дошкольником можно договориться на время. Допустим это будет 1 час в определенное время. Когда час истекает, постарайтесь после этого придумать что то увлекательное. Например, совместную прогулку, игру. Это сразу развлечет ребенка и пропадет желание сидеть весь день у экрана.

  1. Выбирайте мультфильмы сами. Просмотрите содержание. Убедитесь, что мультик имеет познавательное значение, учит нравственности. Кроме того, просмотр мультфильма позволит вам обсудить с ребенком его содержание. Отсюда следующий совет …
  2. Поговорите с ребенком после просмотра мультфильма: что ему запомнилось, что понравилось. О чем мультик? Какой главный герой? Как надо /не надо поступать.
  3. И самое главное. Если вы решили отнять гаджет, то надо обязательно подумать о том, что дать взамен. Чем будет заниматься ребенок? По сути, надо сменить вредный источник получения удовольствия на разумный, развивающий, полезный для ума.

Возможно вместо гаджета следует записать ребенка в секцию, кружок.

Да и гаджет может быть полезен для организации совместного дела.

Чтобы отучить от мультиков Вы должны научить ребенка занятиям, которые его могут заинтересовать, увлечь и обеспечить самозанятость ребенка.

Отслеживая  содержание мультфильмов, дозируя время просмотра, насыщая жизнь ребенка иными занятиями мы сможем отвратить зависимость от гаджетов и мультиков.

18.02. 2022г.