Безъязыкова Олеся Владимировна

Уважаемые родители, коллеги и просто гости моей странички, я рада вас приветствовать! 

Если вы посетили мой ресурс, значит вам, также, как и мне интересен мир детства, радости, творчества и фантазии! Моя страничка предназначена как для коллег, так и для родителей. Я надеюсь, что, посетив её страницы, вы найдете для себя что-то новое, интересное и полезное.

Немного о себе:
Дата рождения: 21.08.1986 года.

Образование: высшее профессиональное.
Окончила КГПУ им. В.П.Астафьева, «Педагогика и методика начального образования», с дополнительной специальностью «русский язык и литература»,
учитель начальных классов, русского языка и литературы.
Педагогический стаж — 13 лет.
Работаю в данном образовательном учреждении
с августа 2011 года.
Аттестация: – 1 квалификационная категория.
Курсы повышения квалификации:
2019 год «Педагогика и методика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации, ООО «Высшая школа делового администрирования»,72 ак.ч
Курсы профессиональной переподготовки:
2021 год «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия» с присвоением квалификации «Учитель-логопед», «АНО ДПО «НАДПО»(Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Национальная Академия Дополнительного Профессионального Образования» г. Москва), (540 ч.).

______________________________________________________________________________________

Посмотреть мои видео и оставить свой отзыв, можно по ссылкам:

https://youtu.be/IKz2acneK28

https://youtu.be/nrzKYdUfnQA

https://youtu.be/tA_wk58Piyw

https://youtu.be/8hAogSLkHbE

https://youtu.be/X48MTTEXXrg

____________________________________________________________________________________

Какие задачи по развитию речи дошкольников

стоят перед воспитателем.

Задача 1. Развивать словарь дошкольников

Ребенок не рождается со сложившейся речью и словарным запасом. С вашей помощью он научится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Пример:

Как можно расширять словарный запас воспитанников

Устраивайте в группе игру «Ассоциации».

Что понадобится: мяч, набор картинок лексической тематики.

Ход игры: вы бросаете мяч ребенку и называете какой-нибудь признак этого предмета, например, «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, которое обозначает предмет, обладающий этим же признаком – например, «мак», и возвращает мяч вам. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

Задача 2. Воспитывать звуковую культуру речи

Это означает, что дети постепенно должны научиться правильно распознавать звуки – шипящие, звонкие и др.

Пример:

Как можно развивать звуковую культуру у дошкольников

Проводите в группе игру «Ловушка».

Ход игры: попросите детей «открыть ловушки» – поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу. Дайте детям задание: если в слове они услышат заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, то есть хлопнуть в ладоши. Подбирайте слова в зависимости от темы занятия.

Задача 3. Формировать грамматический строй речи

Наша задача – задать вектор будущей грамотной речи воспитанников. Например, чтобы дети правильно произносили слова в единственном и множественном числе.

Пример:

Что поможет сформировать грамматический строй речи дошкольников

Подключайте детей к игре «Один – много».

Что понадобится: мяч.

Ход игры: вы называете овощ в единственном числе и бросаете мяч ребенку. Тот называет овощ во множественном числе и возвращает мяч вам.

Например: огурец – огурцы, помидор – помидоры, репа – репы».

Аналогично проводите игру и с другими предметами: игрушками, одеждой, цветами и т. д.

Задача 4. Развивать связную речь

Как формировать связную речь у дошкольников с помощью специальных карточек и креативных методик.

Пример:

Что еще поможет в развитии связной речи

Устраивайте в группе игру «Конь».

Ход игры: дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Вы становитесь так, чтобы дети вас видели, и вместе с ними произносите слова потешки:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру!..

Игру можно повторить, меняя ребенка, который стоит первым.

Задача 5. Воспитывать любовь и интерес к художественному слову

Старайтесь заинтересовать детей книгами и простыми литературными произведениями. Тогда в начальной школе им будет легче даваться предмет «Чтение».

Пример:

Как развивать интерес детей к книге

Проводите занятия с присутствием героев из литературных произведений. Пусть этот герой «придет» к вам на занятие, познакомит детей с книгами, задаст вопросы, пригласит их поиграть. Это может быть любой литературный герой, которого дети хорошо знают и любят. Например, котенок из стихотворения Маршака «Усатый-полосатый», Незнайка, Буратино, домовенок Кузя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная ситуация как ведущая форма работы по развитию речи детей

Образовательная ситуация как основная форма организации обучения речи и языку

Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали образовательные ситуации и ситуации общения. Они могут быть заранее спланированы педагогом или возникать спонтанно.

Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет индивидуализировать процесс обучения и применять дифференцированный подход к детям. Особенности данной формы работы смотрите на рисунке ниже.

Какие особенности характерны для образовательной ситуации

Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. К игровым – ситуацию с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку» и т. п.

Какому типу образовательных ситуаций отдавать предпочтение при работе над развитием речи

Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации. Например, рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений можно организовать с использованием игрового персонажа.

В старшем дошкольном возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Например, дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст. Игровые ситуации по-прежнему включаются в процесс обучения, но теперь они имеют проблемное содержание и включают более сложные игровые задачи.

Как провести образовательную ситуацию: короткий алгоритм

Шаг 1. Введение в ситуациюПедагог формирует у детей внутреннюю потребность включения в деятельность.

Шаг 2. Актуализация знаний и умений. Педагог организует «открытие» нового знания с опорой на имеющиеся знания и опыт детей.

Шаг 3. Затруднение в ситуации. Педагог помогает дошкольникам проанализировать проблемную ситуацию, выявить причины затруднения.

Шаг 4. «Открытие» нового знания. Дети с помощью педагога выбирают способ преодоления затруднения, определяют порядок действий через различные формы организации детских видов деятельности.

Шаг 5. Включение нового знания в систему знаний и умений. Новое знание или способ действия дети применяют одновременно с освоенными ранее способами.

Шаг 6. Осмысление. Дети с помощью педагога фиксируют достижение целей. Для этого педагог или сами дети проговаривают условия, которые позволили достигнуть этой цели.

Пример:

Какие образовательные ситуации может организовать педагог

Ситуация в транспорте

– Ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на платформу, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?

Ситуация с природой

На столе лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком. Вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

Ситуации на тему

«Дома», «Свойства материалов»

– Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала сделать дом.

«Язык мимики и жестов»

– Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. Как быть?

Ситуации общения помогут решить любую из задач речевого развития, которые ставит ФГОС. Условно можно разделить ситуации общения на два вида:

– возникающие спонтанно в процессе детской деятельности;

– возникающие в зависимости от поставленной речевой задачи: лексические, вербально оценочные, описательные и др.

Пример:

Какую ситуацию общения может использовать воспитатель

Ситуация общения на развитие коммуникативных умений «Что не так?» Цель – упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:

– какое приветствие уместно в той или иной ситуации (утром, днем, вечером)?

– почему нельзя сказать «привет» взрослому или малознакомому человеку и т. д.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организованная образовательная деятельность в речевом развитии дошкольников.

Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, которые побуждают детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи. Чтобы образовательные ситуации углубляли и развивали речь детей, готовили их к будущему школьному образованию, воспитатели и педагоги должны грамотно организовывать образовательную деятельность дошкольников.

Что такое организованная образовательная деятельность и зачем она нужна при развитии речи:

Все виды работы по речевому развитию дошкольников можно провести в организованной образовательной деятельности (ООД) – ведущей совместной деятельности взрослого и ребенка.

В  процессе  организованной  образовательной деятельности  внимание  ребенка  целенаправленно фиксируется  на  определенных  языковых  явлениях,  которые  постепенно  становятся предметом  его  осознания.  В  повседневной  жизни исправление  речи  не  дает  желаемого результата. Дети, увлеченные какой-либо другой деятельностью, не обращают внимания на речевые образцы и не следуют им. К основным видам ООД относят:

– познавательно-исследовательскую деятельность;

– коммуникативную деятельность;

– двигательную деятельность;

– музыкальную деятельность;

– изобразительную деятельность;

– восприятие художественной литературы и фольклора.

Интерес детей к организованной образовательной деятельности педагоги поддерживают и развивают с помощью игр и игровых приемов, занимательности, образности и красочности материала.

Какие требования к организованной образовательной деятельности нужно соблюдать:

Любая ООД должна отвечать трем обязательным требованиям. Рассмотрим их ниже.

Требование 1. Тщательная предварительная подготовка к ООД. В первую очередь воспитателю необходимо определить задачи, содержание и место ООД в системе других форм образовательной деятельности, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Нужно продумать структуру и ход ООД, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

Весь подготовленный материал должен соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Кроме того, обучение должно иметь развивающий характер.

Требование 2. Структура ООД должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.

В вводной части устанавливают связи с прошлым опытом, формулируют цель занятия, создают соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

В основной части решают главные задачи, используют различные обучающие приемы, создают условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, которые дети получили при проведении ООД. Здесь воспитатель решает задачи по индивидуальной работе с детьми. В ней особенно нуждаются дошкольники, у которых плохо развита речь, а также малообщительные, молчаливые или, наоборот, чрезмерно активные и несдержанные дети.

Пример:

Какие формы работы можно применять в заключительной части ООД

Воспитатель может использовать художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Требование 3. Правильная организация ООД. ООД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, которые предъявляют и к другим занятиям: освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий.

Чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга, воспитателю важно создать доверительную атмосферу общения и тишину. При этом дошкольники должны находиться на близком расстоянии от воспитателя и видеть лица друг друга.

Чем отличаются организованные занятия в разных возрастных группах:

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закреплять и повторять материал на других занятиях, в играх, труде, в общении и в быту.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности. Разберем их ниже.

Младшие группы. Дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, если она обращена ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей. Привлечь внимание дошкольников способна только речь педагога. На рисунке 1 смотрите, что делать воспитателю, чтобы поддерживать интерес младших дошкольников к речевым занятиям.

Рисунок 1. Какие методы и приемы помогут воспитателю привлечь внимание младших дошкольников

Перед маленькими детьми не стоит ставить учебную задачу. Например, воспитатель не скажет детям «Будем учиться», а предложит поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку. Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, а на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет или все вместе.

Средняя группа. Характер образовательной деятельности несколько меняется. Дошкольники начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях уже можно ставить учебную задачу. Например, воспитатель может сказать: «Будем учиться правильно произносить звук [з]». Требования к культуре речевого обще­ния становятся выше: говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами. В этом возрасте дети могут освоить новые виды занятий:

– экскурсии;

– обучение рассказыванию;

– заучивание стихов.

Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

Старшая и  подготовительная к школе группы. Воспитатель переходит к обязательным фронтальным занятиям комплексного характера. Меняется характер занятий. Теперь больше занятий словесного характера:

– различные виды рассказывания;

– анализ звуковой структуры слова и состава предложений;

– специальные грамматические и лексические упражнения;

– словесные игры.

Применение наглядности также приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные.

Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: они учатся составлять коллективные рассказы, делать пересказы с перестройкой текста, читать в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30 минут.

Какие методы и приемы развития речи применяют воспитатели в ходе ООД:

Все методы развития речи делятся на три группы: наглядные, словесные и практические. На рисунке 2 смотрите, какие приемы работы над развитием речи включает каждый из этих методов.

Рисунок 2. Какие методы и приемы развития речи используют педагоги

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких направлениях развивать речь дошкольников

Говорить умеют почти все люди, но говорить правильно – лишь некоторые. Активное усвоение языка и речи начинается уже с дошкольного возраста. Чем раньше будет начато обучение языку и речи, тем свободнее ребенок будет их использовать в дальнейшем. При этом происходит становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.  направлений развития речи.

Сколько существует направлений работы по развитию речи

Любые виды интеллектуальной и практической деятельности человека сопровождает речь. Развитие речи дошкольников происходит в процессе работы по всем образовательным областям программы детского сада. Родной язык выступает средством познания природы, формирования математических представлений, музыкального  воспитания, развития изобразительной деятельности, физической культуры.

Какие выделяют направления работы по развитию речи дошкольников

Какие речевые навыки и умения формирует у детей каждое из направлений речевого развития

Воспитание звуковой культуры речи. Понятие «звуковая культура речи» включает:

– собственно произносительные качества, которые характеризуют звучащую речь. Это звукопроизношение, дикция, речевое дыхание, умение пользоваться голосом и т. д.;

– элементы звуковой выразительности речи. К ним относятся интонация, темп, ритм и др.);

 связанные с ними двигательные средства выразительности, такие как мимика, жесты, поза;

– элементы культуры речевого общения. Это общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора.

Пример:

Как можно формировать у дошкольников произносительные качества звучащей речи

Предложите детям произнести скороговорку разными способами: с различной степенью громкости – шепотом, вполголоса, громко; с различной скоростью – медленно, умеренно, быстро.

Стоит гора.

В горе нора.

В норе зверек.

Зовут – сурок.

Речевой слух совершенствуется при заучивании детьми стихов, потешек, считалок.

Звуковую культуру речи формируют с помощью специальных упражнений во время занятий по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой. Упражнения проводят не реже 2 раз в месяц в течение 5-7 минут.

Пример:

Какие стороны звуковой культуры речи можно развивать во время занятий по развитию речи

В процессе составления рассказов по картинкам, игрушкам,  во  время  пересказа  сказок,  рассказов,  при  заучивании  и  чтении  наизусть стихотворений воспитатель обращает внимание детей на громкость, темп речи, четкость и ясность произнесения слов, фраз, на правильное произнесение звуков и т. п.

При работе над звукопроизношением с детьми проводят разнообразные игры и упражнения на произношение и дифференциацию звуков, их отработку. Воспитатель дает образцы произношения, поправляет детей, которые допускают ошибки.

Как воспитателю выстроить результативную работу над звукопрозношением

Воспитатель строит занятия так, чтобы все дети, независимо от чистоты произношения звуков, имели возможность поупражняться в правильном произношении звуков. Нужно тренироваться правильно произносить звуки как по отдельности, так и в составе слов в связной речи.

Детей, у которых одинаковые недостатки звукопроизношения, можно объединить в небольшие группы или заниматься с ними в индивидуальном порядке.

Для закрепления звуков детям можно предложить для повторения соответствующие чисто- и скороговорки.

Если у дошкольника серьезные нарушения звукопроизношения, то к работе привлекают логопеда или переводят ребенка в логопедическую группу.

Направление 2. Развитие словаря. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Четыре задачи развития словаря дошкольников.

В словарной работе с дошкольниками значения слов можно уточнять с помощью противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению. Уделите внимание усвоению детьми оттенков значений слов, развитию гибкости словаря, употреблению слов в связной речи, в речевой практике.

Пример:

Как можно обогащать словарный запас детей в игре

Проведите со старшими дошкольниками игру «Часть – целое». Вы можете подобрать любые слова на свое усмотрение. Перед началом игры дайте детям словесную инструкцию:

– Я назову тебе часть предмета, а ты определи по этой части целый предмет. Если можешь дать несколько ответов – говори их все. Например, я говорю «желудь», а ты отвечаешь «дуб».

Развитию словаря дошкольников способствуют занятия по ознакомлению с окружающим миром, различные наблюдения, экскурсии. Дети учатся точно называть предметы и явления, их качества, обозначать их взаимосвязь.

Воспитатель проводит специальную работу над словарем и на занятиях по развитию речи. Например, он может создавать речевые ситуации, чтобы активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, сформировать умение выбирать наиболее точные слова для выражения мысли.

Направление 3. Формирование грамматического строя речи. Его ведут по трём основным направлениям: словообразование, морфология и синтаксис.

В словообразовании детей учат образовывать или изменять слова с помощью добавления к исходному слову окончания, приставки или суффиксов. Так дошкольники узнают, как правильно называть:

– детенышей животных: зайчонок, лисенок;

– предметы посуды: сахарница, масленка;

– направления движения: ехал – поехал – выехал и др.

Пример:

Какие словообразовательные ошибки встречаются в речи дошкольников

Незнание правил образования слов приводит к ряду ошибок в речи детей. Часто дошкольники:

– используют часть какого-нибудь слова как целое слово: «прыг»;

– к корню одного слова прибавляют окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»;

– одно слово составляют из двух: «ворунишка», «бананас».

В процессе обучения морфологии дети учатся употреблять разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, союзы, предлоги.

Пример:

Какие морфологические ошибки встречаются в речи дошкольников

Незнание форм слов и неправильное их употребление приводят к ошибкам в речи дошкольников. Часто дети:

– неправильно употребляют слова в разных падежах: У Пети семь карандашов, У кукле красивое платье, Мальчики ловят рыбу удочком, Мне в глазе мешает что-то, и др.;

– склоняют несклоняемые существительные: на пальте, не пианине, в кине;

– изменяют род существительных: большой яблок, мой полотенец;

– неправильно образуют глагольные формы: искай (ищи), скакай (скачи), сломатая игрушка

В синтаксисе нужно учить детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Значительное время воспитатели выделяют на отработку умения употреблять правильный порядок слов.

Пример:

Какие синтаксические ошибки встречаются в речи дошкольников

Чаще всего синтаксические ошибки в речи детей наблюдаются:

– в нарушении порядка слов в предложении: Куклу мама купила, заплакала Маша почему?

– при употреблении союзов и союзных слов: Я надел теплую шубу, почему что на улице холодно; Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют.

Направление 4. Развитие связной речи. Связная речь ребенка – это итог его речевого развития. Она базируется на обогащении и активизации словарного запаса дошкольников, на формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

В дошкольном возрасте у детей развиваются две формы связной речи: диалогическая и монологическая. Рассмотрим, как развивается связная речь у дошкольников разных возрастов.

В 3 года: детям доступна простая форма диалога – ответы на вопросы. Разговорная речь детей служит основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Пример:

Как педагог развивает у детей младшего возраста навыки диалога и готовит их к монологу

Чтобы развивать навыки диалога у младших дошкольников, педагог учит их:

– слушать и понимать речь взрослого;

– говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

– выполнять действие по словесной инструкции: принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке;

– отвечать на вопросы воспитателя;

– повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

– повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В 4 года: к этому возрасту словарный запас дошкольников достигает 2,5 тысяч слов. Можно начинать обучать детей пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

Какие тексты для пересказа подойдут для детей среднего возраста

Подбирайте тексты, которые соответствуют возрасту детей. Следите, чтобы  тексты были:

– без множества действующих лиц;

– с несложной последовательностью действий;

– только со знакомыми детям словами.

В возрасте 4-7 лет детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному. Оно начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Пример

Как можно обучать дошкольников составлять рассказ

Проведите с детьми игру «Рассказ по кругу». Эта игра проста в организации проведения, она не требует особой подготовки. Но она очень способствует развитию речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: «Сегодня выходной день и … ». Дальше его рассказ подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

В 5-6 лет: монолог в речи детей достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Но дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, потому что у них зачастую отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

Пример:

Какие приемы развития речи можно применять в работе с дошкольниками

В решении речевых задач должны принимать участие все дети, даже малоактивные. Для этого воспитатель сначала может спросить активных детей, с хорошей речью. Они послужат образцом для малоактивных детей.

В коллективном пересказе могут участвовать три дошкольника. Дети постарше могут сами подобрать себе товарищей для совместного рассказывания, распределить, кто будет рассказывать первым, кто вторым и т. д.

При составлении рассказов по картине в первое время дети могут повторять рассказ воспитателя. Так они усваивают композицию рассказа и способы словесного оформления. Затем дошкольники смогут самостоятельно описывать картину. Упражнение можно усложнить, если предложить детям придумать предысторию и продолжение того, что изображено на картине, попросить описать внешний вид персонажей картины и дать им характеристики.

Работу по описанию игрушек начинают со знакомства с объектом: какая игрушка, как называется, что с ней можно делать, как играть и т. д. Во время рассматривания игрушек воспитатель проводит лексические и грамматические упражнения. Вначале воспитатель может дать образец рассказа, а затем подводит детей к самостоятельному рассказыванию.

Рассказ по образцу воспитателя, плану или теме проводят в старшей группе. Дошкольников учат излагать мысли целенаправленно и самостоятельно, а не повторять за товарищем.

Направление 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Способствует подготовке детей к обучению грамоте и воспитывает у них любовь к родному языку. Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью.

Пример:

Какие задания и игры помогают дошкольникам осознать явления языка и речи

Дошкольники познают элементы языка на практическом уровне. Можно предложить детям различные задания и игры.

Задания:

– скажи одно слово, произнеси один звук;

– сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове;

– скажи одно предложение;

– сколько слов в предложении;

– назови первое слово в предложении, второе, третье.

Игра «Новые слова». Дети образуют новые слова, первый слог которых – это две последние буквы предыдущего слова. Например, «зер-ка-ло – ЛО-за – ЗА-бор и т. д.

Игра «Наборщик». Задача дошкольников – составить новые слова, которые спрятались в предлагаемом слове. Можно использовать слова «наборщик», «игрушки» и т. д.

Игра «Продолжай» или «Дополни предложение» (с мячом). Ребенок, которому бросили мяч, называет слово. Затем воспитатель бросает мяч другому ребенку и тот должен добавить к названному слову другое, которое будет с ним согласовано. Следующий ребенок продолжает или заканчивает предложение. Например: Яркое – солнце – светит – в окно.

Направление 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову. Восприятие художественной литературы и фольклора – один из видов деятельности, которая обеспечивает развитие во всех образовательных областях. Разберем, какие особенности восприятия художественной литературы характерны для дошкольников разных возрастов.

Младший дошкольный возраст. Для детей характерны:

– зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;

– установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;

– в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;

– эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

Средний дошкольный возраст. У детей происходят изменения в понимании и осмыслении текста. Это связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети могут:

– устанавливать простые причинные связи в сюжете;

– в целом правильно оценивают поступки персонажей;

– начинают реагировать на слово, проявляют интерес к нему;

– стремятся неоднократно воспроизводить слово, обыгрывать и осмысливать его.

Старший дошкольный возраст. Дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте. Их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства.

На этапе дошкольного обучения ведущая задача педагогов – привить детям любовь и интерес к художественному слову, чтению.

Какие задачи по развитию восприятия детьми художественной литературы стоят перед педагогами

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно».
В. Буш

https://youtu.be/0Dvtko6etsA

👆 по данной ссылке вы можете посмотреть родительский университет на тему «Под крылом моего папочки», о роли папы в воспитании детей.

Отец и мать, папа и мама – два самых родных и самых важных человека в жизни каждого ребенка. И если роль мамы всем понятна, то роль папы часто неосознаваема, непонятна и, к огромному сожалению, часто сводится лишь к наказаниям в жизни маленького человечка. А тем временем наши дети так сильно нуждаются в участии отца в их жизни, в его дружбе, заботе и защите. Мы предлагаем вашему вниманию серию статей под названием «Папа- это вам не мама!», в которых постараемся раскрыть роль отца в воспитании ребенка, общение отца с младенцем, взаимоотношения мужчины с дочерью, сыном.

Существует устоявшийся стереотип, что для развития малыша наиболее важной является связь матери и ребенка. Но, оказывается, общение ребенка с папой не менее важно для полноценного формирования личности. Так почему же роль отца обычно считается второстепенной? Социологи провели любопытные исследования. Семь человек из десяти считают, что мать и отец несут равную ответственность за воспитание ребенка. Но на деле отцы проводят вместе со своими детьми в среднем менее одного месяца в год. А ведь давно известно, что дети, растущие без отца, гораздо хуже учатся. Ведь каждый малыш нуждается в гармоничном развитии, которое можно получить лишь при наличии обоих родителей. Мама даёт своему чаду нежность и ласку, отец – защиту и уверенность.

Наверное, большинство из вас согласится с тем, что отец – это не вторая мать, не замена матери, а именно отец, нечто отдельное. Так что же специфично в его роли?

Ответим, приведя такой простой пример. Представьте, что вы делали какое-то важное для себя дело и у вас что-то не получилось, как хотелось бы. И кто-то из близких говорит вам примерно так: «Да ерунда, ты все равно самый лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не понимают». И представьте другой вариант реакции, что-то вроде: «Ну что ты сразу руки опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и делай еще попытку, все получится!» Какая реакция вам нужнее? Так сразу и не скажешь… Наверное, в разные моменты времени нужны обе.

Примерно так можно описать специфику роли отца и матери для ребенка. Мама – это прежде всего тот человек, который примет любой вариант, пожалеет, успокоит. Папа – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Что тут важнее? Ребенку крайне важно то и другое.

О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. Важно, то, что дают ему родители, в частности отец может дать то, что ни кто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах, мужчина должен оставаться папой.

Итак, как современный папа может (и должен) участвовать в воспитании ребенка?

Давайте посмотрим, в каких аспектах развития и воспитания ребенка участие папы будет наиболее полезно:

  • В первый год жизни очень значима роль отца в физическом развитии ребенка и формировании основных двигательных навыков. Как правило, игры пап с детьми отличаются от того, как развлекают малышей мамы: отцы более склонны к активным физическим забавам, они не боятся подбрасывать детей, вертеть их, учат их кувыркаться, катают на плечах и т.д. Это стимулирует физическую активность малышей.
  • Отец может стать неоценимым помощником в развитии мышления ребенка. Отмечено, что отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки: связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под карапуза.
  • Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор малышей, способствует формированию у них более широкого поля интересов.
    Фигура отца важна для выстраивания конструктивных отношений в паре «мать-ребенок».
  • В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе развития ребенка (обычно после года) отец помогает ему максимально безболезненно «отделиться» от матери и выработать им оптимальную дистанцию. Некоторые психологи даже рекомендуют именно отцам брать на себя инициативу в таких значимых с точки зрения взросления малыша и социализации мероприятиях, как «переселение» ребенка в свою кроватку, «знакомство» с садиком и т.д.
  • Именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок чувствует себя
  • Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) будут придерживаться.
  • Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин.

За что отвечает папа? Какова роль отца в семье? Неужели только добывать средства для безбедного существования? Конечно, нет! Постепенно общество пришло к следующему выводу: «в вопросах воспитания детей папа может дать то, чего не может мама, – у родителей разные, дополняющие друг друга функции». И лишь тандем мамы и папы дает возможность для становления гармоничной личности ребенка.

Маму ребенок ощущает частью себя, а папа – это вестник мира. Так ощущает малыш в самом начале жизни, так будет и в дальнейшем – мама дает любовь, а папа открывает дорогу в мир. Именно папа поощряет активность детей в освоении мира, формировании и достижении целей. Но папа не только проводник, но и контролер. Любовь матери – безусловная и бесконечная, отцовская любовь требовательна, она возникает, условно выражаясь, как награда за социальную адаптацию и успехи ребенка.
Папа – это воплощение дисциплины, требований, норм. Такой баланс принятия (мама) и отдачи (папа) необходим для развития личности.
Именно папа отвечает за принятие ребенком своего пола и усвоение соответствующей модели поведения. Одна из распространенных ошибок – воспитание малыша как бесполого существа. Задача папы – подчеркивать и культивировать мужское или женское в сыне или дочери.
Для того чтобы быть отцом, мало быть добытчиком и далекой карающей инстанцией. Хотите иметь влияние на ребенка, привить ему свои ценности – наладьте с ним настоящий контакт с самого рождения и продолжайте поддерживать его всю жизнь. Как говорил один хороший папа: «Хочешь быть близким – первые пару лет придется попотеть, а отдачи сначала не будет».
Отец – это гид ребенка по миру. Если он не отмахивается от заданных вопросов, создает богатую окружающую среду, поддерживает ребенка в его начинаниях и показывает, как надо и не надо, – папа выполняет свою миссию.
Папа – большой ребенок, и это – его уникальная особенность. Именно папа использует весь окружающий мир как большое игровое развивающее поле, папа учит ребенка причинно-следственному принципу, папа умеет использовать обычные вещи необычным способом и таким образом расширять границы сознания ребенка, папа не боится умеренных стрессов, так как знает, что они закаляют. И отцам ни в коем случае нельзя «забивать» эти свои черты, а, наоборот, нужно всячески их оберегать и культивировать, они – один из самых ценных подарков вашим детям.
Науке давно известно (и нужно принять этот факт), что личный пример играет второстепенную роль: мужественность сына не зависит от мужественности отца, главное – истинная теплота и близость.
Папа и сын
Папы всегда стараются вырастить из сыновей настоящих мужчин, но порой это благое намерение выливается в излишнюю строгость и отстраненность – чтобы не вырос «мямлей», да и «не пристало настоящим мужикам нежничать». Меж тем, излишняя строгость развивает в малыше страхи. При наличии душевной близости между отцом и сыном детишки вырастают более спокойными и благополучными, даже если с мамой такой близости не наблюдается. Если отношения с папой теплые, если с сыном общаются на равных, он с большей вероятностью усвоит родительские ценности как свои. Самый простой рецепт наладить эту близость – расслабиться, перестать быть только папой и начать получать от общения с малышом искреннее удовольствие и радость.
Но не забывайте соотносить уровень своих требований и возрастные возможности ребенка: невозможность исполнить завышенные требования приводит к потере веры в себя.
И, конечно, папа – это пример, с него мальчик «рисует» будущего себя: мужчину, мужа и отца. Не важно, что вы говорите ребенку, важно, как вы себя ведете, – подражать малыш будет только вашему поведению.
Отец и дочка
Именно отец определяет женскую судьбу своей дочери. Ее успех в личной жизни, выбор партнеров и отношения с ними – это зона отцовской ответственности.
Для девочек невероятно важен физический контакт с отцом – поцелуи, объятия растят и подпитывают ее чувство собственного достоинства, поэтому основная задача многих пап для начала – преодолеть барьер частого физического контакта и научиться быть нежными. Психологи и мудрецы утверждают – настоящую женщину может воспитать только отец. Заботясь о нем в быту, получая его ласку и признание, ощущая его защиту, воспринимая его советы, девочка становится настоящей женщиной.
В то же время нельзя ограничиваться развитием в дочке только женских черт. Во-первых, «маленькие королевны», часто весьма избалованные и даже эгоистичные особы, трудно приспособляются к реалиям жизни. Воспитание женщины – это не только ухаживание и потакание капризам, но и взращивание лучшего, что есть в женщине, – терпения, гибкости, мудрости. Во-вторых, как правило, успешные в профессии и социуме женщины – это те, в интеллектуальное развитие которых отцы вкладывали столько же, сколько обычно вкладывают в сыновей. Для дочки, чтобы она выросла самостоятельной, также важна совместная деятельность с папой, его рассказы и советы.
Как и для мальчика, для девочки отец – тоже образец, только представителя противоположного пола. От того, как папа ведет себя с ней и мамой, зависит сценарий будущей жизни дочери – от матери это зависит в минимальной степени. Основная потребность дочери – ласка и доброта по отношению к ней. Поведение отца дочь усваивает как образец мужского отношения к женщинам, его образ становится ее романтическим идеалом, и в будущем девочка неосознанно ищет подобного отношения к ней.

Если папа вечно занят.
Папа очень много работает? Это вовсе не говорит о том, что малыш обязательно будет обделен отцовским вниманием. Ведь важно не количество, а качество общения ребенка и отца. Даже самый занятой папа сможет поцеловать малыша на ночь, поиграть с ним. Дефицит живого общения можно компенсировать во время отпуска и в выходные. Такое общение может быть даже продуктивнее каждодневного. Ведь ребенок и отец успели соскучиться друг по другу: у них накапливается много новостей, возникает желание общаться, делиться впечатлениями.
Было бы желание…
Воспользуйтесь тем, что все мужчины любят играть: игры с папой – это море эмоций! Самое важное в общении папы и ребенка – это само желание общаться. Тогда даже расстояние и отсутствие времени не помеха. Главное, чтобы малыш знал: отец его любит, ему интересны все события в жизни ребенка. И самое главное, что папа всегда поможет и советом и делом.

По материалам интернет изданий

Отличный вариант – какая-нибудь креативная игра. А чтоб решить, какая игра подойдет твоему мужу и ребенку, разузнай у любимого, о чем он мечтал в детстве, чем увлекался. И воплоти детские мечты мужа в его совместных играх с ребенком.
Например, ты знаешь, что любимый в детстве мечтал о железной дороге, которую родители так и не смогли ему купить. Значит, конструктор «железная дорога» – отличная игра для папы с ребенком. Ведь мало кто из взрослых не хочет хоть на минутку вернуться в детство.
1. Лего или любой конструктор типа лего – отличная креативная игра для папы с ребенком. Тем более что выбрать можно практически что угодно – от гоночной машины или строительного крана до пиратского корабля, космической подстанции или невероятного робота.
2. Практически любое папино хобби может стать для ребенка увлекательным делом. Главное, помочь мужчине это осознать и объяснить, что малыш искренне рад общению с ним. Например, рыбалка – хорошее дело для папы и ребенка. Вероятность очень велика, что ребенку понравится это дело, если папа настоящий рыболов.
День папы
3. Для папы и ребенка постарше подойдут для совместного досуга более взрослые игры. Например, страйкбол или картинги, боулинг или даже квест. В принципе, любая взрослая игра, если правильно выбрать место и время, в компании папы станет настоящим праздником для ребенка.
4. Чтоб папе и ребенку не было скучно вместе, предложи им, например, заняться собиранием моделей самолетов, автомобилей или кораблей. Это и увлекательное хобби для папы, и развивающая творческие способности игра для ребенка.
5. Любой вид спорта, которым мужчина мечтал заняться в детстве или молодости, может стать отличным общим делом для папы и ребенка. Например, ты знаешь, что твой муж так и не нашел время научиться танцевать степ. Ищи курсы, на которых и ребенка, и его папу обучат этому танцу. Так они вместе весело и с пользой проведут время. Та же самая история с плаваньем, боевыми видами искусства, лыжами и другими видами спорта.
В общем, секрет хороших отношений папы и ребенка прост – найди для них общее дело, которое заинтересует обоих. В процессе полезного времяпрепровождения между отцом и малышом точно зародится крепкая дружба!

____________________________________________________________________________________

Памятка для родителей

«Как отвечать на детские вопросы?»

Уважаемые родители!

Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут на них готовые ответы. Как же правильно отвечать на детские вопросы? Давайте разберемся вместе.

Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
  • Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречными: «А ты как думаешь?»
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных не доступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».
  • По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Помните, ответы на детские вопросы очень важны для ребенка и сильно влияют на его развитие и знания, старайтесь не давать готовую информацию, а подсказывать, где можно найти ответы и ищите их вместе!

____________________________________________________________________________________

 «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

(родители, эта информация для вас)

Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Вам как его родителям важно:

  • С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо — воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
    Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
  • Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
  • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
  • Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
  • Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
  • Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

Что должен уметь ребенок в 3-4 года.
Математика.
• Уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальцев на руке.
• Уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
• Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).
• Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
• Уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
• Уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Развитие мышления, памяти, внимания.
• Уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
• Уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
• Уметь находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор.
• Уметь находить сходства и различия между предметами.
• Уметь запоминать 2-3 картинки.
• Уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
• Уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза.
• Уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
• Уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
• Находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
• Уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Развитие речи
• Уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
• Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
• Уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
• Уметь называть по одному признаку каждого предмета.
• Знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
• Уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
• Знать свое имя и фамилию.
• Уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Окружающий мир.
• Знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
• Знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
• Знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
• Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
• Иметь представление о материалах, из которых изготовлены предметы.
• Знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
• Ребенок должен уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер.
Навыки обихода.
• Уметь самостоятельно надевать вещи (без застежек).
• Уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
• Уметь обводить и раскрашивать картинки.
• Знать основные правила гигиены.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Уважаемые родители и дорогие ребята!

Предлагаю для вас интересные задания и игры по освоению образовательной программы детского сада!

____________________________________________________________________________________

Тема: «Что такое наше тело? Что оно умеет делать?»

  1. Обратите внимание на то, что есть у человека: туловище, руки, ноги, голова, лицо, волосы… Объясните, для чего человеку нужна голова, уши, глаза, руки, ноги?.. Что мы делаем головой? – думаем; ушами… — слушаем; глазами… — смотрим; носом… — дышим, нюхаем; ртом… — едим, пьем, говорим; руками… — берем, держим, трогаем, рисуем… Расскажите, зачем человеку зубы? Как он может о них заботиться и зачем? Поговорите с ребенком о том, как человек может позаботиться о своем здоровье?
  2. Спросите, знает ли ребенок названия пальцев?

Постарайтесь объяснить, почему каждому пальцу дали такое название, выучите смешное стихотворение о пальчиках:

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? — спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманит,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю– Очень маленьких люблю!

Источник: https://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-palchiki-dlya-detej-17-luchshix.html

  1. Попросите ребенка показать левую руку, правую ногу, левое ухо, правый глаз, правое плечо, левое колено, правую пятку. Дотронуться мизинцем правой руки до левой щеки.
  2. Поиграйте в игру «Большой — маленький».

Что у тебя, а что у куклы? (у меня палец – а у куклы пальчик, у меня голова – а у куклы головушка и т.д.)

  1. Игра «У кого что?»

У птицы клюв, а у меня –

У птицы крылья, а у человека –

У птицы перья, а у человека –

Птица клюет, а я –

У птицы птенцы, а у мамы –

Птица летает, а человек –

  1. «Скажи наоборот»:

большой (а наоборот какой?) – маленький,

трудолюбивый – ленивый,

детский – взрослый,

грустный – веселый,

смелый – трусливый,

злой – добрый,

говорить – молчать,

низкий – высокий,

глупый — умный,

широкий – узкий.

7. Подумайте, чего у человека по одному, а чего по два: два уха, два глаза, две щеки, но одна голова, одно туловище, один нос и т.д.

8. Отгадайте загадки о человеке:

  • Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят.
  • Красные двери пещере моей. Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб — Всю добычу мою я с радостью белым зверям отдаю.
  • У двух матерей ПО пяти сыновей,  и одно имя всем.
  • У Алешки – копной, у Аленки – волной.
  • На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.
  • Вот гора, а у горы – две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.
  • Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле …
  • Оля ягодки берет ПО две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле …
  • Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки. А для этого нужны Нашей Оле …
  1. Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

головой мы (что делаем?) — думаем;

ушами … — слушаем;

глазами … — смотрим;

носом … — дышим, нюхаем;

ртом … — едим, пьем, говорим;

руками … — берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами … — ходим, бегаем, прыгаем.

  1. Образование существительных множественного числа

«Назови по образцу» (детям от 4 лет)

Палец (а они?) — пальцы         плечо — плечи

рука — руки                             нога — ноги

язык — языки                          голова — головы

колено — колени                     ухо — уши

лоб — лбы                              локоть — локти

бровь — брови                        голос — голоса

ноготь — ногти                       веко — веки

  1. Классификация понятий «Четвертый лишний» 

Голова, шапка, ладонь, шея (шапка);

Варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки);

Нога, стопа, сапоги, колено (сапоги);

Глаза, нос, рот, очки (очки).

  1. Образование существительных множественного числа

в именительном и родительном падежах «Один — много»

Голова — две головы — голов,                          рука — две руки — рук,

нога — две ноги — ног,                                     ступня — две ступни — ступней,

палец — два пальца — пальцев,                        глаз — два глаза — глаз,

ухо — два уха — ушей,                                      нос — два носа — носов,

рот — два рта — ртов,                                      зуб — два зуба — зубов,

язык — два языка — языков,                             пятка — две пятки — пять пяток,

колено — два колена — колен,                          локоть — два локтя — локтей,

плечо — два плеча — плечей,                           спина — две спины — спин,

живот — два живота — животов,                       волос — два волоса — волос,

щека — две щеки — щек,                                  лицо — два лица — лиц,

лоб — два лба — лбов,                                     ноготь — два ногтя — ногтей,

ресница — две ресницы — ресниц,                    голос — два голоса — голосов.

____________________________________________________________________________________