«Играя с песком, развиваемся и познаём».
Задачи:
1.Повысить знания родителей о значении игр с песком в развитии детей дошкольного возраста.
2.Вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях.
3.Обучить способам и приёмам игр с песком
Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.
Ход мастер-класса:
— Здравствуйте, уважаемые родители!
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы родителей).
(Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз и конечно же игры из детства в песочнице. Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.)
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно в песочнице происходят первые контакты детей друг с другом. Сегодня я хочу вам показать возможности использования песочницы с другой стороны. Игра с песком как способ развития ребенка.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Чем же полезны игры с песком….
— развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
— снимают мышечную напряжённость;
— помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
— развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
— стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
— позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
— преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
— развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
— совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
— способствуют расширению словарного запаса;
— помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
— позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
— способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
— помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
-Игры с песком способствуют у ребенка выработке у ребенка уверенности в себе.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.
Сегодня мы с вами попробуем использовать некоторые игры с песком.
Подойдите, пожалуйста, к столам.
Для начала, я хочу Вас познакомить с 5 шагами организации игрового процесса:
- Первый шаг– демонстрация песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».)
- Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)
- Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
- Четвертый шаг – формулирование темы , инструкций к играм, основное содержание игр.
Предлагаю вам отгадать загадку. . Загадки: на косу она похожа, но косить траву не может. Не наточена совсем. И не косит цифра …(7).
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец). Молодцы!
А теперь с вами отправимся в гости к зайчику (прыгают пальчиками к зайчику), где находиться зайчик? (вверху, внизу и т.д.) где живет заяц? (заяц живет в лесу, потому что он дикое животное). Кто живет рядом с зайчиком? (перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных). С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем питается зайчик? Таким образом, мы решаем ряд задач. ..это и закрепление названия диких животных, и развиваем речь детей и т.д.
Также можно и закреплять счет с детьми. Я пишу цифры в ряд и пропускаю некоторые. Допишите цифры, какие я пропустила.
И еще одна интересная игра, которую можно использовать с детьми. Пишу на песке знакомую букву и часть стираю, а вы допишите ее «вылечите букву». Молодцы.
- Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
(Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на место; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!)
Рефлексия. Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие психических и речевых процессов.
Как вы думаете, в каких ещё видах деятельности можно использовать песочные игры?