Рычкова Юлия Геннадьевна

Добро пожаловать! Рада видеть Вас на своей страничке! 

Мастер-класс для родителей

по изготовлению открытки для ветеранов

«Спасибо вам, что мы войны не знали!»

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Современное общество заинтересовано в воспитании нравственной и высокодуховной личности. Гуманное отношение к окружающим, способность к сопереживанию, сочувствию – это одна из основ воспитания нравственности у детей.

Ребята, а вы знаете, что такое милосердие? Это умение быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, пожалеть, относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. Это готовность прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. Умение считаться с желаниями и интересами друзей. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» — животным.

Эти качества мы развиваем в детях с самого раннего возраста своим примером.

Умение дарить подарки – это одно из важных умений с точки зрения воспитания нравственных качеств. Важно, чтобы дети умели не только принимать подарки, но и дарить их искренне, от всего сердца.

Доброй традицией нашего детского сада является изготовление открыток для жителей нашего микроучастка накануне празднования Дня Победы. Ребята с большой любовью и старанием мастерят эти открытки.

В этом году мы предлагаем вам принять непосредственное участие в подготовке к празднику Победы и изготовить открытку в технике оригами для ветеранов. (Слайд образец). А вручить вы её сможете вместе с детьми, посетив городские мероприятия, посвящённые Дню Победы.

Изготовление открытки.

Мы благодарим вас всех за участие! А закончить нашу встречу мы хотим такими словами.

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей

Делай доброе дело – ради счастья людей

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело – тем живем на земле.

(А.Лесных)

Приложение к мастер-классу  Презентация к мастер-классу

 

Консультация для педагогов ДОУ

«Основы финансовой грамотности у дошкольников».

«Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

 

Цель: повышение финансовой грамотности педагогов.

Задачи:

1.Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и

расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности

  1. Развить потребность к самостоятельному получению знаний,

самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности; умение работать в коллективе;

3.Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, вязанных с деньгами и тратами. (слайд1)

Финансовая грамотность означает, что вы понимаете, как зарабатывать, экономить, тратить (в том числе и жертвовать на благотворительность) и инвестировать деньги. Даже дошкольников можно научить элементарным правилам, как зарабатывать деньги и распоряжаться ими.

Ребенок-дошкольник поневоле встречается с экономикой. Он практически ежедневно слышит в семье, в торговых центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как «мое», «твое», «наше», «обмен», деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить, «продать», «заработать». т.д.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Как отличить финансово грамотного человека от неграмотного?

(слайд 2)

Финансово грамотный человек:

  1. планирует свои доходы и расходы
  2. имеет сбережения
  3. тратит меньше, чем зарабатывает
  4. умеет выбирать финансовые услуги
  5. знает свои права, как потребителя финансовых услуг

Какие азы финансовой грамотности должны знать дети?

— умение ценить деньги

— умение считать деньги

— умение зарабатывать и создавать источники доходов

— умение экономить и сберегать

— умение тратить и жить по средствам

— умение возвращать долг

— умение делиться

Сам ребенок не освоит эту область самостоятельно, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы про деньги:

Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?

«Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт: Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:

— Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.

— Чтобы он имел возможность жить с комфортом.

— Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.

— Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Поэтому проблема финансового воспитания детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

Но прежде чем формировать основы финансовой грамотности надо поставить перед собой и детьми цель и задачи.

(слайд 3)

Цель: помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Чтобы добиться поставленной цели надо решить ряд задач:

Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать в своей работе с детьми образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольниковформирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России. Программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах. Процесс обучения легко превратить в игру, понятную маленьким детям. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

(слайд 4)Необходимо  предусмотреть следующие формы и методы работы с детьми в направлении формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности:

— игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приемы, интерактивные театральные мини — постановки);

— словесные (беседы, объяснения, рассуждения, рассказы, чтение с обсуждением прочитанного, пояснения (Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду);

— наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и иллюстраций);

— практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование).

Но базовой формой и методом является игра. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, семейные, дидактические.

Используя сюжетно — ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.

Вся работа по формированию финансовой культуры и овладении финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста строиться по 5 образовательным областям:

(Слайд 5)Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности  разделена на четыре экономических блока.

1 блок: Труд и продукт труда (товар)

Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще.

Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.

Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.

2 блок: Деньги и цена (стоимость).

Понятие «деньги»

Что такое деньги и зачем они нужны:

  • Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).
  • Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
  • Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
  • Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

Зачем людям нужны деньги.

Цена (стоимость)

  • Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
  • Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».

Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

Торговля и торг

  • Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
  • Хозяин товара и продавец.
  • Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)

  • Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
  • Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что в следующий раз (приоритетность, планирование).

Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

3 блок — Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Беседы о рекламе, запомнившейся детям.

4 блок — Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).

Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).

Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.

Воспитание у детей следующих привычек:

— бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам;

— разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

— экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);

— нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Взаимодействие с семьёй.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

  1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;
  2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома
  3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);
  4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Приложение  Презентация к консультации Основы финансовой грамотности

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ

 ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Цель: помочь своим воспитанникам сформировать опыт моральных отношений и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитать их чувства и зажечь в их сердцах огонь человеческой доброты.

Задачи:

  1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
  2. Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.
  3. Обогатить словарь детей «вежливыми» словами.
  4. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

 

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождают человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума.

Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ No 1155 в современных основных общеобразовательных программах должно предусматриваться нравственное становление личности и формирование этических представлений. К примеру, при освоении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусмотрено приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и пр. Содержание этой образовательной области направлено на овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми посредством развития свободного общения со взрослыми и детьми, практического овладения воспитанниками нормами речи и т. д.

Согласно ФГОС ДО итоговыми результатами освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: откликается на эмоции друзей, владеет средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и конструктивными способами взаимодействия с детьми, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации и управлять своим поведением, может планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения и т. д.

Дружба – один из видов личных отношений. В педагогике дружбу рассматривают в русле содержательных взаимосвязей между детьми, их межличностных взаимоотношений.

Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие.

Потребность в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы. Нравственные основы дружбы не родятся в душе человека сами собой. Чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Формирование дружеских взаимоотношений, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Работа по формированию дружбы должна быть целенаправленной, последовательной, комплексной, систематической, включающая повышение педагогической компетенции воспитателей в данном вопросе, взаимодействие с родителями и непосредственно работу с детьми.

Одним из основных средств в формировании дружбы у детей является детская книга. Книга, художественный рассказ помогают детям старшего дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей. Эмоциональный фон, как и в младшем возрасте, сохраняет свою силу, но теперь книга дает материал для переживаний уже более высокого порядка, поднимает на более высокий уровень нравственное сознание ребенка.

Чтение художественного произведения помогает ребенку выделить положительных героев и через принятие их внутренней позиции – подражать любимым персонажам. Так формируется внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается опыт ребёнка, запускается процесс развития морально-нравственных качеств.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, умение правильно оценить поступки героев, усвоить нормы нравственного поведения.

Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Следует подчеркнуть, что формирование представлений о дружбе у дошкольников посредством художественной литературы и театрализованной деятельности предполагает поэтапное решение задач взаимодействия участников педагогического процесса и включает три этапа:

а) этап накопления первичных представлений о дружбе, взаимовыручке и уважительном отношении к товарищам при условии активной обучающей роли педагога во время чтения художественной литературы и подготовки к проведению игры;

б) этап приобщения к общечеловеческим ценностям и социальным представлениям о дружбе как объединяющим основам и общепринятым нормам межличностного поведения при условии партнёрской педагогической позиции воспитателя;

в) этап самостоятельного использования детьми накопленных знаний в жизни и повседневной деятельности.

Процесс формирования ценностных представлений о дружбе необходимо осуществлять при специально-организованной педагогической работе, которая должна протекать с учетом возрастных особенностей и ориентацией на содержательные характеристики дружбы как ценностного представления.

В работе с детьми по данной проблеме нами были определены два этапа.

Первый этап – был направлен на раскрытие сущности проявления дружеских взаимоотношений через художественные произведения.

На начальном этапе работы было важным сосредоточить внимание и переживания детей на текстах, где в качестве главного героя выступает персонаж, характеризующийся высоконравственными качествами личности, художественные средства, в изображении которого способствуют глубокому эмоциональному воздействию на эмоциональную сферу дошкольника.

Для этого  нами были подобраны и прочитаны художественные произведения, которые включали в себя конкретные примеры проявления дружеских отношений.

Методика работы над произведением включала в себя три этапа. На первом происходило знакомство с произведением, основная цель — обеспечение детям правильного и яркого восприятия литературных текстов. Затем проводилась беседа о прочитанном произведении с целью уточнения содержания. На третьем этапе организовывалось повторное чтение текста или чтение понравившихся эпизодов, с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

В группе должна быть создана спокойная обстановка, с соответствующей эмоциональной атмосферой.

Чтению предшествовала краткая вводная беседа, связывающая опыт детей, текущие события с темой произведения. Детям задавались вопросы: «Как вы думаете, что такое «дружба», «взаимопомощь»? и т.д.; «Важно ли проявление этих качеств?»; «Кого можно назвать настоящим другом?». Далее в ходе беседы раскрывалась содержательная сторона гуманных проявлений.

Для углубления и уточнения образа осуществлялся показ иллюстраций, слайдов, репродукций картин. Так же использовались творческие задания на подбор антонимов, на продолжение авторского рассказа, что позволяло отследить понимание нравственного подтекста произведения; широко использовались пословицы о дружбе.

Так, для формирования представлений о друге, мы использовали, например, рассказ В.Донникова «Самое лучшее», герой которого думал, что одному лучше; но события, произошедшие  с детьми в лесу, показали, что самое лучшее быть вместе с друзьями, с теми, кто тебя понимает и поддерживает.

В рассказах О.Секора «На дворе играют дети» (в частности, «Петя молодец» и «Про жадную Эллинку») повествуется о детской дружбе, о том, как ребенок преодолевает жадность, как дети умеют сами проучить товарища, нарушающего нормы взаимоотношений. Эти произведения способствовали дальнейшему формированию правильных представлений о настоящей дружбе и особенностях ее проявления в поведении со сверстниками.

Широко применялось эмоционально-смысловое общение, которое относится к числу специфичных и в то же время универсальных форм педагогической работы. Название эмоционально-смысловое обусловлено тем, что такое общение предполагает воздействие на эмоции детей, побуждение к переживанию смысловой стороны общения.

На втором этапе детей подключали к участию в игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. Для этого        детям было предложено вспомнить типичные ситуации из личного опыта, поделиться ими, рассказать, как они вели бы себя в подобной ситуации. Далее детям была дана установка на то, чтобы каждый назвал героя, на которого хотелось бы быть похожим.

В ходе беседы вновь раскрывалась сущностно-содержательная сторона дружеского отношения к людям. Дети уже сами с удовольствием говорили о том, что же такое дружба. Их ответы корректировались.

В процессе совместной деятельности дети поняли, кого считать настоящим другом, что дружба несовместима с такими негативными качествами как ненависть и зависть.

Детям было дано задание изобразить чувство дружбы в рисунках, так, как они его понимают.

Разработанный план работы способствовал более высокому уровню формирования нравственных представлений посредством совместной деятельности и, в частности, ценностных представлений о дружбе.

В реализации процессуальной стороны приобщения дошкольников к ценности дружбы важную роль играет личность педагога. Выступая посредником между ребенком и миром культуры, социальной жизнью именно он дает возможность почувствовать красоту, смысл явлений, поступков, выражать свое отношение к различным сторонам жизни. Любое  общение педагога с детьми должно нести эмоциональную окрашенность. И с развитием малыша эмоциональное общение, несомненно, должно оставаться в совместной жизни взрослого и ребенка, пронизывать все формы педагогической работы.

Результаты проведенной работы с детьми показали, что мягче стал климат в группе, больше понимания, сочувствия и доброты. Дети стали вежливее, жизнерадостнее, веселее. В группе царит атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. У детей изменилось отношение к животным и родной природе. Ребята очень хорошо понимают и воспринимают уроки добра и умеют анализировать художественную литературу по теме нравственного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективным мир.

 

 

Консультация для педагогов

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе организованной и самостоятельной деятельности».

Цель: научить детей дошкольного возраста пользоваться диалогом как формой общения в процессе организованной и самостоятельной деятельности.

Задачи:

  • Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  • Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • Развивать умение следовать правилам ведения диалога

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.

Разговор педагога с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными.

Например, девочка принесла в группу своего зайчика. Она застенчива и молчалива. Воспитательница подошла к ней и спросила: «Ты дома своего зайчика накормила?» – «Да». – «А что ты ему давала?» – «Чайку». – «Чай он пил. А что ел?» – «Булку». – «А сейчас что твой зайчик делает?» – «Спит». – «Вот ты и белого зайчика покорми и уложи их вместе спать».

В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.

Например, однажды дети нарвали одуванчиков и поставили в вазу. Вечером, уходя домой, Юра подошел к букету, посмотрел на него, очень удивился и позвал других детей: «Смотрите, смотрите, цветы закрылись!» «Это они спать хотят», – сказала Люся. «Нет, они завяли», – сказала другая девочка. Так возник непреднамеренный разговор. Далее воспитатель поддержал его и объяснил, почему одуванчики закрылись. Утром, когда дети увидели вновь распустившиеся цветки, разговор продолжился.

Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

1) любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;

2) передачу литературных текстов по ролям.

Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов.

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.

Таким образом, игровые упражнения в диалоге разнообразны. Их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги без опоры на литературный образец, приближают их к реальному общению.

В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

В непосредственном общении с воспитателем дети задают много вопросов, которые показывают, как растут их сознание, интересы, расширяется круг знаний. Они живо интересуются жизнью взрослых, окружающими предметами, природой. Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов.

Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Педагог дает образец словесной просьбы, который дети могут повторить. «Ира, пожалуйста, пойди к Анне Ивановне и скажи: «Анна Ивановна, если вам не трудно, поменяйте нам воду в тазу, мы моем кубики». По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность.

Методические приёмы обучения детей диалогической речи.

Беседа — организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Так, после бесед о семье, о труде матери дети стремятся действенно проявить свое отношение к близким людям. «Посоветуйте, что мне подарить маме, у нее скоро день рождения»,— обращается девочка к воспитательнице после одной из таких бесед. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают, содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.

Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же, простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.
Развитие диалогического общения детей со сверстниками.

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие.

Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены (в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).

Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.

Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т. д.

В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.

Общение должно быть доброжелательным, адресованным, поддерживаемым комментирующими, рассуждающими, взаимосвязанными высказываниями, вопросами, побуждениями.

Дидактические игры для развития диалогической речи детей
Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Отвечай быстро
Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры
Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:—        Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
—        Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.
—        Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Так бывает или нет («Небылицы»)
Цели: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
—   Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

  • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
    Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
  • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
  • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
    сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
    Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.Ошибка
    Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
    Ход игры
    Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
    Примеры суждений:
  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.

Волшебный ключ
Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
— Разрешите пройти.
— Разрешите, пожалуйста.
— Позвольте пройти.

  • Пропустите меня, пожалуйста.
  • Вы не могли бы пропустить меня?
  • Если можно, пропустите, пожалуйста.
  • Извините, я могу пройти?

Знатоки
Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.
Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

Ход игры
Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

  • назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;
  • покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
  • расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)… ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.
Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.
Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.

ИГРЫ С ТЕЛЕФОНОМ
Заказ такси по телефону
Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.
Ход игры
Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
— На какое время вам нужна машина?
— На 8 часов утра.
— Ваш адрес…
— Куда поедете?
— В детскую поликлинику.
—  Назовите ваш телефон.
—  Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
—   Спасибо. До свидания.

Звонок на работу маме (папе)
Цели: Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Ход игры
1.Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2.   Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3.Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.
—   Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
—   Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
—      Спасибо.
—     Алло, Алеша, что случилось?
—     Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
—     Что с бабушкой?
—     Она простыла, и у нее болит голова.
—     Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
—           Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
—            До встречи, сынок.

Звонок в поликлинику
Цели: Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.
Ход игры
1. Беседа.
—   К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?
—  Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.
 Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача.
— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?
— Да. Здравствуйте.
— Я бы хотела вызвать врача на дом.
— Что случилось?
—  Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.
—  Нет ли насморка и головной боли?
—   Нет, только кашель.
—   Имя, фамилия девочки? Возраст?
—   Ваш адрес?
—    Наш адрес…
—    Врач придет во второй половине дня.
—    Спасибо. До свидания.
—    Всего доброго.
3.Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.