Николаева Людмила Андреевна

               

                       

 

 

 

«Правила безопасного поведения на железной дороге»

https://youtu.be/JU3M7jxcaxk

Презентация «Правила безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте»

https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fpost568164%2Fpravila-bezopasnogo-povedenija-detei-na-zhel-doroge_ta4it.pptx&wdOrigin=BROWSELINK

 

Памятка для родителей

 ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Железнодорожные пути являются объектами повышенной опасности.

Находясь на них, вы подвергаете свою жизнь риску.

        Переходить железнодорожные пути можно только в установленных и оборудованных для этого местах, убедившись в отсутствии приближающегося поезда или на разрешающий сигнал переездной сигнализации.

В целях сохранения своей жизни, никогда и ни при каких обстоятельствах:

  • не подлезайте под пассажирские платформы и подвижной состав;
  • не прыгайте с пассажирской платформы на пути;
  • не проходите по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума;
  • не находитесь на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения;
  • не поднимайтесь на опоры и специальные конструкции контактной сети, воздушных линий и искусственных сооружений.

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ЗАПРЕЩЕНО:

  1. Ходить по железнодорожным путям.
  2. Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.
  3. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
  4.  На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.
  5. Проходить вдоль, железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
  6.  Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.
  7. Стоять на подножках и переходных площадках, открывать двери вагонов на ходу поезда, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей пригородных поездов.
  8. Проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.
  9. Оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах.
  10.  Выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда.
  11.  Прыгать с платформы на железнодорожные пути.
  12. Устраивать на платформе различные подвижные игры.
  13. Курить в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в не установленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщения.
  14.  Бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

Родители! Обратите особое внимание на разъяснение детям правил нахождения на железной дороге. На железной дороге запрещено оставлять детей без присмотра – это может привести к трагическим последствиям. Всегда помните, что находясь на железнодорожных объектах, детей необходимо держать за руку или на руках.

Железная дорога не место для игр, а зона повышенной опасности!

Берегите вашу жизнь и жизнь ваших детей!

——————————————————————————-        

  Консультация для родителей:

 «Железная дорога – зона повышенной опасности»

 Российские железные дороги –

Надёжная стальная магистраль.

Здесь правила движения

очень строги,

Покорны поездам да далью даль.

Железная дорога — удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Основной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

— Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

— Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя — просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?

— Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни.

—  Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее.

Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы.

И что ждать в этом случае?

Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?

— Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?

— Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

— Самое главное — переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы.

Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда.

Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни — это самое ценное. Я хочу обратиться именно к детям: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога — не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах —  ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

Приближаясь к железной дороге — снимите наушники — в них можно не услышать сигналов поезда!

Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.

Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд.

                                                       Берегите себя!

 ——————————————————————————————————————————————

 

                                        «Речевые игры по дороге в детский сад»

Чтобы дорога в детский сад была интересной и веселой, можно поиграть во множество игр: как подвижных, так и для развития речи.
Делюсь с вами некоторыми из них:
• «Что из чего состоит?» Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.

• «Кто кем был раньше?» Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко раньше было цветочком.

• «Что общего?» Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красного цвета. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.

• «Что произойдет, если …» Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить ребенка.

• «Один – много» Стул — стулья, врач — врачи, человек – люди.

• «Назови ласково» Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинки.

• «Я знаю пять имен» Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели.

• «Обобщаем» Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).

• «Ассоциации» Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик — морковка, летчик – самолет, книга – картинки.

• «Что лишнее?» Вы говорите ребенку: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.

• «Я вижу что-то» Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.

• «Загадываем слово» Малыш загадывает любое слово. Взрослый с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняем местами.

Консультации для родителей

«Игры, которые можно провести дома»

«Путешествие на дачу»

Скоротать  время  в  дороге  можно  следующим  образом.  Один  из  родителей  ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок —  такие  же,  идущие  навстречу.  Можно  считать  машины  определенной  марки, определенной величины.

«Найди игрушку»

Спрячьте  маленькую  игрушку.  Пусть  ребенок  поищет  ее,  а  найдя,  обязательно определит  местонахождение:  на  …,  за  …,  между  …,  в  …,  у  …  и  т.п.  Потом поменяйтесь ролями.

«Чего не стало?»

Поставьте  на  стол  десять  игрушек  в  ряд.  Предложите  ребенку  пересчитать  их  и запомнить  расположение.  Затем  попросите  его  закрыть  глаза.  Уберите  две  любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:

— Игрушек стало больше или меньше?

— Какие игрушки исчезли?

— Какими они были по счету?

«Назови соседей»

Взрослый  называет  число,  просит  ребенка  назвать  соседей  этого

числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое  число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Взрослый  называет  число,  а  ребенок  должен  назвать  три  последующих.  Другие варианты: назвать три последующих числа  и  увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.

«Найти столько же»

Взрослый  держит  в  руках  веером  карточки  с  цифрами  так,  чтобы  ребенок  их  не видел.  Предлагает  ему  вытащить  одну  из  них.  Ребенок  выбирает одну  карточку  и, запомнив  цифру,  находит  соответствующее  число  одинаковых (по  любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.

«Положи столько же»

В  игру  можно  играть  везде.  Взрослый  выкладывает  в  ряд  камешки (каштаны). Ребенок  должен  положить  столько  же,  не  считая (один  под  другим).  Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.

«Чудесный мешочек»

На  столе  лежит  мешочек  со  счетным  материалом (мелкие  игрушки  или  пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит  ребенка  отсчитать  столько  же  игрушек,  сколько  тот  услышит  хлопков,  и положить  рядом  соответствующую  карточку  с  цифрой  или  нужным  количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.

«Отгадай число»

Ведущий (взрослый) загадывает  число  и  говорит,  что  оно  меньше  20.  Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

«Давай посчитаем!»

Играют  вдвоем.  Взрослый  считает  про  себя.  Ребенок  через  некоторое  время говорит  «стоп»  и  пытается  угадать  число,  до  которого,  по  его  мнению,  досчитал взрослый. Меняются ролями.

«Кто больше?»

Перед  играющими  на  столе  две  кучки  мелких  пуговиц (фасолинок).  По  команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом  считают,  кто  больше  отложил.  Можно  усложнить  игру:  откладывать пуговицы левой рукой.

«Камешки»

Играют  вдвоем.  Положите  на  землю  камешки. Каждый  по  очереди  подбрасывает один  камешек  вверх,  стараясь  его  поймать,  и  одновременно  собирает  лежащие  на земле  камешки  в  другую  руку.  Если  это  удается,  то  количество  пойманных  камешков  засчитывается  как  выигранные  очки.  Кто  первый  наберет  20  очков,  тот  и выиграл.

 

 

 

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста в       домашних условиях

Какого цвета?

Ребенок должен не только узнавать, но и уверенно называть 4 основных цвета. Вам понадобятся кубики красного, синего, желтого и зеленого цвета. Показывайте в достаточно быстром темпе ребенку один кубик за другим и спрашивайте: «Какого цвета кубик?» Цвета должны чередоваться.

  • Игра способствует запоминанию цветов.

Послушаем специалистов

Хвалите ребенка за его успехи от всей души. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно ими довольны.

Гардероб для кукол

Вырежьте из бумаги две куклы — большую и маленькую, а также предметы их гардероба. Рассмотрите вместе с малышом, что носит каждая куколка. А теперь перемешайте все предметы одежды и вместе с ребенком распределите, какие кофточки и платьица принадлежат кукле побольше, а какие — кукле поменьше.

  • Игра развивает речь, дает представление о понятиях «большой» и «маленький».

Послушаем специалистов

Вместе с ребенком повторяйте слова «большое» и «маленькое» — так он быстрее запомнит эти понятия.

Сочиняем сказку

Вырежьте из старых открыток, коробок от конфет фигурки сказочных персонажей, Дайте малышу ножницы с тупыми концами — пусть поможет вам, Наклейте фигурки на плотный картон и снова вырежьте. А теперь можно придумать сказку в которой они будут участвовать, — получится домашний театр!

  • Игра развивает воображение и мелкую моторику.

Послушаем специалистов

Чем богаче воображение у ребенка, тем легче ему будут даваться не только гуманитарные, но и точные науки.

Грустный шарик — веселый шарик

Нарисуйте фломастером рожицу на воздушном шарике. Поговорите с малышом: веселый шарик получился или грустный? Вместе с ним разрисуйте все шарики: пусть среди них будут и веселые, и грустные, и сердитые, и задумчивые, и удивленные. Для этого не обязательно быть художником — достаточно чуть менять форму бровей, глаз и рта.

  • Игра развивает воображение, речь.

Послушаем специалистов

В игре можно научить ребенка чувствовать настроение других людей — это сделает его более чутким и внимательным.

Веер

В жаркий день вашему малышу пригодится бумажный веер. Его можно сделать из плотной бумаги, аккуратно сложив его гармошкой и потом расправив. Привлеките к работе ребенка. Приклейте веселые картинки или блестки — получится красиво!

  • Игра развивает воображение и мелкую моторику

Послушаем специалистов

Ребенок должен понять: праздник мы можем создать сами — для этого нужны лишь фантазия и воображение.

По порядку становись!

Закрепить понятия «больше» и «меньше» можно, время от времени предлагая малышу распределять предметы по длине, ширине, объему. Например, разложить «по росту» карандаши в коробке, выстроить игрушки, найти самую большую и самую маленькую картофелину, самый высокий цветок,

  • Игра дает представление о длине, ширине, объеме, развивает речь и кругозор.

Послушаем специалистов

В игре ребенок может научить делать выбор — это качество ему очень поможет в жизни. Обязательно приучайте ребенка не просто указывать на предмет, но и объяснять свой выбор.

Домик

Все дети любят играть в «домиках». Можно купить домик, а лучше сделать его самим: составить несколько стульев, накрыть сверху покрывалом, оставить место для входа… Заберитесь в «домик» вместе с ребенком, включите переносной светильник и расскажите сказку. Малыш будет слушать с восторгом!

  • Игра развивает речь и воображение.

Послушаем специалистов

Покажите ребенку, что чудеса можно делать своими руками, — тогда самодельный шалаш покажется ему настоящим сказочным дворцом.

Шел козёл по лесу.

В эту подвижную игру можно играть и с одним малышом, и с целой компанией. Рассказывайте стишок, а малыш будет его инсценировать:

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

— Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!

  • Игра развивает память, речь, координацию движений и артистичность.

Послушаем специалистов

Благодаря движениям под музыку у ребенка разбиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом.

Баба сеяла горох …

Вот еще одна песенка для инсценировки. В ней меняется ритм, используется много глаголов, а значит, есть возможность показать много разных действий:

Баба сеяла горох –

Прыг-скок! Прыг-скок!

Обвалился потолок –

Прыг-скок! Прыг-скок!

Баба шла, шла, шла –

Пирожок нашла.

Села, поела –

И опять пошла.

  • Игра развивает память, речь, координацию движений и артистичность,

Послушаем специалистов

Сочетайте шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с родителями и слушать.

Три минус один, четыре минус один…

Положите перед малышом три известных ему игрушки, рассмотрите их. А теперь отвлеките его внимание и уберите одну. Пусть малыш скажет, какая игрушка пропала. В следующий раз начните игру с четырех игрушек, потом — с пяти. Возможно, скоро ребенку не составит труда решить задачку «Пять минус два».

  • Игра развивает внимательность и память.

Послушаем специалистов

Умение проявить внимание и сосредоточенность пригодится ребенку на протяжении всей жизни.

Песочный лабиринт

Летом, когда вы придете с малышом на пляж, нарисуйте на песке лабиринт. Дорожки должны быть достаточно широкими, чтобы малыш мог свободно по нему ходить. Устройте препятствия, обозначив тупики веточками, песочными холмиками. Объясните, как нужно передвигаться, почему нельзя перешагивать через «стены». А на выходе положите любимую игрушку — до нее и предстоит добраться.

  • Игра развивает сообразительность и координацию движений.

Послушаем специалистов

Для того чтобы ребенок лучше запомнил понятия «направо» и «налево», придется ему помогать. Пусть он поначалу действует по вашей инструкции, а потом научится играть самостоятельно.

Волшебные звуки

Наверняка у вашего малыша есть музыкальные игрушки, а может быть, даже настоящие музыкальные инструменты. Попробуйте вместе с ним подобрать нужные музыкальные звуки или даже аккорды для того, чтобы изобразить медведя, кошку, собачку, птичку, а также папу, маму и т. д,

  • Игра развивает музыкальный слух и воображение.

Послушаем специалистов

Артистические и музыкальные способности проявляются в детской игре. Уже в начальной школе они затухают, если их не развивать.

Собери картинку

Разрежьте картинку или фотографию на две части. Спрячьте одну половинку среди других картинок и предложите малышу найти ее. В следующий раз картинку разделите на три части, потом — на четыре. Приучайте ребенка считать, сколько недостающих частей он нашел: «Вот одна часть, вот вторая…»

  • Игра дает представление о понятиях «часть» и «целое».

Послушаем специалистов

Объясняя ребенку правила игры, старайтесь говорить кратко и доходчиво. Вообще, для того чтобы ребенок что-то понял и запомнил, Желателен разговор, а не ваш монолог.

Новогодние сюрпризы

Все дети любят разглядывать игрушки на новогодней елочке и искать на ней или под ней подарки. Повесьте на ветки пять самодельных игрушек из бумаги (бантиков, шариков и т. д.). Скажите, что это подарки для любимой куклы. Предложите малышу найти подарки, чтобы кукле тоже было весело.

  • Игра развивает заботливость и поднимает настроение.

Послушаем специалистов

Пусть празднование Нового года станет для вашего малыша одним из самых радостных воспоминаний. Постарайтесь создать в доме сказочную атмосферу — ведь больше всего на свете дети любят сказки!

Haйди ошибку

Очень важно, чтобы ребенок был внимательным, умел находить ошибки и неточности и объяснять их. Нарисуйте вместе с малышом картинку на тему «Лето»: деревья, цветочки, трава, солнышко, а с неба падают… снежинки. Таких ошибок может быть много: у зайца — лошадиный хвост, у машины — квадратные колеса, рыбы летают над цветами и т. д. Главное, чтобы ребенок понял: что-то не так — и попытался найти ошибку.

  • Игра развивает внимательность и сообразительность.

Послушаем специалистов

Одно дело — читать ребенку нравоучения, и совершенно другое — обучать его в процессе игры. Сама фраза «Давай поиграем!» действует на ребенка магически.

Яблочное царство

Распределите вместе с малышом яблоки по величине (большие — средние — маленькие), разложив их в соответствующие коробки. Совершая выбор, ребенок должен обязательно проговаривать свои действия: «Большое яблоко я кладу в большую коробку».

  • Игра развивает внимательность, дает представление о понятиях «большое» и «маленькое».

Послушаем специалистов

Для того чтобы заниматься с ребенком, совершенно не нужно покупать дорогие пособия. Можно использовать любые предметы из тех, что вас окружают.

По ступенькам вверх и вниз

Составьте горку из кубиков так, чтобы они образовали ступеньки. По ступенькам могут подниматься и опускаться и пальчики, и маленькие игрушки («Раз шажок, два шажок»).

  • Игра развивает мелкую моторику.

Послушаем специалистов

Упражнения на развитие мелкой моторики полезны в любом возрасте. Даже если основные навыки уже имеются, их можно развивать — главное, чтобы ребенку было интересно.

Hа ступеньки становись!

А теперь на ступеньки из кубиков малыш должен расставить игрушки: на ступеньку пошире — игрушку побольше, на ступеньку поуже — игрушку поменьше. Обязательно приучайте его проговаривать каждое действие.

  • Игра развивает речь, дает представление о понятиях «большое» и «маленькое».

Послушаем специалистов

Раньше во время игры вы комментировали каждое действие малыша, а теперь, когда он стал постарше, пусть делает это сам. Такое проговаривание способствует более быстрому запоминанию информации.

Дирижёр

Дирижер командует хором малышей. Когда он взмахивает «дирижерской» палочкой, дети начинают петь веселую песенку. Дирижер внезапно опускает палочку — все замолкают. Кто-нибудь обязательно ошибется — такой солист на время выбывает из игры. В роли дирижера могут по очереди побывать все дети, но первую песню они будут петь, конечно, под руководством взрослого.

  • Игра развивает музыкальность и поднимает настроение.

Послушаем специалистов

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни.

Пасхальные яички

На Пасху малыш может помочь вам расписать яйца. Скорее всего, у него получатся аляповатые матрешки или кривые колобки, но зато как вкусно и весело будет их потом есть! Покажите, как получаются «мраморные» яйца — для этого их нужно перед тем, как опустить в кипяток, обернуть разноцветными нитками. Краски растворяются, смешиваются — получаются удивительные узоры. Вот и первый урок химии.

  • Занятие развивает творческие способности, умение создавать праздничную атмосферу.

Послушаем специалистов

Будьте осторожны, делая критические замечания. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей, постарайтесь все-таки похвалить его.

Домашняя геометрия

Предложите малышу найти в комнате или на улице предметы, похожие на основные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Это могут быть крыша дома, песочница, табуретка, тарелка, яйцо и др.

  • Игра развивает внимательность, способствует запоминанию геометрических фигур.

Послушаем специалистов

Если у ребенка имеются проблемы с развитием внимания, одними требованиями быть более внимательным здесь не обойтись — нужно понять причины.

Всё наоборот

Поиграйте в такую игру: вы говорите: «Большой» — ребенок возражает: «Маленький». Подобных пар много: светло — темно, бежит — идет, белый — черный, горячо — холодно, лето — зима и др.

  • Игра учит ребенка употреблять антонимы.

Послушаем специалистов

Развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.

Давай узнаем вместе!

Если ребенок задает вопрос, а вы не знаете ответа, ищите ответ вместе с ним. Если интерес ребенка связан с растительным или животным миром — подготовьтесь к экскурсиям на природу. Продумайте маршрут, на котором малыша будут ждать открытия.

  • Занятия развивают любознательность и расширяют кругозор ребенка.

Послушаем специалистов

Если вы не знаете ответа на вопрос ребенка, достаньте толковый словарь или энциклопедию. Расскажите малышу, для чего нужны такие большие книги. В следующий раз он с удовольствием принесет вам словарь, чтобы узнать что-то новое.

Геометрическая мозаика

Вам понадобится 4 набора геометрических фигур основных цветов (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) и карточки, на которых нарисованы предметы, составленные из этих фигур: «Дом и забор», «Машина», «Неваляшка», «Елочка».

Сначала покажите, как накладывать геометрические фигуры на их контурные изображения. Затем таким же способом составляются простые картинки: «Дом и забор», «Машина», «Неваляшка». Потом дайте ребенку мозаику и карточку-образец, на котором нарисована елочка. Ребенок должен правильно подобрать треугольники.

  • Игра способствует запоминанию геометрических фигур.

Послушаем специалистов

Задания, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров), способствуют разбитию концентрации внимания.

Волшебное превращение

Предложите ребенку вспомнить, кто такой Колобок, Покажите картинку, на которой он нарисован. Спросите, можно ли превратить Колобка в ежика? Малыш наверняка удивится. Раскройте секрет: нужно нарисовать круг (это и будет Колобок) и «украсить» его «иголками» из спичек. Получится ежик!

  • Игра развивает фантазию и творческие способности.

Послушаем специалистов

Рисование является основой более сложных видов детского творчества — лепки и аппликации. Эти два занятия необходимо вводить не отдельно, а как дополнение к рисованию.

Кто ты?

Приготовьте самые разные предметы и сюжетные игрушки, чтобы можно было играть «в доктора», «парикмахера», «шофера», «продавца» и др. Все профессии должны быть хорошо знакомы вашему малышу Понаблюдайте за вашим ребенком в течение 20-30 минут. Соответствуют ли его действия тем профессиональным атрибутам, которые он выбрал? Спрашивайте его время от времени: «Кто ты?»

  • Игра развивает фантазию и артистичность.

Послушаем специалистов

Развивающееся воображение ребенка в период младшего детства способствует тому, что ребенок может принять любую роль в игре, выразить (движением, рисунком, словом) свое отношение к другим персонажам.

Haрисуй!

Покажите, как правильно держать карандаш, как проводить им по бумаге сначала вертикальные, потом горизонтальные и, наконец, закругленные линии (незамкнутые и замкнутые). Каждому рисунку нужно придумать название: «Дорожка», «Травка», «Забор», «Ручеек», «Колобок», «Шарик», «Мячик», «Солнышко» и т. п. Хвалите малыша, даже если у него что-то не получается. Не все сразу!

  • Игра прививает любовь к рисованию, развивает творческие способности.

Послушаем специалистов

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности.

Я леплю из пластилина

Первые детские «скульптуры» должны изображать простые предметы и хота бы отдаленно напоминать их. Покажите основные приемы лепки: раскатывание, сгибание и соединение концов пластилиновой «колбаски», скатывание. Покажите, как вылепить змейку, колечко, сушки, конфетки.

  • Игра развивает мелкую моторику, знакомит с основными правилами лепки.

Послушаем специалистов

Для того чтобы занятия лепкой доставляли еще большее удовольствие, можно, используя только что вылепленные фигурки, показать маленький спектакль (например, «Репка» или «Колобок»).

Покажи!

Скажите: «Видишь, у меня есть тапочки. Вот какие красивые! А у тебя есть тапочки?» Когда малыш похвастается, какие у него замечательные тапочки, продолжите: «У кого есть тапочки, тот прыгает!» И прыгните! Малыш обязательно захочет повторить,

  • Игра развивает внимательность, ловкость, координацию движений,

Послушаем специалистов

Ребенок не боится сделать что-то неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми.

Живое — неживое

Договоритесь с малышом, что он будет поднимать руки, если вы назовете слово, обозначающее живое существо (то, которое двигается). А если вы назовете слово, обозначающее что-нибудь неживое (неподвижное), пусть хлопнет в ладоши. Можно заниматься под музыку.

  • Игра развивает внимательность, ловкость, координацию движений,

Послушаем специалистов

Многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки, хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей. Используйте их во время занятий.

Шарик за шариком

Покажите, как нужно перекладывать шарики (3-4 штуки) из миски с водой в пустую миску, используя ситечко. Малышу будет интересно наблюдать, как вода вытекает из дырочек в ситечке. А еще он увидит, что шарики не тонут. Но если в одном из шариков будет дырочка, он наполнится водой и утонет.

  • Игра развивает любознательность и расширяет кругозор.

Послушаем специалистов

Термин «дошкольное детство» создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию ребенка.

Майский жук

А вот какую поделку вы можете сделать вместе с малышом. Желудь — это туловище, лапки — палочки или спички, а усики — сосновые иголки. Просто и быстро!

  • Занятие развивает мелкую моторику и воображение.

Послушаем специалистов

Воображение — это мыслительный, познавательный процесс. Нем причудливее и дальше от реальности становятся фантазии ребенка, тем больше они подчинены осуществлению ощущаемой, но не управляемой сознанием цели.

Вопрос — ответ

Попробуйте затеять с ребенком диалог. Сначала просто скажите:

— На улице выпал снег. Петя с папой взяли санки и пошли гулять,

Подождите немного и спросите:

— Кто пошел на улицу гулять?

— Что взяли с собой Петя и папа?

  • Игра развивает речь и память.

Послушаем специалистов

Ребенок должен понимать содержание несложного рассказа и отвечать на вопросы предложениями из двух-трех слов.

Пара лоскутков

Приготовьте коробочку с лоскутками ткани разной текстуры. У каждого лоскутка должна быть пара. Покажите малышу три пары лоскутков ткани. Дайте возможность пощупать каждый лоскуток, а затем перемешайте их. Завяжите малышу глаза и попросите на ощупь найти пару каждому лоскутку.

  • Игра развивает тактильные ощущения.

Послушаем специалистов

Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «кишмиш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется к винограду и не попробует его на вкус.

Маленький портняжка

Предложите подобрать сочетающиеся по фактуре и цвету лоскутки, составляя разные комбинации. Вместе с ребенком сшейте выбранные им лоскутки — получится одеяло или коврик для куклы.

Загадайте загадку:

Держится подружка

За мое за ушко,

Стежкою одною

Век бежит за мною.    (Игла)

  • Игра развивает вкус и фантазию.

Послушаем специалистов

Детская фантазия — это художественный вымысел, основанный на способности ребенка свободно комбинировать образы, возникающие в бессознательном.

От общего и деталям

Когда ребенок рисует, обратите его внимание на последовательность изображения предмета: от общего к деталям. Так, изображая куклу-неваляшку, нужно предварительно легким контуром передать общую форму игрушки (сделать набросок).

После этого можно дополнять изображение деталями: нарисовать черты лица, одежду, украсить одежду узором.

  • В ходе занятий ребенок приобретает умение композиционно строить рисунок, соблюдать в нем пропорциональное соотношение частей.

Послушаем специалистов

Рисование необходимо для эмоционального развития, раскрытия творческих способностей, индивидуальных особенностей характера ребёнка.

Кто самый внимательный?

Несколько малышей с удовольствием посоревнуются во время занятий в бассейне или отдыха на море. В начале игры дети стоят на дне в ожидании команды взрослого. По команде: «Щука!» все должны подпрыгнуть вверх как можно выше. По команде «Утка!», наоборот, нужно спрятаться с головой под воду, Тот, кто ошибся и перепутал команды, получает штрафное очко.

  • Игра развивает внимательность и координацию движений.

Послушаем специалистов

С самых ранних лет ребенку ставят в пример достижения каких-то людей, их жизнь и славу. А не лучше ли сначала помочь ребенку полюбить себя? Тогда достоинства других будут вызывать у него не завить и раздражение, а искреннее восхищение.

Саперы

Еще одна «пляжная» игра. Один из малышей — водящий. Он опускает кисть руки в песок, причем старается растопырить пальцы как можно шире. Ладонь — это «бомба», которую нужно обезвредить. Остальные участники игры — саперы. Задача саперов — прутиком или палочкой (это «щупы») попасть с первого раза в «бомбу». Если «щуп» дотронулся до пальца, значит, «бомба» взорвалась.

  • Игра создает хорошее настроение.

Послушаем специалистов

Не относитесь к ребенку как к чистому листу, на который бы записываете необходимые ему знания, иначе он поверит в это.

Что внутри?

Спросите малыша: «Что находится в доме?» А он назовет любой предмет, который в нем есть, например, стол. Произносите первое слово, а малыш — второе:

шкаф-свитер, кастрюля-суп, дупло-белка, улей-пчелы, нора-лиса.

А теперь пусть малыш ответит, где могут находиться предметы, которые вы называете.

  • Игра развивает речь и сообразительность.

Послушаем специалистов

Задача каждого родителя — оберегать уникальность своего ребенка и помочь ему сохранить любовь к себе. Обращайте больше внимания не на недостатки ребенка, а на его достоинства.

Кто — какой?

Задумайте какое-нибудь животное и назовите несколько характеризующих его определений. А малыш пусть угадает, кто это. Сначала давайте общие описания. Если малыш не догадывается, постепенно уточняйте признаки: Серый, злой, зубастый, голодный… (волк).

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий… (заяц).

  • Игра развивает память, создает хорошее настроение.

Послушаем специалистов

Не стоит говорить: «Хороший мальчик» или: «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился с другом шоколадкой». Такая похвала позволит ребенку почувствовать, что он может произвести хорошее впечатление.

Повтори!

Предупредите малыша, что сейчас ему придется быть очень внимательным. Называйте какую-нибудь часть тела и дотрагивайтесь до нее. И малыш тоже — с вами одновременно. Произнесите: «Ухо!» — и дотроньтесь до него. Малыш тут же повторит ваши действия. А через какое-то время попробуйте запутать малыша. Скажите: «Нос!», а дотроньтесь до уха.

  • Игра развивает внимательность и координацию движений.

Послушаем специалистов

Что делать, если ребенок застенчив и неуверен в себе? Главная ваша задача — верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и заразился вашей верой.

Игрушки на прищепках

Вырежьте из плотной бумаги или картона различные фигуры (например, ежика, зайку, елку и т, д.) и предложите ребенку нацепить на них прищепки. После используйте фигурки животных в качестве елочных игрушек: закрепите их прищепками на картонной «елке»,

  • Упражнение-игра помогает развить мелкую моторику, подготовить руку к письму,

Послушаем специалистов

Малыш, который до школы много рисовал, танцевал, сочинял и играл, а также постоянно ощущал уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, спокойно воспримет школьную атмосферу и будет испытывать доверие к учителю.

Вырезаем узоры

Покажите малышу, как нужно правильно держать ножницы. Предложите ему разрезать лист по указанным линиям, а затем вырезать узоры. Пусть это будет подарком для его любимой бабушки.

  • Упражнение-игра помогает развить координацию движений руки, тренирует мышцы кисти руки, учит концентрировать внимание, готовит руку к письму.

Послушаем специалистов

Но приступать к изучению аппликации надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные (к рисованию) изобразительные средства.

Вышиваем вместе

Дайте ребенку иголку с ниткой и лист картона с нарисованными на них линиями, составляющими узор. На линиях должны быть расставлены точки. Пусть ребенок делает стежки по нанесенным точкам — вышивает. Вначале вышивайте вместе с ним — «рука в руке», а потом предложите ему поработать самостоятельно.

  • Упражнение-игра помогает развить мелкую моторику, координацию; улучшить движения пальцев рук, точность глазомера.

Послушаем специалистов

В процессе вышивания ребенок учится совершать последовательные действия и концентрировать внимание. Кроме того, это занятие прекрасно готовит его руку к письму.

Это кто? Это что?

Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите тот, что ему известен, и попросите его дать его вам или просто показать. Потом покажите неизвестный предмет и спросите: «Что (кто) это? На что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Выслушайте его, обязательно похвалите за интересное решение, а затем сами расскажите об этом предмете.

  • Игра помогает расширить словарный запас, учит классифицировать предметы и слова, расширяет кругозор.

Послушаем специалистов

Торопить несмелого ребенка — значит вводить его в состояние психологического давления, которого нежные и ранимые детки не выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики — дети еще больше замыкаются, уходят в себя.

Игрушки в коробках

Дайте малышу несколько коробок с игрушками. Пусть он достанет игрушки и перемешает их. Потом ему нужно будет брать игрушки по одной, называть и раскладывать по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую, все, что относится к человеку — в желтую.

  • Упражнение-игра помогает расширить словарный запас, учит классифицировать предметы и слова, расширяет кругозор

 

 

 

Возрастные особенности ребенка 3 — 4 лет.

Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.

В этом возрасте ваш ребенок:

Выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения.

Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.

Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов.

Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.

Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся  Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих  нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.