Епрева Елена Юрьевна

Консультация для педагогов, начинающих свою педагогическую деятельность, «Методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

В настоящее время каждый педагог обязан руководствоваться в своей деятельности Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, а также Основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в учреждении. Педагог стремится найти подход к каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, возможности и потребности; предоставить детям  возможность выбора; организовать  эффективное взаимодействие с родителями воспитанников. При этом необходимо учесть, что работа с детьми дошкольного возраста будет эффективной и радостной только при условии владения педагога методами и приемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Специалисты, получившее образование, дающее им право работать в дошкольной образовательной организации, начинают свою профессиональную деятельность с большим желанием и светлыми надеждами. Но отсутствие практики и не всегда четкие представления о методике обучения и воспитания детей дошкольного возраста могут дать негативный опыт работы.

Именно поэтому считаю целесообразным проводить консультации с педагогами, начинающими свою педагогическую деятельность, разбирая и прорабатывая основные методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также используя вопросы для самопроверки педагогов.

МЕТОД (гр. — путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

ПРИЕМ — частное проявление того или иного метода, его структурная единица, выражающаяся в обусловленных методом конкретных действиях обучающего и обучаемого, характеризующихся завершенностью и ведущих к достижению ближайших задач обучения (часть метода, его конкретный элемент).

Не все методы одинаково подходят всем детям, при необходимости педагог должен прибегать к индивидуальной работе с дошкольниками, заключающейся, в том числе, и в подборе для них отдельного набора методов. Обучение детей в детском саду предполагает варьирование используемых методов в зависимости от педагогической ситуации и дидактических задач образовательной деятельности.

Ориентация на личностную модель обучения требует от воспитателей глубокого изучения особенностей различных методов обучения с целью их дальнейшего применения при организации образовательного процесса с детьми.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

  • наглядные;
  • практические;
  • словесные.

Я.А. Каменский в своем известном «золотом правиле дидактики» дал четкую формулировку принципа наглядности. «Наглядность — это все, что возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; допустимое осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами, — представить несколькими чувствами».

Наглядные методы и приемы обучения

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно- следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Требования к организации наблюдения

— ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

— планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

— учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

— высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Виды наблюдений:

— кратковременные и длительные; длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что дает необходимый материал для развития мыслительной деятельности;

— повторные и сравнительные; сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей;

— распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.) Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений. В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать: принимать задачу, сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте, использовать обследовательские и поисковые действия и др.;

— за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.), дает знания о процессах, объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии, он требует более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим, а это связано с наличием ранее сложившихся представлений и умением мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений памяти, умений, выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях, и т. д. Этот вид наблюдения имеет большое образовательное и развивающее значение, формирует у детей элементы диалектического мышления;

— репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.). Данное наблюдение осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения. Следовательно, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, формируется умение их использовать и применять при решении практических и познавательных задач.

Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы демонстрации наглядности:

  • показ предметов: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
  • демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять;
  • показ способов действий используется в физическом развитии, музыкальном, изобразительном и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
  • показ образца используется в обучении изобразительной деятельности, конструированию, труду, особенно ручному, художественному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения. В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приемов).

Демонстрация картин, иллюстраций

  • Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.
  • Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).

Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование технических средств — в обучении дошкольников используется демонстрация мультипликационных фильмов, кинофильмов, мультимедийных презентаций. Эти приемы позволяют показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делают образовательный процесс более привлекательным.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации фильмов складывается из следующих этапов:

1) предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

2) после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

3) через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно понятыми;

4) после повторного просмотра проводится беседа. Она включает анализ содержания — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Словесные методы обучения

Рассказ воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого новая для детей информация, расширение кругозора должны сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа педагог (герой, персонаж и т.д.)организует обсуждение новой информации, в ходе которого предлагает вопросы. Это даст педагогу возможность проследить степень понимания и усвоения информации детьми для выстраивания дальнейшей индивидуальной работы.

Рассказы детей

Метод направлен на развитие словесно-логического мышления, совершенствование знаний детей. Это: пересказ сказок, литературных произведений; рассказы по картинам, предметам; из детского опыта; творческие рассказы.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, эмоциональному отношению к словесному образу, формировать понимание основных связей в произведении, умение качественно оценивать характер героя, его действия и поступки.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Предварительные беседы проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Обобщающие беседы проводятся с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Словесные приемы:

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для показа детям возможного рассказа и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Особенно большое значение образец имеет в младшем дошкольном возрасте. Для того, чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Качественная оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, стараться, чтобы оценка повышала активность ребенка, интерес к деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества действий, а недочеты исправляются с помощью других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные.

Основные:

-констатирующие (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?…»

-поисковые — требуют установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?…»

Вспомогательные: наводящие и подсказывающие.

Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ.

Эффективность словесных методов и приемов зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Практические методы

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.

Основные виды упражнений:

— подражательного характера;

— конструктивного характера;

— творческого характера;

— игровые.

Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу.

Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством педагога. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.

Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, владея приемами лепки из пластилина, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Экспериментирование — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка (определить, какой предмет тонет, какой нет; превратить снег в воду и т.д.).

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

 Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно- схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, анализировать, обобщать существенные признаки.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Мнемотаблица – прием наглядного моделирования. Это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Игровой метод (может быть вынесен как отдельная группа методов) предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Вопросы для самопроверки педагогов

1.Перечислите основные направления развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

2.Какой документ ДОО является программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, определяющей комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса)?

3.В какой форме может проводиться оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО?

4.  Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде (выбрать вариант): -уровней освоения образовательной программы; — целевых ориентиров; — интегративных качеств личности дошкольников.

5. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности должны составлять не менее ____ минут.

6. Какой педагогический принцип называют «золотым правилом дидактики»?

7. Перечислите основные группы методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста

8. Соотнесите вид деятельности детей с возрастом, в котором она является ведущей (соедините стрелками):

Игровая деятельность 1-3 года
Учебная деятельность 3-7 лет
Предметная деятельность 7-10 лет

9. Какой принцип учитывается при планировании содержания любых образовательных программ, предполагающих посильные и понятные задания для детей?

______________________________________________________________________

Ответы для самопроверки педагогов

1. Перечислите основные направления развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Познавательное развитие. Речевое развитие.  Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие.

2. Какой документ ДОО является программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, определяющей комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса)?

Основная образовательная программа дошкольного образования.

3. В какой форме может проводиться оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО?

Педагогический мониторинг.

4. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде (выбрать вариант): уровней освоения образовательной программы: целевых ориентиров; интегративных качеств личности дошкольников

5. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности должны составлять не менее 10 минут.

6. Какой педагогический принцип называют «золотым правилом дидактики» и почему?

Принцип наглядности, так как мышление детей дошкольного возраста носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

7. Перечислите методы обучения детей дошкольного возраста

Наглядный, словесный, практический.

8. Соотнесите вид деятельности детей с возрастом, в котором она является ведущей (соедините стрелками):

Игровая деятельность 1-3 года
Учебная деятельность 3-7 лет
Предметная деятельность 7-10 лет

9. Какой принцип учитывается при планировании содержания любых образовательных программ, предполагающих посильные и понятные задания для детей?

Принцип доступности.

 

 Литература:

  1. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования. Учебник и практикум для СПО под редакцией Л. В. Коломийченко. 2-е издание. Москва, Юрайт, 2018г.
  2. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика /учебное пособие Н.И. Проковьев, Н.В. Михалкович. Мн.: ТетраСистемс, 2002г.
  3. Педагогика, изд. 4-е, И.Ф. Харламов, Москва, 2003г.
  4. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012г.