Шимохина Галина Сергеевна

Пальчиковая игра «Осьминожки» (развитие мелкой моторики).

Плыли, плыли осьминожки,      Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулака                                                                

Опустились на дорожку              Поставить пальцы подушечками на колени
Быстро-быстро побежали          Пальцы бегают по коленям
И три ножки потеряли
Но зато осталось пять –              На слово «пять» показать раскрытые ладони
                                                           Поочерёдно загнуть все пальцы в кулак
Можно все пересчитать!

Подвижная игра «Золотая рыбка».

Назначает водящий – «рыбак». «Рыбак» начинает ловить «рыб». Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», взяв его за руку. Образуется «невод», и они продолжают ловить «рыб» уже вдвоём. Если «рыбакам» удаётся догнать «рыбку» и схватить её свободными руками так, чтобы она оказалась в «неводе», «рыбка» считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний пойманный игрок – «золотая рыбка».

Физкультминутка «Рыбка и улиточка».

Рыбка золотая плывет, ныряет.               Дети соединяют вместе ладошки рук.

Рыбка золотая хвостиком виляет.          Имитируют плавательные движения.
По песку улиточка медленно ползет,    Двигаются на корточках.
Не спеша, тихонько домик свой везет.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Патриотическое воспитание дошкольников  

в условиях реализации ФГОС ДО»

 

Проблема патриотического воспитания детей стала в последнее время чрезвычайно актуальной. ФГОС ДО  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Россия переживает один из непростых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовным, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к нашим вечным понятиям, как род, родство, Родина. В последние годы наука стала возвращаться к понятию патриотизм.  Появился новый взгляд на «старые проблемы» через призму народности, приобщения к национальному, как базе патриотического воспитания.

Ещё  К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Известно, что дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданской идентичности, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Воспитание любви к своей Родине — это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, потому что в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине, которое включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта и т. д.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально-развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимыми к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство — яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И педагог должен передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в    определенный временной период, в определенных  этнокультурных условиях. Одновременно он приобщается к  богатствам национальной и мировой культуры, ведь каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.

Вспомним слова В.А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нужно, чтобы впечатления детства у ребят стали истоками любви к родному городу, к людям, живущим в нем. Главное, чтобы у дошкольников формировалось представление о том, что богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Цель работы по патриотическому воспитанию — зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре, уважение к людям труда.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

—      развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей малой Родине;

—      формировать интерес дошкольников к настоящему и прошлому Красноярска, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях, и т. д.), воспитывать уважение и гордость;

—      познакомить детей с культурным наследием Красноярска;

—      предоставить дошкольникам возможность почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;

—      просвещать молодых родителей через детей, приобщая их беречь и приумножать богатства родного города.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, физического воспитания. Одной из главных задач патриотического воспитания, на мой взгляд, является открытость детского сада социуму, ведь важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Наблюдая дети видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.

Однако,  если педагог сведет работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели  — познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, познавать жизнь всей страны, воспитывать любовь к Отечеству. Такую задачу можно решить только умело, сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций к книгам. Воспитанию у дошкольников интереса к труду, уважению к трудящемуся человеку и желанию трудиться во многом способствуют экскурсии на предприятия. Перед ребенком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. А игры? Какая роль отведена им в решении данной проблемы? Игры, так же как и непосредственно – образовательная деятельность, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в интересную деятельную игру, в которой применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя — поддержать интерес к такой игре, дать ей нужные направления.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, т. к. быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а так же умело сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой цели.

Проанализировав психолого-педагогические и социально-педагогические исследования можно выделить следующие ключевые возрастные особенности формирования  патриотизма и гражданской идентичности в дошкольном возрасте: акцентированная опора на эмоциональную сферу ребенка, развитие положительных мотивов и эмоций, потребностей в самореализации. В целом возрастная ситуация развития дошкольников благоприятна для формирования основ гражданской идентичности: происходит становление самосознания ребенка, приобщение его к социальному миру, культуре, закладываются основы социального развития, формируются базисные ценности и нормы поведения. Способствуют формированию бесконечное доверие к взрослому, эмоциональная отзывчивость и интерес к окружающему, высокая подражательность и другие психологические особенности дошкольного возраста. В то же время существуют объективные сложности, например, такие, как восприятие дошкольником терминологии, связанной с государственной символикой и военно-патриотическим воспитанием.

Литература:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2014.
  2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников-С-Пт., 2015.
  3. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.МОЗАЙКА — СИНТЕЗ, 2012.
  4. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2016.