Рослик Галина Николаевна

              Рада приветствовать Вас дорогие родители и педагоги на странице моего блога! Здесь Вы найдете интересную  и занимательную информацию  по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста! 

Здоровьесберегающие технологии в развитии  мелкой моторики и речемыслительной деятельности дошкольников.

  Введение:
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании  фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию

В этой связи весьма актуальным становиться вопрос о внедрении в практику работы в ДОУ здоровьесберегающих  технологий.

Здоровье сберегающие технологии- это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

               Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечнососудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Актуальным вопросом в соответствии с ФГС ДОУ является создание здоровье сберегающего пространства в ДОУ. Пространство рассматривается как комплекс социально –гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно– оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально- нравственную среду в детском саду.

                Неоспоримо, что основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

               Цель здоровьесберегающих технологий— обеспечить дошкольнику  высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

 Здоровьесберегающие технологии — это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий.

 Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

 1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

-динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

-подвижные и спортивные игры

-закаливающие процедуры

В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

 При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

—    Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

—    Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций ( страха, плача, беспокойства);
—      Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
—      Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
—      Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности процедур закаливания должны обеспечиваться:
—     Чёткой организацией  теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
—     Рациональной, не перегревающей  одеждой  детей;
—   Соблюдение режима прогулок во все времена года;
—      Гигиеническими  процедурами (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого,  дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта

 2  группа Технологии обучения здоровому образу жизни:

-утренняя гимнастика

  -физкультурные занятия

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

— маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;

— в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;

— в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

—      бассейн

—    точечный массаж

спортивные развлечения,  праздники ( День здоровья, СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

3 группа Технологии музыкального воздействия:

-музыкотерапия

-сказкотерапия

4 группа Технология коррекции поведения:

В каждой группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием для :
ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, скорлупы от орехов  где происходит массаж стопы ног.
 развития  дыхания и увеличения объема легких  используются султанчики и  вертушки.
массажа ладоней рук,  массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого  педагоги  используют различные массажеры СУ-ДЖОК, в том числе и самодельные — напальчник с пуговицами.
 массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики:  веревки с узелками, нашитые шпульки от ниток, фломастеры.
жедневной после сна  оздоровительной гимнастики под музыку.

  Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Пальчиковая гимнастика и самомассаж кистей рук с помощью СУ-ДЖОК.

Пальчиковая гимнастика и самомассаж — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для коррекции проблем связанных с речевым развитием  детей. Помимо этого эта  технология способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих и речевых способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика и самомассаж кистей рук проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцеви движений рук. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики и самомассажа  дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику и самомассаж  ежедневно с использованием массажных шариков и кольцевых пружин. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки   была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики самомассажа должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Чем же хорош метод СУ-Джок, почему его взяли на вооружение педагоги в ДОУ?

 Данная терапия очень эффективна – результат может появиться уже через несколько минут, а иногда и секунд! Кроме того, можно не бояться себе навредить, т.к. правильное применение метода приводит к излечению, а неправильное – просто не дает результата, но и вреда не на носит!

Су-джок доступен каждому. Поняв однажды его суть, Вы сможете пользоваться им всю жизнь.Самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребёнка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны головного мозга. Существуют следующие приёмы самомассажа: растирание, поглаживание, разминание, покручивание, вибрация, нажимание, активные и пассивные движения. Все упражнения проводятся в игровой форме. Игры и упражнения сочетаются с речью детей. Развитие речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук мелкой моторики. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

 Тысячелетиями, человек, одно из самых совершенных созданий природы, не замечал, что он обладает великолепным инструментом, предназначенным для защиты его жизни и для лечения всевозможных недугов. В 1986 году известный ученый из Сеула профессор Пак Чжэ Ву обнаружил полное соответствие человеческого тела кисти и стопе. Он разработал уникальную методику лечения, которую назвал СУ-ДЖОК терапией. СУ ДЖОК терапия способна корригировать не только физическое состояние организма, но и его эмоциональную и речевую  сферы. Главные достоинства  СУ ДЖОК терапии:

1.Высокая эффективность.

2.Абсолютная безопасность применения.

3.Универсальность метода.

  1. Доступность, как для взрослого, так и для ребёнка.

5.Простота применения.

Система органов человека на кистях и пальцах рук — это дистанционное управление организмом человека созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья.

Проводя оздоровительную работу с детьми в ДОУ, я использую самомассаж «Весёлый колобок», «Ёжик», «Хомячок» и др. разработанный мною, в основе которого лежат приёмы «СУ ДЖОК» терапии.  Разработанный самомассаж я использую в работе с детьми, в течение пяти лет. Движения с массажным шариком сопровождаем  придуманными вместе с детьми стихами, в результате происходит эффективное воздействие на акупунктуру кистей и пальцев рук с цель развития мелкой и общей моторики, а также воздействие на разные группы анализаторов помогает в развитии и коррекции речи детей.

 Самомассаж для кистей и пальцев рук  « Веселый колобок»

с использованием массажного  шарика в комплекте

 с кольцевыми пружинами.

Вот, веселый колобок!

У него колючий бок!

Держим шарик подушечками пальцев.

Перебираем поверхность шарика кончиками пальцев

Раз, два, три, четыре,  пять – будем колобок катать – 2 раза Шарик между ладонями, круговые движения на счет, локти в стороны
Крепко мы его сжимаем

Между ладонями катаем – 2 раза

Катаем шарик между ладонями вперед — назад
Мы сожмем его  немножко,

Будут круглыми ладошки – 3 раза

Сжимаем шарик в кулачке, перекладываем его из руки в руку
Каждым пальцем бок прижму

И другой рукой начну – 2 раза

Держим одной рукой шарик, пальчиками другой руки прижимаем к поверхности шарика
До локтя он добежал

Проследи, чтоб не упал – 2 раза

Кладем руку на локоть, катаем шарик от  ладони к локтю
А теперь колечко  взяли

И по пальцам покатали – 2 раза

Катаем колечко по каждому пальцу правой и левой рук
Массажировать не лень

Наши руки каждый день

Держим шарик подушечками пальцев, перебираем поверхность шарика

  Самомассаж «Ёжик» с использованием массажного шарика.

 Ёжик спрячь свои иголки, ( круговые движения 2 раза)

Мы же дети, а не волки

Спрячь свои иголки ЁЖ, (движения вперед, назад 2 раза)

Ты колючий, ну и что ж..

Мы хотим тебя погладить (перекладываем шарик из руки в руку)

Мы хотим с тобой поладить,( сжимаем шарик в ладони)

Ёж иголки отряхнул,          (круговые движения)

Ёж свернулся и заснул !

 Самомассаж «Хомячок» с использованием массажного шарика.

 Хомка, хомка, хомячок! ( круговые движения 2 раза)

Полосатенький бочок!

Хомка раненько встает,( движения вперед, назад 2 раза)

Щечки моет, шейку трет!

Убирает Хомка хатку ( круговые движения 2 раза)

И выходит на зарядку!

Раз, два, три, четыре, пять.. (перекладываем шарик из руки в руку)

Хомка,  хочет сильным стать!

 Самомассаж «Солнышко проснулось» с использованием массажного шарика.

Ладошка- это солнышко, ( круговые движения между ладоней  и по пальцам рук))

А пальчики – лучи,

Поет о солнце скворушка. (зажимаем 2 пальцами шарик)

Кричат о нем грачи.

Солнышко милое,              (перекладываем шарик из руки в руку)

Поделись своею силою!

Просыпайтесь лучики, ( круговые движения между ладоней  и по пальцам рук))

Согревайтесь, рученьки.

Пальцы – лучики проснулись,( шарик межу ладоней пальцы в стороны)

Дружно к солнцу потянулись!

   Выполняя  самомассаж  можно использовать: зубные щётки, шишки,  грецкие орехи, фасоль, горох, шестигранные карандаши, бельевые прищепки. Формы и виды самомассажа могут быть разнообразными, а польза и эффективность доказана и неоспорима. 

 

Литература:

1.Г.В. Ахутина  «Здоровьесберегвющие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход»2000г.Т.7.№2

  1. Ахименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов – на- Дону, Феникс, 2009г
  2. Н.К. Смирнова Педагогика и психология здоровья МоскваАПКиПРО, 2003г

3.Чаклин А.В., Милявская И.Л. Сохранить здоровье с молоду.Москва «Педагогика» 1987г.

4.Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологиив начальной школе. Москва «ВАКО»2004г.

5, Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение СПБ Дельта, 2003г