Новикова Елена Михайловна

Консультация
для родителей детей раннего возраста.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

     Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Пальчиковые игры развивают подражательную способность, они достаточно просты, учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.

1. «Заготавливаем капусту».
Руками имитируем соответствующие действия.
Мы капусту рубим, рубим! Мы морковку трем, трем! Мы капусту солим, солим! Мы капусту жмем, жмем! (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, потереть кулак одной руки о кулак другой, пальцы сложить в щепотку, сжимать и разжимать кулаки).
2. «Семья».
Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, этот пальчик – я. – Вот и вся моя семья.
(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
3. «Пальчики кивают».
(Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строку осуществляется «кивание» одного пальца по 2—4 раза).
Вот и встретилась семья. (большой)
Рад тебя увидеть я. (указательный)
Всех мы в гости пригласили, (средний)
Всех здороваться учили. (безымянный)
В знак приветствия кивать (мизинец)
Может пальчик номер пять, (мизинец)
Безымянный — может ниже, (безымянный)
Средний — силой не обижен, (средний)
Этот — знает всё на свете, (указательный)
А вот этот любят дети!

        Использование пальчиковых игр оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.
Правила выполнения игр. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие и неумелые. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Наиболее доступным способом тренировки пальчиков, является нетрадиционное использование предметов, которые можно найти в каждом доме. В роли таких предметов могут выступать крупные бусины, прищепки, крупные орехи (например, грецкие), различные крупы и др.
Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью.

Вот некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами:
1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.
3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.
4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.
6. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
7. Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Игры с крупами.

     Насыпаем манную крупу на поднос или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять чистый лист, и, значит можно снова творить.
Еще один вид игры с крупами – «сухой бассейн». Для его создания небольшую глубокую миску (кастрюлю) нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. А если в «бассейн» поместить мелкие игрушки, то можно поиграть в «прятки». Детям предлагается найти спрятанные игрушки: «в прятки пальчики играли, и игрушки все искали…».
Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.       Главное — руки должны быть в крупе по запястье, таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
Также малыши могут пересыпать и перекладывать содержимое этих ёмкостей в другие. Например, горох перекладывать в бутылочки, затем пробками закрывать их. Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
А чтобы интерес к этим играм не угасал, нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Поэтому игры нужно проводить вместе с детьми, т. к. необходимо ободряющее внимание взрослого. И если ребенок не проявил интереса к игре – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игру позже. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна.