Косович Валентина Анатольевна

 « Предметно-развивающая среда современного детского сада как основа развития индивидуальности  ребенка »

В настоящее время наблюдается повышенный интерес родителей ко всем вопросам воспитания и образования детей. В то же время бурные успехи научно-технической революции порождают и противоречия, невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, сколько естественнонаучными знаниями, техническими способностями. Это достаточно чётко проявляется в современном семейном воспитании, когда родителей порою интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребёнка к овладению точными науками, когда освящённое многовековой традицией общение с дошкольниками в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, игр с компьютером, прослушиванием магнитофонных или DVD- записей. Средства массовой информации (особенно телевидение) вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» К. Батюшков. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.
Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить. Детская книга пишется для воспитания, а воспитание – велико дело: «им решается участь человека», так говорил В.Г. Белинский.
Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Но это могучее воздействие книги на воспитание ребенка надо использовать осторожно и умело родителям и воспитателям.
Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребёнка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. Белинский говорил: «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился — вы сделали свое дело».
Надо умело подбирать книги для чтения детям. Не надо читать все подряд. Книга богата познавательным материалом: тут и природа, и жизнь животных, и мир человека. Многое детям в книгах не понятно, что важно довести до сознания детей. Очень важны беседы по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, если да (нет) почему?
Попросите выполнить зарисовку. Дошкольник, да и школьник, с большим интересом выполняют эти задания. Такие задания будят мысль детей, влияют на личность самого ребенка, на его поведение.
Для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок по натуре эмоционален. Его привлекает все красивое, яркое. И надо обратить внимание ребенка на то, кто эту книгу так красочно оформил – художник, познакомить с другими профессиями людей участвующими в создании книги.
Очень важно чтобы ребенок давал самостоятельную оценку своему герою. В своей беседе с детьми взрослые должны стараться подвести детей к основной мысли, идее произведения. Ребенок, придя в школу, затрудняется в определении главной идее произведения. Он старается подробно пересказать весь текст рассказа, что совсем не требуется. Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, надо как писал известный русский методист Д.И. Тихомиров – «научить маленьких наших читателей (или слушателей) мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому родители должны читать детям книги очень выразительно. Именно посредством голоса, дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы. Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка . Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. С этой целью объекты деятельности педагоги постарались разместить в группе в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т.д.). В большинстве случаев, площадь групповой комнаты детского сада не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы является использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая доступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей . Для предоставления ребенку свободы, большого «поля» выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, появилась возможность  использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Хочется поделиться опытом использования развивающего пособия для детей «Колесо чудес», которое отображает все центры развивающей предметно – пространственной среды (РППС) в группе. Данное пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Многофункциональное пособие помогает решать множество образовательных задач: развитие логического мышления; развитие сенсорных способностей; развивать представление о множестве; тренировать наглядно-образное мышление; закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Воспитанники вместе с родителями изготовили именные прищепки для обозначения своего выбора в кругу.  При использовании круга в образовательной деятельности  ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать деятельность, исходя из своих интересов, желаний и потребностей, зафиксировав свою прищепку на «Колесе» и пригласить друга, чтобы вместе провести эксперимент, просто поиграть, порисовать. Для этого продумываю,  в каждом центре  проблемно-игровые ситуации учитывая возрастные особенности детей.

Считаю, мною максимально используются дидактические возможности РППС, интегрируя все виды детской деятельности. В ходе познавательной деятельности, осваивая опыты с водой, песком, воспитанники делают выводы и фиксируют в таблице.

Используя нетрадиционные спортивные тренажеры, сделанные руками родителей для укрепления здоровья, дети  развивают ловкость, внимание, выносливость.

Для развития творческого потенциала детей, воображения, самостоятельности, активности, знакомства с бытом и историей своего народа  театральную студию дополнила мини-музеем «Русская горница» с сундуком для ряженья.

В центре сюжетно-ролевых игр,  среда динамична и с привлечением детей своевременно изменяется. Атрибуты к играм подобраны, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

В группе имеется макет купе вагона, где получают первоначальное представление об особенностях доступных возрасту профессий железнодорожников. Знакомство с трудом машиниста, проводника, развивают любознательность, наблюдательность, умение входить в определенный образ, выполнять игровые действия в соответствии  с ролью.

Ежедневно в конце дня, на вечернем круге подводим итоги и делимся своими достижениями, впечатлениями о путешествиях, спортивными победами.  Уходя  домой, ребята   рассказывают родителям, что интересного было сегодня, чем займутся завтра.

Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать новое, поэтому активно использую разработки в этой области. Мультимедийные презентации MS Power Point, создаю с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении ООД, на примере — «Как прекрасен этот мир». Цель деятельности была ориентирована на формирование нравственных и эстетических чувств дошкольника через приобщение детей к прекрасному миру цветов.
В этом году впервые столкнулись с дистанционной работой с долго отсутствующими детьми. Хочу поделиться опытом работы в таких условиях, начала свою деятельность с взаимодействия с родителями воспитанников, в цифровом пространстве, создав совместные группы родителей, педагогов в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»). Подготовила консультации для родителей по организации образовательной деятельности дома. Организовала видеоконференции, занятия через ZOOM. Выстроила траекторию работы с родителями, как с проводниками: обновляю материал для бесед с детьми, поясняю дидактические игры. Проводим обмен опытом по домашнему обучению: в офлайн режиме выставки детского творчества, фестивали стихов и другие достижения детей.
Компьютер и другие электронные ресурсы повсеместно входят в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия, У детей долго не посещающих сад, приходя вновь начинается адаптация. Для решения этой проблемы использую электронные ресурсы: на занятии в режиме онлайн выделяю ребятам время на общение, коммуникативную игру, даю возможность рассказать свои детские новости. Используя интерактивные обучающие игры (игры-путешествия, «бродилки») организую одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстроиваю образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей появиться творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность.